Ко дню рождения Александра Абдулова
Он был завсегдатаем дворовых потасовок, славился умением смастерить взрывчатку из подручных материалов, фанател от «Битлз», плохо учился, зато серьёзно занимался спортом — получил звание кандидата в мастера спорта СССР по фехтованию. После школы по настоянию отца сдавал экзамены в Щепкинское училище, но провалился и без особых переживаний поступил на факультет физкультуры Ферганского пединститута.
Параллельно с учёбой Абдулов подрабатывал рабочим сцены в отцовском театре, а через год снова отправился в Москву — штурмовать театральные институты. На этот раз он успешно сдал экзамены в ГИТИС. В институте талант студента никто не ставил под сомнение, но за поведение и прогулы его столько раз собирались отчислять, что все сбились со счёта. Весь день он проводил в институте, ночами разгружал вагоны и всё равно находил время для того, чтобы устроить какой-нибудь розыгрыш. Например, украсть бюст Ленина из общежития, чтобы за это влетело сторожу, или принести больничный с печатью роддома, где работала его девушка…
На дипломном спектакле студента заметил Марк Захаров и пригласил его в «Ленком» — сразу на главную роль в спектакле «В списках не значился». Молодой актёр стал неотъемлемой частью труппы, в которой уже блистали Евгений Леонов, Инна Чурикова, Татьяна Пельтцер, Олег Янковский и многие другие, и отдал «Ленкому» тридцать лет. Он играл в самых знаменитых спектаклях театра — «Варвар и еретик», «Гамлет», «Затмение», «Юнона и Авось» и многих других. В постановке «Юнона и Авось» он выходил в трёх образах — человека от театра, пылающего еретика и Фернандо Лопеса.
Как-то раз американская делегация, смотревшая спектакль, всерьез поверила, что еретика играет какой-то душевнобольной — настолько отрешенный у него был вид. На гастролях в Америке организаторы потребовали, чтобы факел в руке еретика был прикован наручником. Они боялись, что этот «безумный» запросто может метнуть его в зал…
Эффектная внешность актёра обеспечила ему постоянное внимание женщин и обилие сплетен вокруг. Первый роман был с одноклассницей, однако, девушка не решилась поехать с ним в Москву и отношения сошли на нет. В Москве Абдулов познакомился со студенткой медицинского института, которую спустя время застал с другим мужчиной и в отчаянии перерезал вены. Спас его сосед по комнате, вернувшийся раньше обычного. После этого он познакомился с танцовщицей Татьяной Лейбель, они стали жить вместе, но вскоре в «Ленком» пришла новенькая — актриса Ирина Алфёрова…
Потерявший голову Абдулов почти сразу признался ей в чувствах, но Алфёрова осталась равнодушной. Она только что рассталась с возлюбленным, воспитывала дочь Ксению и в новые отношения не стремилась. К отказам Абдулов не привык и твёрдо решил добиться её расположения во что бы то ни стало. Через год он сделал ей предложение, а она ответила: «Пронесёшь на руках через парк — выйду за тебя!». Актёр был готов нести её куда угодно и сколько угодно… Они расписались, он удочерил Ксению и долгое время многие считали, что она его родная дочь.
Сниматься в кино Александр Абдулов начал ещё студентом. В титрах его имя впервые появилось в 1973 году, когда он сыграл эпизодического десантника в детском фильме «Про Витю, про Машу и морскую пехоту». Знаменитым киноактёрм он стал спустя пять лет — после роли Медведя в сказке Марка Захарова «Обыкновенное чудо». Когда Захаров, перебиравший всех театральных красавцев, пригласил его на пробы, актёр ответил: «С удовольствием, потому что всё равно пробуюсь всегда я, а снимается потом Костолевский». Эта фраза зацепила режиссёра, и он отстоял Абдулова перед худсоветом, который считал, что молодой актёр «не вытянет» рядом с Андреем Мироновым, Евгением Леоновым и другими мэтрами. Захаров же был в актёре уверен, так как уже снимал Абдулова в своих «12-ти стульях».
Через год после «Обыкновенного чуда» вышел фильм «С любимыми не расставайтесь», где партнёршей Абдулова стала его жена Ирина Алфёрова. После премьеры их стали называть самой красивой парой отечественного кинематографа, а их фото не сходило со страниц журналов. Вместе они работали в шести проектах, последним из которых стал сериал «Капкан». Как и в первом совместном фильме, они играли супругов, переживающих кризис в отношениях… На момент съёмок Алфёрова и Абдулов были давно разведены. Их брак просуществовал долгих 17 лет, а причиной расставания стала кипучая энергия актёра, любовь к тусовкам, азартным играм и поглощённость работой. Потом Ирина Алфёрова говорила: «В жизни мне нужно совсем другое, но я его понимаю. Он просто такой. Он нужен всем».
Дружба была для Александра Абдулова святым делом. Броситься на выручку, организовать помощь, собрать друзей — всё это он умел, как никто другой. Среди его лучших друзей были как актёры Владимир Долинский, Александр Збруев, Олег Янковский, Леонид Ярмольник, так и музыканты, и далёкие от искусства люди. Особая дружба была у Александра Абдулова и Татьяны Пельтцер — сначала она заступалась за молодого актёра перед руководством театра, а с годами он фактически взял шефство над пожилой актрисой и спас её от увольнения. Они играли вместе в «Поминальной молитве», и Абдулов строил роль так, чтобы зрители не заметили, что актриса забывает текст. Она называла его «сыночек» и была очень к нему привязана до последних дней.
В 80-х сложно было найти более популярного актёра, чем Александр Абдулов. Каждый год выходило по несколько фильмов с его участием — «Карнавал», «Чародеи», «Формула любви», «Самая обаятельная и привлекательная», «Десять негритят», «Убить дракона» и многие другие, где у Абдулова была если не главная, то в любом случае заметная роль. Хорошая физическая подготовка позволяла актёру сниматься в трюковых сценах без дублёров. На одном из кинофестивалей Абдулов даже получил приз как лучший каскадёр за трюк в фильме «Убить дракона» — актёра поднимали за ноги на высоту 45 метров.
У него никогда не было проблем с простоями, скорее наоборот — проблемы возникали из-за обилия работы. Например, в некоторых сценах «Чародеев» за него играл дублёр, так как Абдулов параллельно снимался в пяти фильмах и мог приезжать на съёмочную площадку только ночью. И такая ситуация была для него обычным делом. Даже в трудные 90-е годы Абдулов был завален работой — тогда началось его сотрудничество с режиссёрами Виктором Сергеевым и Сергеем Соловьёвым, которые с удовольствием снимали его в своих фильмах. Самые яркие роли в 90-х Абдулов сыграл как раз у Виктора Сергеева — мошенника Ненашева из фильма «Гений» и киллера Немого в драме «Шизофрения».
В 2000 году Александр Абдулов снял фильм «Бременские музыканты и Со». Это был его первый опыт режиссёра игрового кино, и опыт получился не очень удачным. В проекте были заняты прекрасные актёры и музыканты, но даже они не спасли фильм от критики, а Абдулова от упрёков в отсутствии смысла и слабой режиссуре. После этого он долгое время не решался встать за режиссёрский пульт. Только через семь лет Абдулов рискнул снять ещё один фильм, но его «Лузер» был принят прохладно и критикой, и зрителями.
В 2006 году в жизни Александра Абдулова произошло важное событие — он женился во второй раз. В компании актёра уже давно замечали симпатичную брюнетку, но он всегда представлял Юлию как свою племянницу и только накануне свадьбы признался, что это его невеста и они давно живут вместе. Через год у Александра Абдулова появился первый и единственный ребёнок — дочь Евгения. К сожалению, примерно в то же время актёр узнал о страшном диагнозе. В своём последнем интервью он сказал: «Я тост такой придумал: „Как бы я хотел, чтобы всё хорошее мне говорили в спину“. И я до сих пор живу этим тостом. Это самое ценное, когда в спину говорят хорошие слова!.. Самое главное — это моя жизнь! Из этого я соткан. Поэтому я ни о чём не жалею, абсолютно…»
Александр Абдулов скончался от рака 3 января 2008 года…
Источник:
14 комментариев
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена