Секреты кино. Белое солнце пустыни. Эпизод "Верещагин"
Продолжаем исследовать неочевидные приемы кино.
Художественные решения, которые разобраны в цикле "Секреты кино", относятся к подсознательным воздействиям на эмоции зрителя. Мы уже рассматривали приемы, которые применяли Л.Гайдай, Ч.Чаплин, А.Хичкок и другие классики.
Кто-то приходил к этим решениям интуитивно, кто-то - аналитически или эмпирически, привнося в кино опыт работы в театре. В любом случае, их фильмы, их приемы так или иначе глубже "цеплялись" за восприятие зрителя. Эти примы неосознаваемо фиксируются в памяти зрителя, в послевкусии фильма или даже образовывая это послевкусие – а ведь именно оно возвращает нас к фильму, формирует желание пересмотреть, рекомендовать его друзьям, своим детям и т.д.
Мы, конечно же, помним эпизод, когда Верещагин узнает о гибели Петрухи.
Казалось бы, все держится сценарии, диалогах, на харизме актеров и их прекрасной игре.
Очень часто после таких разборов звучит вопрос - неужели режиссеры и операторы все это продумывают до съемок? Может, все-таки, это случайно так вышло, удачно совпало?
Исследование фильма подарило мне удачу - привело к знакомству и беседам с художником-постановщиком фильма "Белое солнце пустыни" Валерием Петровичем Костриным.
Многие подробности, конечно, уже сложно вспомнить - съемки проходили в конце 1960-х, а значит событиям уже почти 50 лет, самому Валерию Петровичу в январе 2018 исполнилось 80!
Но вот какой очень важный ключ понимания процесса можно увидеть в небольшой ремарке от Валерия Петровича:
- На «Белом солнце пустыни» происходила вот какая история. Владимир Яковлевич – режиссер, очень хорошо чувствующий и изображение, и общую форму кино. Какие-то схематичные зарисовки он делал, но больше полагался на свое чутье кадра, сцены, артиста.
Первая репетиция эпизода, Сухов во всей экипировке заходит в дом Верещагина на счет пулемета.
- Владимир Яковлевич, русский человек не сможет не снять фуражку, придя в дом, - говорит художник Бэлла Семеновна Маневич, она работала на первой части съемок фильма.
- Сухов – революционер, а Верещагин – представитель хоть и бывшей, но царской власти. Поэтому он не будет снимать перед ним фуражку, - сказал режиссер Владимир Яковлевич Мотыль.
Художник В.Кострин подтвердил - вторая часть фильма предварительно была вся прорисована в раскадровках. Конкретных подробностей, уже, к сожалению, сложно вспомнить, но, учитывая то чутье характеров своих персонажей, которое было у Мотыля, легко представить себе постановку режиссером задачи художнику:
- Вот Абдулла - он чувствует себя хозяином положения, он не считает необходимым спешиться, чтобы поговорить с Верещагиным.
А дальше - смотрите видеоразбор эпизода, надеюсь - вы откроете новые оттенки любимого фильма!
(По лицензионным ограничениям Мосфильма встроенное видео может потребовать перехода на Youtube)
Буду рад вашим мнениям!
9 комментариев
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Именно для получения такого золотого, проверенного опыта и делаю эти разборы. Сам на этих эпизодах учился и студентам показываю.
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
:)
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена