— ...Мне семьдесят. Я стал хуже видеть и хуже слышать — но лучше понимать!
(с) М.М.Жванецкий.
- Серёга, – кричали мы, – пошли играть в индейцев, нам одного не хватает!
Серёга был на пару лет старше нас и в прошлом году воевал за наших очень здорово. Поэтому, когда двор опять разделился на две армии...
В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» можно встретить более сложные композиционные и монтажные решения. Можно убедиться – режиссёр Леонид Иович Гайдай очень тонко работал с движением, продумывая его место в эпизоде ещё на этапе раскадровки фильма.
Обратимся к эпизоду, который можно было бы назвать «Танцы с разоблачением».
За один этот эпизод хочется сказать — боги кино благословили актёра Джорджа Клуни на этот режиссёрский дебют!
Великолепный пример постановки света. Собственно — великолепно всё: и выстроенный кадр, и мизансцена, и подбор актёра. И сам актёр — великолепен!
Фильм Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин» завершается очень красивым, очень тонким, совершенно эстетским визуальным решением. Короткий эпизод – настоящий мастер класс по нескольким важным кинодисциплинам – движение камеры, композиция, монтаж по движению, стилистика кинопроизведения.
Когда начинал свою работу на ТВ, стал изучать кино с изнанки — как это сделано? Хотелось понять - как работает приём, почему я — зритель — хочу пересмотреть фильм или конкретный его фрагмент.
К своему удивлению, очень много поучительного нашёл именно у Л.Гайдая —в самых, казалось бы, пересмотренных фильмах.
Вот, например, "Иван Васильевич меняет профессию", очень тонкая работа с движением в кадре:
Оказывается, в знаменитой сцене фильма "Кавказская пленница" есть, как сейчас сказали бы, пасхалка.
Длительность эпизода - 57 секунд, этого достаточно для погружения зрителя в состояние безотчётного страха и напряжения. Короткий мастер-класс от великого нашего А.Хичкока.
Казалось бы - неоднократно пересмотренный вдоль и поперёк фильм, мы его смотрим уже почти 50 лет. Что тут можно найти полезного?
Однако режиссёр Леонид Гайдай в этом эпизоде дал настоящий мастер-класс монтажа по движению. Каскад продуманных кадров превращает эпизод в эстетский визуальный аттракцион для гурманов кино и ценный урок для режиссёров и операторов.
Комедия - жанр, в котором успех, казалось бы, целиком зависит от смешного сценария, гэгов и актёрской харизмы. Тем не менее, мастера профессии и здесь находят возможность усложнить взаимодействие со зрителем.
Ещё один выпуск цикла «Секреты кино». Диалог Верещагина и Абдуллы «заряжён» хитрыми приёмами композиции и работы со светом и тенью.
Один из частых вопросов - на живых лекциях, на вебинарах - может эти «хитрости» получились случайно? Актёр просто двигался согласно смыслу эпизода, а свет и тени легли как вышло и никакого смысла за этим нет?
Небольшой разбор композиции короткого эпизода фильма «Белое солнце пустыни».
Авторы фильма могли снять простой проходной кадр - но сделали из него маленький шедевр.
В качестве учебной дисциплины я непременно ввел бы в инженерных специальностях программирование на древних системах - это великолепная гимнастика для ума, серьезный тест на "инженерное выживание".
Ограниченные ресурсы всегда ставят перед необходимостью найти неведомый, неоткрытый ресурс. Он и выводит к успеху тем способом, мимо которого прошли остальные.
У меня самого был интересный опыт из середины 1980-х.
Через какое-то время фотоаппарат становится частью руки, глаза и воображения. А фотография становится поводом для истории, которую хочется рассказать. Или образует ядро этой истории.
Вот несколько таких глав.
Сериальное кино считается жанром невысокой пробы. Возможно, у нас появился повод изменить свое мнение.
В наш мозг встроен "распознаватель" образов - лиц, животных, иногда - просто странных персонажей.
В наиболее "жестких" формах это имеет даже форму болезни, которая называется "Парейдолия".
Если постоянно носить с собой фотоаппарат - можно найти много поводов для самых гурманских впечатлений для нас, для парейдоликов.
Вот небольшой выводок из моей коллекции.
Если присмотреться внимательно, в фильмах Л.Гайдая можно обнаружить незаметные "крючки" - композиционные решения, которыми он тонко удерживал внимание зрителей.
Всегда приятно открыть что-то новое в фильме, который, казалось бы, уже неоднократно просмотрен вдоль и поперек.
Продолжаем исследовать неочевидные приемы кино.
В этом выпуске вы увидите прекрасный пример образования метафоры из визуальной рифмы, настоящий мастер-класс такого приема от мэтра комедийного жанра Леонида Гайдая. А в конце видео узнаете, какой скрытый смысл режиссер заложил в ключевом эпизоде своего известного фильма «Кавказская пленница».
Приемы подсознательного влияния на зрителя основаны на некоторых физиологических процессах и механизмах, которые, на первый взгляд, не имеют отношения к кино и возникли задолго до эпохи кино.
Когда автор использует скрытые механизмы влияния на эмоции - это всегда усиливает воздействие на эмоции зрителя.
Сегодня препарируем Альфреда нашего Хичкока, один из самых его вкуснейших фильмов, из категории хрестоматийных, а в жанре хоррора - задавший многие каноны.
Фотография - это способ получить микродзен, дзен длительностью в выдержку - который потом можно разглядывать, воспроизводить в воображении те схлестнувшиеся и замершие в этом вихре восторга эмоции.
Это мой дебют в сообществе "ФотоМир", не пинайте строго.))
Если вы не можете пройти мимо кота, не сфотографировав его - значит у вас такой же котатоксикоз, как и у меня.
Продолжаем исследовать диагноз.
В части 1 был открыт феномен котатоксии - невозможности пройти мимо кота, не сделав его фото.
Сегодня продолжим его изучение.
Я режиссер, на съемках происходит всякое и, вроде, уже ко всему готов.
Но иногда, все же, возникает что-то - персонаж или событие - замыкающее накоротко все извилины мозга. Глаза не верят ушам, уши не верят глазам.
И еще долго сомневаешься - со мной ли это было и было ли это вообще.
Придумал новое слово для состояния, никак не описанного в языке, не сформулированного в медицине и не исследованного в психологии:
- Котатоксия - невозможность пройти мимо кота, не сфотографировав его.
Кстати, почему на Фишках нет отдельного сообщества для котиков?
Ведь именно котики спасают мир!
Отдыхая от съемок фильма «Огни большого города», Чарльз Чаплин наткнулся на статьи о многочисленных случаях на конвейерах — люди стали сходить с ума от многодневных однообразных движений.
Большинство из нас знает Чаплина как актера-мима, но основной вклад в мировое кино он сделал как режиссер и постановщик своих фильмов.
Премьера ролика с разбором эпизода из фильма "Новые времена".
Сегодня в нашей рубрике для киноспециалистов и киногурманов рассмотрим пару киновкусностей от Леонида Гайдая.
Фильм "Белое солнце пустыни" - это "Черный квадрат" отечественного кино.
Казалось бы - простой сюжет, ясные герои, однако фильм приковывает внимание и заставляет говорить о себе до сих пор.
Почему одни фильмы забываются, едва начинаются финальные титры, а другие остаются на века?
Попробуем понять это, продолжая разбирать приемы фильма "Белое солнце пустыни" - мы убедимся, что эти решения не случайны, каждый эпизод вносит незаметный, но важный "взнос" в эмоциональную "копилку" фильма.
Настоящая классическая кинокартина, не нуждающаяся в представлении.
Но в нем есть хитрый прием, который приковывает внимание зрителя, стоит только, переключая каналы, случайно наткнуться на фильм.
Подозревать об этом я стал, когда, в очередной раз пересматривая фильм, обратил внимание на один малозаметный эпизод - длиной всего 4 с половиной секунды.