Интересные факты про Южную Америку. Часть третья - заселение человеком
Вопросы хронологии
Хронология моделей миграции делится на две шкалы. Одна шкала основана на «короткой хронологии», согласно которой первая волна переселения в Америку произошла не ранее 14 — 16 тыс. лет назад. Сторонники «длинной хронологии» считают, что первая группа людей прибыла в западное полушарие гораздо раньше, возможно 20 — 50 тыс. лет назад, и, возможно, после неё имели место другие последовательные волны миграций.
Общепринятая теория
Для начала ознакомимся с заселением Северной Америки. Около 15 тысяч лет назад существовал перешеек между Сибирью и Аляской (Беренгия). Берингийский сухопутный мост представлял собой обширную область континентального шельфа, выступавшую над морской поверхностью или скрывавшуюся под ней вследствие циклических изменений уровня Мирового океана. Наиболее благоприятные условия для миграции фауны, людей и животных создались 14 тыс. лет назад, когда по так называемому безлёдному коридору Макензи лежал путь на юг шириной до 100 км и протяжённостью около 2000 км. Ландшафт Берингии представлял собой холодные тундростепи с островками кустарника и березняка на поймах рек.
Считается, что древние охотники перейдя по этому перешейку вслед за стадами крупных сухопутных млекопитающих, мясо которых составляла основу их рациона.
Древнейшей на американском континенте археологической культурой является культура Кловис. Согласно последним данным, представители культуры Кловис, появились примерно 15 000 лет назад. Основным занятием была охота и собирательство, это подтверждается находками на стоянках костей мамонтов, бизонов, мастодонтов и других млекопитающих. Всего известно более 125 видов растений и животных, используемых людьми Кловис. Характеризуется каменными оббитыми ланцетовидными наконечниками копий с продольными желобками на обеих поверхностях и вогнутым основанием, иногда в форме рыбьего хвоста. Их антропология известна всего по двум находкам: останкам мальчика, получившего прозвище Анзик-1 (штат Монтана, 2013), и девочки (мексиканский штат Юкатан, 2014).
Теория, известная под названием «Кловис первые», является преобладающей среди археологов со второй половины XX века. Она подразумевает, что представители культуры Кловис были первыми жителями Северной и Южной Америк. Основным аргументом в пользу теории является то, что никаких убедительных доказательств свидетельствующих о наличии человека на американском континенте ранее культуры Кловис не было найдено.
Орудия культуры Кловис
Однако южно-американские культурные находки, с другой стороны, не имеют той же последовательности и представляют собой разнообразные культурные образцы. Поэтому многие археологи считают, что модель Кловис не действительна для Южной Америки, призывая к созданию новых теорий для объяснения доисторических находок, не укладывающихся в культурный комплекс Кловис. Ниже рассмотрим эти находки.
Серра-да-Капивара (Бразилия)
Археологические находки у Серра-да-Капивара указывают на возможное прибытие людей около 50 тысячелетия до н. э., но свидетельство всё ещё подвергается сомнению некоторыми исследователями. Эти свидетельства указывают или на переправу через Берингов пролив намного раньше, чем до того считалось, или на морской маршрут заселения Америки. На северо-востоке Бразилии около Сан-Раймунду-Нонату на территории 40000 кв. км. найден целый ряд памятников доисторического искусства, которые представляют собой как цветные рисунки, так и контурные изображения. Цветные рисунки найдены около подножья вертикальных прибережных скал и в пещерах. Высеченные контурные изображения находят и на отдельных скалах у входов в пещеры. Некоторые галереи состоят более чем из тысячи изображений, но большинство включают от 10 до 100 фигур. Это по большей части антропоморфные изображения. Люди представлены на ходу, некоторые фигуры составляют очень динамичные композиции, хотя их интерпретация тяжела. Археологические раскопки установили приблизительную хронологию расселения на этой территории и развития древнего искусства. Самый древний период — Педра-Фурада (Pedra Furada) делится на четыре последовательные фазы. Появление искусства обычно относят к периоду Педра Фурада I (около 46 000 года до н. э.), в археологических слоях этого периода уже найдены фрагменты скал с цветными отметками. Высеченные контурные изображения появились только в последней стадии (Педра Фуада IV, около 15000 года до н. э.).
Санта Элина (Бразилия)
На стоянке Санта Элина в овраге под нависающим скальным обрывом в западной Бразилии сохранила много всего интересного. Большие очаги и завалы камней, растительные остатки и россыпи кожных окостенений-остеодерм гигантских ленивцев глоссотериев, прослои пепла и опять кости ленивцев. Конечно, нашлись и каменные орудия, хотя и довольно примитивные, сделанные из известняка. На стоянке Санта Элина были найдены две подвески из остеодерм гигантских ленивцев с просверленными дырочками для подвешивания. Самое же интересное, конечно, – датировки. Древнейший слой со следами заселения в виде нескольких отщепов и просверленными подвесками имеет древность 26,887-27,818 тыс.л.н. Выше него ещё парочка слоёв датирована 25,896-27,660 тыс.л.н. После следуют немые толщи, где человеческих следов не обнаруживается, а второй раз люди пришли сюда 11,404-12,007 тыс.л.н., после чего уже никуда не исчезали. Таким образом, получается, что в центре Южной Америки, в амазонской сельве люди появились близко к тридцати тысячам лет назад. Хорошая стратиграфия и обилие согласующихся датировок делают эти цифры одними из самых надёжных для обеих Америк.
Монте-Верде (Чили)
Стоянка Монте-Верде на юге центральной части Чили, здесь были найдены грубые каменные орудия. Возраст памятника определён в 14,5 тыс. лет назад. Таким образом, Монте-Верде, если его датировка верна, является свидетельством появления в Америке палеоиндейцев как минимум за 1000 лет до Кловиса. Первоначально находки в Монте-Верде отвергались археологическим сообществом, однако со временем стали получать всё большее признание, несмотря на продолжающуюся критику со стороны тех, кто отстаивает теорию, что первая волна заселения Америки людьми была связана с Кловисом. Культура насельников Монте-Верде абсолютно не похожа на культуру кловисских охотников. Хотя насельники Монте-Верде делали развитые бифасы, в основном они делали минимально обработанные галечные орудия. И действительно, главным образом получали каменные орудия просто выбирая расколовшиеся от природных факторов гальки. На некоторых из них видны ни больше ни меньше следы использования. На других видны следы намеренного ретуширования рабочего края. Это сильно напоминает описание европейских эолитов. По счастливой случайности: стоянка расположена в болотистой местности, в которой сохранились портящиеся растения и животные. Два галечных орудия были воткнуты в деревянную рукоятку. Также были обнаружены 12 фундаментов построек; они были сделаны из вбитых в землю досок и небольших бревен. Там найдены большие жилищные очаги и большие угольные печи, обложенные глиной. На одном куске глины видели след восьми-девятилетнего ребенка. Также были найдены грубые деревянные ступы, которые стояли на деревянных опорах, жерновах, остатки дикого картофеля, лекарственные растения и растения с морского побережья с высоким содержанием соли. В целом, стоянки Монте-Верде проливает свет на существование существ, которые могли делать и использовать грубые галечные орудия в плиоцене и миоцене в Европе или на границе плиоцена и плейстоцена в Африке. В этом случае эта культура располагала всеми домашними удобствами, сделанными из разлагающихся материалов. Культурный уровень стоянки гораздо выше культурного уровня предков человека. Благодаря случайному сохранению мы видим, что артефакты из Монте-Верде представляют развитую культуру, которой сопутствовали грубейшие виды каменных орудий.
Пьедра-Мусео (Аргентина)
Наиболее раннее присутствие людей обнаружено в Пьедра-Мусео в провинции Санта-Крус и датируется 11 тыс. до н. э. Вместе с археологическими находками в Монте-Верде (Чили) и Педра-Фурада (Бразилия) они являются наиболее древними местами проживания людей в Южной Америке и являются свидетельствами теории раннего заселения Америки, то есть до возникновения культуры Кловис.
Антропологический вопрос
Согласно общепринятой теории Америка заселялась представителями азиатских рас (монголоидами). Однако многие антропологи придерживаются другого мнения. И для этого есть причины.
Лузия
Череп женщины, возраст которого составляет около 11 тысяч лет, обнаружила в 1974 году в пещере Лапа-Вермелья (муниципалитет Лагоа-Санта штата Минас-Жерайс) группа бразильских и французских археологов, которую возглавляла Аннетта Ламинг-Амперер (1917—1977). Имя Лузия было дано как аналог Люси — известной антропологической находки 1974 года в Танзании возрастом 3,5 млн лет.
Исследования скелета показали, что Лузия относилась к самым первым жителям Южной Америки. Череп женщины имеет овальную форму и маленький размер, лицо с выпирающим вперёд подбородком. Археологи предполагают, что Лузии было от 20 до 25 лет, когда она погибла в результате несчастного случая или от нападения дикого животного. Женщина принадлежала к группе, занимавшейся охотой и собирательством.
При изучении краниальной морфологии Лузии, Невеш обнаружил признаки, свойственные современным аборигенам Австралии и жителям Африки (при том, что согласно современным представлениям о расах, негроиды и австралоиды генетически весьма далеки друг от друга). Вместе со своим аргентинским коллегой Эктором Пучьярелли (Héctor Pucciarelli) из Музея Ла-Платы Невис сформулировал гипотезу, согласно которой заселение Америки произошло в результате двух различных волн охотников-собирателей из Азии через Берингов перешеек, существовавший до конца последнего оледенения. При этом эти волны представляли собой биологически и этнически совершенно различные группы. Первые (так называемые «аборигены Америки») перешли через перешеек около 14 тысяч лет назад — к ним относилась и Лузия. К этой же группе мог относиться и Кенневикский человек, черты лица которого также отличны от индейских. Вторая группа в расовом отношении была близка к монголоидам, и перешла в Америку около 11 тысяч лет назад, и от неё происходят почти все современные индейские народы Северной и Южной Америки.
Мумия Чинчорро
Культура Чинчорро — древняя культура, существовавшая на западном тихоокеанском побережье Южной Америки на территории современных региона Такна (Перу), и областей Арика-и-Паринакота и Тарапака (Чили) в период примерно 9—4 тыс. до н. э. Были одним из первых народов с поселковой культурой, осуществлявших ритуальную мумификацию всех своих умерших. Возраст наиболее древней из мумий составляет более 9 тыс. лет — это наиболее древние человеческие мумии в мире. Впервые останки данной культуры были открыты и описаны немецким археологом Максом Уле. Археологические останки культуры Чинчорро хранятся и изучаются в Университете Тарапака. При университете имеется археологический музей, где можно увидеть некоторые мумии. Изучение 10 новых доступных древних геномов из Америки показало, что в геноме мумии Чинчорро было значительно большее количество европеоидной примеси, чем в остальных исследованных древних геномах индейцев. У представителей культуры Чинчорро была определена митохондриальная гаплогруппа A2.
Контакты с полинезией.
Хотя археологических доказательств американо-полинезийским контактам нет, многие исследователи считают предположение о подобных контактах заслуживающим доверия. Одним из доказательств в пользу этой теории считается факт выращивания в Полинезии батата (сладкого картофеля) задолго до контактов с европейцами. Родиной батата, как и обычного картофеля, является Америка. Предполагается, что либо полинезийцы привезли батат из Южной Америки, либо американские путешественники завезли его в Полинезию. «Случайное» попадание клубней батата в Полинезию по морю представляется крайне маловероятным. Само название батата на полинезийских языках (рапануйск. kumara, маори kumāra, гавайск. ʻuala) связывают с кечуанским k’umar ~ k’umara «батат», что также является косвенным свидетельством об американо-полинезийском контакте.
Кроме того на территории Южной Америки до прихода европейцев не должно было быть кур, однако испанские конкистадоры впервые упомянули породу кур несущих голубые яйца, в 1526 году. Главная особенность птиц этой породы — они несут голубые или зеленоватые яйца, и это доминантный признак который никак не мог сформироваться за 30 лет прошедших с открытия Нового Света. Наиболее вероятно, что данных кур завезли полинезийские путешественники.
В легендах и мифах полинезийцев сохранилось множество припоминаний о плаваниях их предков к далеким землям на востоке. Так, на Маркизских островах рассказывают легенду об огромной лодке-катамаране «Кахуа», которую построили люди с острова Хива-Оа. Лодка была так велика, что вычерпывающие воду моряки не могли дотянуться со своими черпаками даже до прорезей в бортах. Две ее секции соединялись дощатой платформой, на которой стоял навес из пальмовых листьев. Под ним хранились запасы пищи. Эта лодка сначала поплыла на северо-запад, чтобы посетить остров Нуку-Хива, а затем повернула на восток, и после долгого плавания пришла к побережью страны, которую полинезийцы назвали Те-Фити. Какое-то время полинезийские моряки пробыли на новой земле, а потом, оставив здесь часть своих людей, вернулись на остров Хива-Оа. Единственной сушей, лежащей к востоку от Маркизских островов, может быть только Южная Америка, и страной Те-Фити следует считать побережье Эквадора или Перу.
А жители острова Раротонга рассказывают о том, как с острова Раиатеа (о-ва Общества) однажды отправилась на восток большая морская экспедиция во главе с вождем Мауи Марумамао. Каноэ полинезийцев прошли мимо острова Рапа- Нуи (Пасхи), а затем долго плыли в восточном направлении, пока не добрались до «страны горных хребтов». Здесь вождь Мауи умер, и его сын Киу, возглавив экспедицию, пошел на запад, к островам Полинезии.
Контакты с Африкой
В легендах перуанских индейцев сохранились воспоминания о приходе темнокожих людей с востока. А в 1513 году испанский конкистадор Васко Нуньес де Бальбоа обнаружил в Панаме, на Дарьенском перешейке, необычных индейцев с черным цветом кожи. Это явно были потомки африканцев! В испанских хрониках, относящихся к временам первых конкистадоров, вообще часты упоминания и о «черных карибах», и о «черных антильцах». Хронист XVI века Франко Гарсия, проведший много лет в Америке, сообщает, что видел на острове близ Картахены (Колумбия) африканское племя. Английский историк Ричард Иден уверен, что ошибки быть не могло: когда европейцы впервые прибыли в Новый Свет, то они явно отличали длинные черные волосы индейцев от вьющихся волос «мавров». Кроме того известны факты, что в 19-м веке, африканских рыбаков, ветром и течениями прибивало к берегам Бразилии.
Заключение
Как мы видим из вышеописанного проблема заселения Южной Америки до сих пор полностью не разрешена. И думаю нас ждёт еще немало интереснейших открытий в этом вопросе. Ниже моя версия заселения Южной Америки. Соглашусь, что основной поток шел, через Беренгию, но по обоим побережьям сказывалось влияние африканцев и полинезийцев.
44 комментария
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена