Жуткие, необычные и странные обычаи пеленания и ношения новорожденных
На Руси существовал целый ряд правил и традиций, связанных с родами и младенцами
Выдержка из Традиционного Жизненного Цикла Русских Водлозерья (Карелия)
Пеленки в Водозерье назывались "рипаками" или "ропачами" - это старые, набело отстиранные с щелоком пеленки, в которые туго пеленали младенца, вымытого и высушенного после родов. Ткань расстилали и заворачивали так, чтобы она образовывала крест на груди ребенка - это считалось мощным оберегом. Сверху дополнительно перевязывали"мотузом" - лентой от старой простыни. В принципе этот способ пеленания дошел до наших дней. И хотя сегодня пеленуют младенцев не так туго, как ранее, все мы видели этот процесс и выбор ленточки, определенного цвета - голубой для мальчиков, розовой для девочки это отголоски того самого мотуза. Главным принципом пеленания младенцев в старину - тугое стягивание ручек и ножек. Считалось, что это выпрямит конечности ребенка, пока его косточки еще мягкие. Первые 3 дня ребенка вообще не разворачивали, а для кормления приоткрывали лишь лицо. Эти 3 дня никто, кроме матери, даже отец, не могли видеть новорожденного. Кстати - ребенка не положено было первое время класть на спину - только на бок, считалось, что лежащий на спине ребенок более беспокойный.
Кстати новорожденного часто заворачивали в отцовскую рубаху, чтобы отец любил и жалел младенца, чтобы отцовская любовь ограждала младенца от потустороннего мира
В некоторых деревнях ребенка заворачивали соответственно полу - мальчика в рубаху отца, девочку в рубаху матери. Пеленание девочек в отцовскую рубаху, по поверьям, вело к бесплодию, а пеленание мальчиков в материнскую к слабости и неумелости в работе.
Культура пеленания Северного Кавказа
Для каждого этноса присутствуют слова, обозначающие люльку:
Аварский — «кини»;
Даргинский — «сири», «гарда»;
Горский еврейский — «гуфорэ»;
Лакский — «к1ану»;
Лезгинский — «кпел кьеп1ина тун»;
Табасаранский — «кьяб, шинт»;
Ногайский — «бесик»;
Кумыкский, карачаевский, черкесский — «бешик»;
Чеченский, ингушский — «ага»;
Адыгейский, кабардинский — «кушъэ», «гущэ».
Конструкция люльки у народов Северного Кавказа это деревянная кроватка, на дугообразных полозьях, чтобы иметь возможность качать ребенка и с обязательным отверстием на дне люльки, в которое стекали испражнения младенца. На дно обычно клали матрас из соломы или овечьей шерсти, под голову маленькую подушечку, такую же подушечку клади под ягодицы и ножки.
Ребенок туго привязывался двумя широкими лентами и оставался неподвижным в течении длительного времени (иногда до 2-3 лет). Такая люлька позволяла матери не переживать за ребенка - ведь он обездвижен, его можно переносить с места на место во время работы. Считается, что длительное лежание ребенка в люльке оказывает позитивное влияние на его здоровье: фиксация головы особенно важна тогда, когда у новорожденного младенца она еще плохо держится и может принять неудобное положение, а фиксация туловища и ног препятствует искривлению позвоночника и делает ноги ровными.
Тугое пеленание и длительное нахождение в люльке - это приучение ребенка к дисциплине и порядку с первых дней жизни.
Вынимали ребенка из люльки нечасто. Дагестанцы это делали 3-4 раза в день на 10-15 минут, а также тогда, когда ребенок справлял большую нужду, ночью ребенок тоже спал в люльке. Даже кормили ребенка не вынимая из люльки. Правда ребенок всегда содержался в чистоте и сухости - его мыли ежедневно. Другие народы ночью позволяли ребенка брать в постель к матери.
Люльки делались из специальных пород дерева - дуба, ореха, груши, боярышника. Древесину нельзя было переносить через реку или пересекать с ней дорогу
Колыбель с прорезью на дне называется бесик в прорезь вставляется в банка, в которую ребенок справляет нужду. Такие колыбели также использовались ( и используются) у казахов
Северные народы России
Тунгусо-маньчжурские народы, долганы, северные якуты, часть нганасан использовали колыбели, состоящие из двух дугообразных согнутых досок, образующих борта, и прямого дна.
Подавляющее большинство народов южной и юго-западной Сибири, буряты, якуты, айны делали колыбели прямоугольной формы, состоящие из двух бортов, соединенных поперечными планками, на которые устанавливалось дно.
Буряты делали три вида люлек: а) берестяная, самая старинная; б) деревянная в) заимствованная от русских.
Ненцы, энцы, селькупы, кеты, часть нганасан, тувинцев-тоджинцев, тофаларов делали деревянные или берестяные колыбели овальной формы, с плоским дном, невысокими бортиками, широкой головной частью и дугой в изголовье.
Нивхи, ульчи, нанайцы, теленгиты делали выдолбленные из расколотой пополам колоды дерева, при этом ножки ребенка выступали за край колыбели. Ниже спины младенца делали отверстие для стока мочи.
Обские угры, селькупы делали деревянные или берестяные колыбели полуовальной формы, имеющие неподвижно прикрепленную спинку.
Многие другие народы Сибири применяли колыбели, выполненные из одного куска бересты, сложенные в виде продолговатого короба с невысокими бортиками.
Держали детей в колыбелях очень долго, до 2-3х лет. Существовало поверье о том, что ребенок, начавший рано ходить, долго жить не будет. Потребность в движении младенец мог реализовать только выпрямляя ноги и упираясь головой в изголовье
Колыбель Ульчи
Ребенок самоеда в люльке. Самоеды (энцы). Туруханский край, 1927 г.
Комбинезон чукотского малыша в 1 веке нашей эры
Комбинезоны делали из кожи животных. В качестве подгузника использовался вкладыш из мха, который помещался под одеяние из тюленей кожи.
Атабаски -это группа коренных народов Америки, проживающих в западных районах США и Канады вблизи Великих озер и реки Маккензи
Атабаски используют своеобразную колыбель из коры березы
Индейцы Канады и Северной Америки
Коренные народы Северной Америки, Канады, а также жители Скандинавии носили своих детей в специальных переносках - люльках, имеющих форму кокона. В качестве подгузника использовали сухую траву в качестве впитывающего слоя в подгузник и кроличью шкуру – в качестве непромокающего покрытия. Использованную траву выкидывали, а шкуру просушивали
В таких люлька детей держали до года, ребенок был стеснен в движениях, лишь подросшему вытаскивали ручки наружу.
Сначала ребенка клали в люльку, затем затягивали шнуровку, чтобы он не выпал, далее, с помощью ремня люлька крепилась к спине матери (в районе талии)
Люльки делались из коры, кожи, дощечек, прутьев, даже выдалбливались из цельного бревна
Даяки — общее название аборигенов острова Калимантан - подвешивали своих младенцев
Младенец ни в коем случае не должен спать лежа - это напоминает им положение тяжелого больного или умершего человека.
Младенца подвешивают вертикально, в специальной подвесной колыбели из ткани, разумеется, полностью фиксируя голову и тело малыша
Америка: Перу, Боливия, Гватемала, Эквадор
Дети, рожденные в этих странах - живут вместе с матерью в слингах (манта, апарина - большой кусок ткани, перевязанный на груди матери) . Сначала ребенка носят вертикально на бедре, позже - вертикально на спине.
Мексика
Детей в Мексике принято кутать до полусмерти, т.к. матери панически боятся ветра, и когда малыш рождается, первое время его носят, исключительно накрыв с головой толстым синтетическим одеялом. И кормят в также, чуть-чуть приоткрыв полог одеяла.
Изредка в Мексике можно встретить мам, несущих своих детей в люльках или колыбелях с плетеной лямкой, которую фиксируют на лбу, а колыбель чаще всего сдвигают за спину
Средневековая Европа, в частности Франция
Новорождённого полагалось обматывать широкими лентами (чаще всего из шевиота), накладывавшимися на тело по кругу или по спирали. Сверху малыша укутывали пелёнками из льна или шерстяной ткани, которые сверху можно было дополнить ещё одним слоем лент. Ручки при этом вытягивали вдоль тела или — реже — складывали на животе. Ножки закутывали вместе, ступни были свободны от лент, а порой и от пелёнок. Пеленание не было сильно тугим, ребенок мог двигать ножками и даже садиться.
В семнадцатом и восемнадцатом веках европейских детей туго пеленали и редко мыли. Стянутые тряпками и мокрые, они лежали в колыбельках большую часть дня – матери не носили их на руках до возраста примерно 5 месяцев, когда становилось понятным, что ребенок выживет и не погибнет от болезни. В подгузники добавляли древесную золу, которая впитывала в себя мочу, становясь твердой – потом ее просто стряхивали с пеленок и использовали их вновь.
В древней Японии в эпоху Эдо (1600- 1850) широко применялась люлька-переноска ejiko со “встроенным” в нее впитывающим слоем
У люльки было двойное дно. Там, где находились ягодицы ребенка делали отверстие, вниз стелили солому и тряпки, впитывающие все, что стекало. Детей не пеленали, а просто накрывали одеялами или пеленками.
Китай
Штаны кайданку (splitpants) – с дыркой - пользуются спросом до сих пор. Ребенка высаживали испражняться через эту дырку. Еще и сегодня в Китае можно увидеть детей в таких штанах, которых родители высаживают на траву или даже в урну прямо посреди города.
И еще немного пугающих ритуалов, связанных с младенцами
В Индии, в праздник Солапуре детей приносят на крышу здания, а потом, с высоты в 15 метров, скидывают в толпу людей, держащих широкое покрывало, куда и приземляются юные летуны.
Так моют новорожденных в Индии
В Греции и Мавритании считают, что нужно плюнуть своему ребенку на голову, чтобы стать более удачливым. Естественно, сделать это надо целых три раза. Там встречаются младенцы буквально заплеванные взрослыми
В Гватемале новорожденного окунают в ледяную воду. малыш кричит от боли, но почти сразу после процедуры засыпает. Это, по мнению, мам и акушерок-повитух спасает ребенка от болезней и жары
Перепекание. Обряд Древней руси
Недоношенного или слабого ребенка принято было «перепекать» в печи - младенца заворачивали в тесто, оставляя только ноздри, привязыыали к хлебной лопате и отправляли в теплую печь. Таким образом считалось, что ребенок пропечется - окрепнет.
Солонование
Этот дикий обряд применяли не только в некоторых районах Руси, но и во Франции, Армении и других странах. Здесь в качестве силы, выступала соль, которой ребенка обмазывали всего, включая уши и глаза, затем заворачивали в тряпки и держали пару часов, несмотря не нечеловеческие крики. Люди побогаче буквально закапывали ребенка в соль, оставляя лишь дырочки для дыхания. Зачастую после такой процедуры с ребенка слезала кожа, но это тоже считалось дорогой к здоровью.
Источник:
11 комментариев
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена