Танковый музей в Мунстере. Часть 2
На этот раз чуть более подробно, больше разных деталей, ракурсов и интерьеров. Еще решусь, пожалуй, выложить таблички, что стоят у экспонатов. Изначально выкладывать их не собирался и снимал кое-как, чисто для внутреннего употребления. Но там много интересной информации, правда, на импортных языках(((
Ссылка на первую часть:
Brummbär
Здесь и далее инфа из Википедии.
Sturmpanzer IV — средняя по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны на базе среднего танка Panzer IV. Использовалась в сражениях под Курском, в Анцио, Нормандии, и помогала при подавлении восстания в Варшаве. Серийно выпускалась с апреля 1943 года, до капитуляции Германии было выпущено 306 экземпляров.
Wespe
«Веспе» (нем. Wespe — «оса») — лёгкая по массе (11 т.) немецкая самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса самоходных гаубиц времён Второй мировой войны.
Немного интерьера, снятого через приоткрытый люк мехвода.
Основным вооружением машины была широко распространённая в немецкой артиллерии 105-мм гаубица leFH 18. Также на Wespe устанавливалась гаубица leFH 16. В классе лёгких самоходных гаубиц признана одной из удачнейших САУ своего времени, главным образом, благодаря компактности, хорошей подвижности и отличной баллистике орудия. Однако по огневой мощи уступала основным противникам: советской СУ-122 и американской M7 Priest, превосходя только британские Bishop и Sexton. Экипаж Wespe состоял из пяти человек.
САУ выпускалась на базе шасси снятого с вооружения лёгкого танка PzKpfw II Ausf F.
Производство было размещено на различных предприятиях, преимущественно в Польше. Серийный выпуск продолжался с февраля 1943 года до середины 1944 года, всего было выпущено 676 машины и 159 транспортёров боеприпасов Mun Schl на её базе.
Hummel
Hummel (с нем. — «шмель», полное название — 15 cm Schwere Panzerhaubitze auf Geschützwagen III/IV (Sf) Hummel) — немецкая самоходная гаубица калибра 150 мм периода Второй мировой войны.
В начале сентября 1941 года Гитлеру был представлен доклад, в котором приводились аргументы в пользу создания единого танка на базе PzKpfw III и PzKpfw IV. В результате в начале 1942 года было создано унифицированное шасси Geschutzwagen III/IV. Но в марте, после установки 75-мм длинноствольного орудия на Pz. IV Ausf. F2, проект «единого танка» закрыли, но созданное шасси было решено использовать, как базу для самоходной артиллерийской установки с 150-мм гаубицей sFH 18. Проектированием новой самоходки занималась фирма Alkett, которая уже разрабатывала проект установки 105-мм орудия 10,5 cm leFH 18 на шасси PzKpfw III. В июле проект был одобрен и было запланировано произвести 200 САУ. Но в октябре, после демонстрации Гитлеру проекта самоходки на базе Хуммеля, вооружённой 88-мм Pak 43/1 (будущий Насхорн), планы были скорректированы и до лета 1943 года было запланировано произвести по 100 машин каждого типа.
Производство самоходок «Hummel» началось в феврале на заводе фирмы «Deutsche Eisenwerke» в Дуйсбурге, когда собрали первые 5 установок. В марте выпустили уже 26, в апреле - 49. В мае в производство пошли транспортеры боеприпасов и выпуск линейных САУ упал. К июню 1943 года было произведено 115 самоходок, из которых на линию фронта попали только 55, остальные были отправлены в учебные части. Всего же в 1943 году было изготовлено 368 машин, в 1944 — 289, в 1945 — 57, из которых 9 были вооружены 105-мм гаубицами в рубках от Wespe. Всего же общий выпуск составил 714 машин. Кроме того Вермахт получил 157 транспортёров боеприпасов на базе самоходки, которые без особых трудностей переделывались в войсках в боевые машины. Сколько подобным образом было переделано транспортеров - неизвестно.
Вес Хуммеля составляет 24,4 тонн. Экипаж САУ состоит из 6 человек (водитель и расчёт орудия).
Корпус Хуммеля изготавливался из катанных броневых листов толщиной от 15 мм до 30 мм. Боевое отделение располагается в кормовой части (броневая рубка), моторно-трансмиссионное — посередине, и отделение управления — спереди.
Открытая сверху броневая рубка располагается в центральной и кормовой части машины. Толщина стенок рубки составляет 10 мм. Для посадки расчёта и загрузки боекомплекта в задней стенке рубки имеется двухстворчатая дверь. Для защиты от непогоды над рубкой можно было установить брезентовый тент.
Вооружение: 150-мм тяжёлая полевая гаубица sFH 18 L/30. Ствол гаубицы имел длину 440 см. Для стрельбы применялись фугасные (в основном) и дымовые (редко), бетонобойные и бронебойные снаряды. В качестве вспомогательного вооружения использовался 7,92-мм пулемёт MG 34 или MG 42, два пистолета-пулемёта MP 38/40. Боекомплект состоял из 18 снарядов и 600 патронов.
Sturmtiger
«Штурмтигр» (нем. Sturmtiger), полное официальное название — 38 cm RW61 auf Sturmmörser Tiger, распространено также название «Штурмпанцер VI» (нем. Sturmpanzer VI) — немецкая самоходная артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны, класса штурмовых орудий, тяжёлая по массе. Создана в 1943 году на шасси тяжёлого танка «Тигр» и предназначалась для разрушения укреплений противника и боёв в городских условиях. Всего в 1943—1945 годах из линейных танков было переоборудовано 18 «Штурмтигров», включая прототип. Они ограниченно применялись в боях практически до самого конца войны, но из-за своего крайне малого количества, отсутствия подходящих целей, ненадёжности и проблем со снабжением, сколько-нибудь заметного влияния на ход боевых действий «Штурмтигры» не оказали.
Основным вооружением «Штурмтигра» являлся 380-мм корабельный реактивный бомбомёт Raketenwerfer 61 (армейское обозначение 38 cm RW61 или StuM RM 61 L/5) с длиной ствола в 5,4 калибра. Бомбомёт устанавливался в лобовом листе рубки в шаровой установке, позволявшей его наводку в вертикальной плоскости в пределах 0…+85° и в горизонтальной — в пределах ±10°.
Бомбомёт вёл огонь ракетами с твердотопливным двигателем, стабилизировавшимися в полёте за счёт вращения, достигавшегося за счёт наклонного расположения сопел её двигателя, а также вхождения выступов на корпусе ракеты в каналы нарезки ствола орудия. Начальная скорость ракеты на выходе из ствола составляла 300 м/с. Хотя ракета при выстреле и создавала небольшую по сравнению с традиционными артиллерийскими системами того же калибра отдачу, чтобы не усложнять конструкцию и не загромождать боевое отделение механизмами отката, конструкторам пришлось прибегнуть к оригинальному решению: газы ракетного двигателя отводились в пространство между стволом и его внешним кожухом, выводясь через отверстия в передней части ствола; таким образом удавалось погасить значительную часть стартовой отдачи.
Максимальный боекомплект бомбомёта состоял из 14 ракет, из которых 12 размещались в укладках по обеим сторонам рубки, одна находилась на зарядном лотке, и ещё одна в стволе, однако обычно экипажи предпочитали загружать в машину лишь 13 снарядов, не занимая зарядный лоток. Обычно в него входили только фугасные ракеты Raketen Sprenggranate массой 351 кг, содержавшие 125 кг тротила. Ракета снабжалась ударными взрывателями AZKM-8 или AZKM-10 с регулируемой задержкой срабатывания, составлявшей от 0,5 до 12 секунд. С 1944 года велась также разработка кумулятивной ракеты Raketen Hohladungsgranate массой 345 кг, предназначенной для поражения особо прочных долговременных укреплений и способной пробить до 2,5 м железобетона, однако до конца войны на вооружение она так и не поступила.
Зарядка орудия производилась вручную ( ВРУЧНУЮ, КАРЛ!!!!!), ввиду значительной массы снарядов для этого использовалась ручная лебёдка, установленная внутри рубки и передвигавшаяся по рельсам на её крыше. Помимо этого, на крыше рубки устанавливался съёмный кран, служивший для загрузки боеприпасов в танк. Ствол орудия для зарядки должен был быть опущен в положение 0°, после чего четыре человека экипажа проталкивали ракету в ствол при помощи специального инструмента, по откидному лотку с направляющими роликами. При этом, с помощью направляющей планки, ракета приводилась в нужное положение, чтобы выступы на ней совпали с нарезами ствола; также для придания ракете правильного положения мог быть использован специальный ключ. Зарядка орудия являлась трудоёмким и медленным процессом, занимавшим не менее 10 минут, даже при том, что в нём были задействованы четыре члена экипажа
«Штурмтигр» проектировался как машина для действий в городских условиях, способная выдерживать огонь противотанковой артиллерии со всех направлений. Защищённость лобовой части «Штурмтигров» ранних выпусков была одной из высочайших среди всех использовавшихся во Второй мировой войне бронемашин и была сравнима с бронированием «Королевского тигра». Лобовая деталь рубки, толщиной 150 мм, расположенная под углом 47° к вертикали, была малоуязвима даже для наиболее мощных танковых и противотанковых орудий. Из противотанковых орудий лишь британская 76-мм противотанковая пушка QF 17 pounder при использовании подкалиберного снаряда, советская 100-мм полевая пушка образца 1944 года (БС-3) и американская 90-мм зенитная пушка М2 (использовавшаяся как танковая и противотанковая; подкалиберным снарядом)) имели шансы пробить её на предельно малых дистанциях.
Моделька штурмтигра.
Моделек там, кстати, очень много. Думаю, больше сотни. Это только малая часть.
Королевский тигр.
Panzerkampfwagen VI Ausf. B, «Тигр II», или «Короле́вский тигр» (буквальный перевод нем. «Königstiger») — немецкий тяжёлый танк заключительного периода Второй мировой войны. Производился серийно с марта 1944 года и до конца войны. Всего выпущено 489 танков.
Является последним серийным тяжёлым танком нацистской Германии. Благодаря мощной 88-мм пушке был способен эффективно поражать огнём все танки, используемые во Второй мировой войне антигитлеровской коалицией, в пределах дистанции прямого выстрела. Толстые листы брони, расположенные под большими углами наклона, обеспечивали танку весьма высокую защиту от большинства противотанковых средств того времени. Вместе с тем высокий вес и недостаточная мощность двигателя обусловили невысокие ходовые качества и общую низкую надёжность «Тигра II»
После встречи войск вермахта с советскими танками КВ-1 и Т-34 в Германии резко активизировались работы по созданию тяжёлого танка, результатом которых стало появление на полях сражений танка «Тигр», сильнейшего на тот момент в мире. Однако действия разведки и допросы пленных советских офицеров, в том числе весьма высокого ранга, позволили немецкому командованию составить вполне реальное представление о возможностях военно-промышленного комплекса СССР. Картина для немецких войск вырисовывалась не самая радужная — было ясно, что очень вероятно скорое появление в распоряжении Красной армии новых танков с характеристиками, далеко превосходящими немецкие, причём в очень больших количествах.
Кроме того, у Управления вооружений вермахта и лично Гитлера имелось стойкое желание иметь танк, вооружённый очень удачной и мощной 88-мм пушкой Kw.K. 43 L/71, которую в силу её размеров ни на одном из имевшихся танков разместить не удавалось.
Все эти факторы вылились в концепцию танка-истребителя, который должен иметь повышенную защиту и быть вооружённым очень мощным орудием. При этом подвижностью машины можно было пренебречь — предполагалось, что танк будет действовать в обороне, преимущественно из засад, и обстреливать противника с больших расстояний, что позволяла великолепная немецкая прицельная оптика.
По бронированию «Тигр II» является одним из самых защищённых серийных танков Второй мировой войны.
Корпус и башня танка выполнялись с использованием минимального количества бронеплит, что было сделано как для усиления защищённости танка, так и для упрощения процесса производства. Для изготовления корпуса использовались шесть бронеплит толщиной от 18 до 25 мм, при этом все броневые листы были сварены с использованием сложных способов их соединения (шипы, «ласточкин хвост» и т. п.). Использовалась катаная гомогенная броня. Ввиду того, что к концу 1944 года с потерей месторождений цветных металлов (особенно на Балканах) немецкая промышленность испытывала затруднения в снабжении ими, содержание в ней легирующих металлов (в частности, никеля и молибдена) не всегда соответствовало нормам, и потому качество брони оказалось намного ниже, чем, к примеру, у «Тигра I» или «Фердинанда».
Эффективность бронирования повышалась за счёт установки бронеплит верхней части корпуса и башни под большими углами наклона (рациональное расположение бронелистов). Верхний лобовой лист толщиной 150 мм устанавливался под углом 50° к вертикали,что давало по ходу бронебойного снаряда толщину основной бронеплиты в 233 мм, 120-мм нижний лобовой лист — под таким же, но обратным углом. Верхние (25°) боковые, нижние (вертикальные) боковые и кормовой (30°) листы имели одинаковую толщину — 80 мм. Дно и крыша корпуса — 40—42 мм.
Количество отверстий в корпусе танка и башне попытались свести к минимуму. В лобовом листе в шаровой установке располагался курсовой пулемёт. Эвакуационные люки водителя и стрелка-радиста размещались на крыше корпуса, прямоугольный люк заряжающего — на крыше башни, а командир и наводчик пользовались круглым люком командирской башенки. В задней части башни имелся большой люк (520×476 мм), использовавшийся для загрузки снарядов, выброса стреляных гильз, экстренной эвакуации экипажа и замены пушки в заводских условиях. В люке имелась амбразура для стрельбы из личного оружия. Ещё одно отверстие (круглое, диаметром 230 мм) располагалось на крыше башни над казённой частью орудия и служило для лучшей вентиляции боевого отделения и удаления из него пороховых газов.
В лобовом листе башни на цапфах устанавливалось 88-мм орудие KwK 43 L/71. Пушка имела внушительные размеры и вес, поэтому требовала мощной платформы. Специально для установки этой пушки внутренний погон башни был увеличен до 1850 мм, а в её передней части оставлено большое пространство для вынесенных вперёд массивных цапф. Пушка прикрывалась маской, бронирование которой на обоих типах башни составляло от 65 до 100 мм. Чтобы уравновесить значительно потяжелевшую переднюю часть башни и одновременно облегчить работу заряжающего, в задней части башни разместили крупную кормовую нишу с боеукладкой на 22 выстрела. Несмотря на то, что пушка практически разделяла башню пополам, почти доходя до её задней стенки, башня оставалась в целом достаточно просторной. Полный оборот башни гидроприводом осуществлялся за 19—77 секунд, в зависимости от частоты вращения главного двигателя, который приводил в действие гидропривод поворота башни. Также башню можно было повернуть вручную, сделав 704 оборота ручного маховика наводчика или 680 оборотов маховика заряжающего.
«Тигр II» является одним из немногих примеров в практике мирового танкостроения, когда не орудие проектировалось для танка, а танк — для орудия. Таковым являлась 88-мм нарезная танковая пушка 8.8 KwK 43 L/71, созданная на базе 88-мм зенитной пушки обр. 1941 года. Ряд экспертов с обеих противоборствующих сторон были склонны считать Kw.K. 43 L/71 самой мощной пушкой своего класса за весь период Второй мировой войны. По дальности стрельбы и бронепробиваемости пушка превосходила большинство танковых орудий, имевшихся в распоряжении антигитлеровской коалиции.
Помимо боеукладок, с внутренней стороны корпуса были размещены многочисленные стеллажи для дополнительного оборудования.
Боекомплект орудия располагался в лотковых укладках, в надгусеничных нишах в отделении управления и боевом отделении, а также в кормовой нише башни. В нише башни типа Порше размещались 16 снарядов, тогда как в башне Хеншеля — 22. Данные об общей численности боекомплекта варьируются от 72 до 77 (для танков с башней Порше) и от 80 до 84 (для танков с башней Хеншеля). В боекомплект входили унитарные выстрелы с калиберными и подкалиберными бронебойными,осколочно-фугасными снарядами и кумулятивными.
По состоянию на 2011 год, в музеях сохранилось по меньшей мере восемь экземпляров «Тигра II»
83 комментария
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена