Чем могут удивить современные дагестанские художники?
В петербургском музее Эрарта открылась выставка «Transformatio. Современное искусство Дагестана». В экспозиции — работы восьми актуальных художников. Как традиции сочетаются с авангардом и что ждет посетителей выставки, рассказали ее кураторы.
Монтаж выставки. Работы Апанди Магомедова (рельефы и объекты на стенах) и Мурада Халилова (серия RED)
— Думаю, что творчество дагестанцев станет открытием для Петербурга, — размышляет Мария Филатова, куратор выставочных проектов Фонда Марджани, соорганизатора выставки. — Да, оно своеобразно и непривычно, но тем больший интерес должно вызвать. Дагестанские актуальные художники в Петербурге — явление новое, они больше известны в Москве. Transformatio — пробный шар: как отнесутся жители культурной столицы к такому искусству, смогут ли расшифровать незнакомый культурный код? Для экспозиции отобрали работы восьми художников: живопись, рельефы, трехмерные объекты, фотографическую серию, видеоарт. — У каждого из дагестанцев — свой художественный язык. Но есть и то, что их объединяет: работы этих художников нельзя назвать чистой абстракцией. В них ярко проявляется культурный код людей, живущих на своей земле и черпающих вдохновение в том, что их окружает, будь то природа, традиции и история Дагестана, народное творчество — каменная и деревянная резьба, керамика, орнаменты вышивок, — объясняет Мария.
Эдуард Путерброт. Работы из серии «Проповедь»
Речь идет не о прямых заимствованиях и не о спекуляции на этнической составляющей. Здесь нет пейзажей с «великой дербентской стеной» или тщательно выписанных национальных костюмов. Но дух и самосознание горцев пропитывают работы художников. — В Дагестане существовал обычай: при постройке нового дома семья переносила из старых стен родовые столбы, украшенные прихотливой резьбой, солярными символами, древними знаками, — рассказывает Мария. — Эти столбы олицетворяли собой генетическую память, связь времен. Так и творчество современных художников, несмотря на новые техники и злободневные реалии, опирается на традиционную культуру. Название выставки — Transformatio — говорит как раз об этом: в результате трансформации, переработки в сознании художника народных традиций и современных мировых тенденций и рождается феномен современного дагестанского искусства.
Речь идет не о прямых заимствованиях и не о спекуляции на этнической составляющей. Здесь нет пейзажей с «великой дербентской стеной» или тщательно выписанных национальных костюмов. Но дух и самосознание горцев пропитывают работы художников. — В Дагестане существовал обычай: при постройке нового дома семья переносила из старых стен родовые столбы, украшенные прихотливой резьбой, солярными символами, древними знаками, — рассказывает Мария. — Эти столбы олицетворяли собой генетическую память, связь времен. Так и творчество современных художников, несмотря на новые техники и злободневные реалии, опирается на традиционную культуру. Название выставки — Transformatio — говорит как раз об этом: в результате трансформации, переработки в сознании художника народных традиций и современных мировых тенденций и рождается феномен современного дагестанского искусства.
Куратор выставки от Фонда Марджани Мария Филатова на фоне работ Магомеда Кажлаева, Ибрагимхалила Супьянова и Апанди Магомедова
Фонд Марджани занимается изучением и популяризацией культуры исламских регионов, и искусство Дагестана входит в круг его интересов. В северной столице «дагестанскую идею» фонду удалось воплотить вместе с крупнейшим в стране частным музеем современного искусства Эрарта. — Уже пятый год действует программа «Россия в Эрарте»: мы привозим в Петербург современное искусство разных регионов, — поясняет куратор выставки Владимир Назанский. — Хотелось добраться до Северного Кавказа, но до сих пор у нас не было заинтересованного партнера.
Эдуард Путерброт. Работы из серии «Проповедь»
Самым сложным в организации выставки, по мнению кураторов, был отбор художников: многими интересными работами пришлось пожертвовать из-за ограниченности пространства. Однако в итоге получилась емкая, лаконичная, но яркая и разнообразная экспозиция. Эдуард Путерброт — необычная личность, человек-легенда — философ, искусствовед, живописец, график, сценограф. Он объединил группу художников — Магомеда Кажлаева, Ибрагимхалила Супьянова, Апанди Магомедова, стал их духовным наставником. Во времена застоя их творчество было альтернативой официальному искусству. Особый язык архаики, знаков-символов стал для них определяющим. На выставке будет представлен цикл абстрактных графических работ Путерброта «Проповедь» — внесюжетные многослойные картины мира. Живопись из серии «Помнят песню» и полотно «Стена» Ибрамхалила Супьянова — фактурные, тяжелые по весу и глубокие по содержанию произведения, в которых автор размышляет о человеческой жизни, жизни предметов, их изменениях во времени. А его деревянные скульптуры из серии «Дорожные знаки» — это воспоминание о каменных и деревянных конструкциях на горных пастбищах, направляющих движение овечьих отар.
Наталия Мали. Фрагмент работы «Наложница» из серии A Hole in My Heart
Наталия Мали. Фрагмент работы «Мальчик в леопардовой шкуре»
Наталия Мали. «Странники», «Племенная», «Мальчик в леопардовой шкуре». Серия A Hole in My Heart
Дагестанцы в мировом контексте
Выставка будет работать в музее Эрарта два летних месяца — до 27 августа. А на вопрос: «Нужно ли ходить на современное искусство?» — каждый отвечает сам. — Актуальное искусство нужно правильно подать, — считает Мария Филатова. — Конечно, реализм лучше, проще воспринимается. А над работами современных художников надо размышлять.
— За 10 лет у музея сформировалась своя аудитория, по посещаемости наш музей занимает четвертое место в Петербурге, восьмое в стране, — говорит Владимир Назанский. — В прошлом году в музее побывало 390 тысяч человек. Поэтому посетители на Transformatio будут: они идут не только на конкретное имя, их привлекает современный, динамичный музей — в Эрарте пять этажей постоянной экспозиции и одновременно проходит 6−8 временных выставок. Одна из задач дагестанской выставки — вытащить художников из регионального бытования, осмыслить их работы в контексте современного российского — а по возможности и мирового — искусства. И Дагестан откроется для нас новой гранью — как территория, где рождается современное искусство.
Подробно в источнике.
Источник:
15 комментариев
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена