Камилло Агриппа - первопроходец научного обоснования воинского искусства
Влияние его идей прослеживается во всех последующих работах XVI века: Ридольфо Капо Ферро, Херонимо Санчеса де Карранзы, Сальватора Фабриса, Анри де Сен-Дидье.
Портрет Камилло Агриппы
Точная дата рождения Камилло Агриппы неизвестна, в разных источниках пишут по-разному, где-то ориентировочно в пределах 1520-1600 гг он жил. Сам он родом из Милана, долгое время проживал в Риме, где вращался в литературно-художественных кругах вокруг кардинала Алессандро Фарнезе и был связан с Братством Святого Иосифа Святой Земли. В дальнейшем Агриппа жил в Венеции и его труды принадлежат именно к Венецианской школе фехтования.
Агриппа был крайне образованным дворянином, архитектором и инженером, а его научно-обоснованный подход к воинскому искусство полностью сломал устоявшиеся догмы фехтования.
«Трактат о науке оружия с философским диалогом»
Основным трудом Агриппы считается «Трактат о науке оружия с философским диалогом» (итал. Trattato Di Scientia d’Arme, con un Dialogo di Filosofia), опубликованный в 1553 году. Изначально трактат был посвящен Козимо и Медичи, но стал настолько популярным, что его уже не только читали по всей Европе, но он также оказал большое новаторское влияние на стиль северного Возрождения. Влияние его идей прослеживается во всех последующих работах XVI века: Ридольфо Капо Ферро, Херонимо Санчеса де Карранзы, Сальватора Фабриса, Анри де Сен-Дидье.
Этот трактат переведен и на русский язык, и находится в свободном для всех желающих доступе.
Обложка трактата
Основные моменты трактата
Наука оружия, по мнению Агриппа, во-первых, базируется на Справедливости, во-вторых, на Уме и, в-третьих, на ее Использовании.
(1) Камилло Агриппа одним из первых начал применять геометрическую теорию и логику для решения задач в бою — как на турнирах, так и в настоящих сражениях. Агриппа успешно выполняет анализ действий фехтования, сводя очень сложную практику к набору основных принципов, которые видны в числовом и геометрическом свете. Другими словами, он дает эффективный анализ естественного явления для воспроизведения эффектов по его воле - самой сути теории применительно к технологии. Он применил этот подход к вопросу, представляющему интерес для европейской аристократии, и поэтому помог распространить идею о том, что математический анализ является мощным инструментом для понимания мира. Наука Агриппы также очень применима - эксперимент в смысле реального чувственного опыта, в отличие от мысленного эксперимента. Таким образом, он является мостом между аллегорическим развертыванием числа и научным.
(2) Агриппа научным способом вывел свою буквенную систему технических элементов и позиций, описал, как она эффективно используется в бою и как составляются целые слова из представленных букв.
(3) Практически продемонстрировал эффективность применения своей системы и детально объяснил наилучшие способы ведения боя с различным оружием. Камилло отдельно описал работу с мечом, мечом и кинжалом, так как это оружие в те времена (1553 г.) любой дворянин постоянно носил при себе; с двумя мечами, мечом и щитом, мечом и плащом. Кроме того, Агриппа обращает внимание и на применение в бою алебарды, пики, копья, двуручного меча и дает несколько советов на предмет отличия сражения пешего воина и воина на коне, даже, как следует действовать в случае рукопашного боя.
Трактаты Агриппы изменили представление о гражданском фехтовании и предсказали появление нового, колющего стиля, характерного для рапиры.
Бласко Флорио (приверженец Неаполитанского стиля фехтования) в трактате "Наука Фехтования" 1844 года в вопросе универсальности машины, позволяющей единовременно освоить несколько видов оружия, ссылается на Агриппу:
Об этом Камилло Агрипа говорил следующее: "Я говорил раньше, повторюсь снова и всегда буду говорить, что по справедливости правит меч и управляться мечом необходимо в соответствии с приведенными правилами... и когда вы научитесь с ним обращаться, он возместит вам все прочие виды вооружения и вы сможете выбирать любое, поскольку меч - он как алфавит для любого автора". (К.Агриппа "Наука об оружии").
(4) Также Агриппа изменил подход к преподаванию в XVI веке. В то время как более ранние авторы заставляли своих учеников следовать шаблонам, Агриппа подчеркивает дедуктивный подход к педагогике фехтования. Он также отвергает догматическую власть, заменяя ее своей собственной практикой и разумом, и поэтому мы можем видеть в фехтовании параллельно изменяющиеся идеи образования. Кроме того, с акцентом на фехтование как на «науку» мастера после Агриппы представили свои работы как «дискурсы» или «рассуждения» - совершенно новый образ мышления, который представляет собой аргумент, дискурс или диалог на субъект, а не просто выступление в качестве книги памяти, как раньше работало фехтование.
(5) Агриппа и его последователи инвестировали в эстетически-нравственный аппарат, который видел человеческий мир как связанный с божественным, действующим в рамках парадигмы, которая выражалась через такие разнообразные инструменты, как астрономия, музыка и фехтование.
(6) Позже мастера фехтования почти повсеместно дают представление об основных строительных блоках - расстоянии, времени и т. д. - и только потом приступают к тому, как они применяются в бою. Другими словами, они выполняют аристотелевское «знание вещи по его причине» - логический анализ физических явлений. Это особенно западный способ взглянуть на проблему: сначала принципы (которые являются универсальными), потом применение. Этот менталитет можно противопоставить педагогике китайских боевых искусств, которая подчеркивает повторение техники и форм в заученных традиционных хореографиях.
Из исследований НИИ «Мировых традиций воинских искусств и криминальных исследований применения оружия»:
— Этот трактат имеет буквенную систему. В нем описаны все буквы, все позиции показаны с двух сторон, и все построено на принципах геометрии, а также присутствует магия. Потому что без магии этот трактат прочитать невозможно. В конце трактата приводится диалог двух людей о шаре, о сфере и т.д. Если вы его почитаете, то поймете, что это сплошная магия фехтования.
* для Камилло Агриппа фехтование — это магия.
* для Джакомо ди Грасси — это наука фехтования, серьезна математическая наука.
* для Франческо Альфиери, фехтование – это ремесло, это его сущность, он проявил свою суть, цель, величие, власть.
— Первые две позиции – высокие, две остальные позиции — средние, но не низкие. Средняя стойка похожа на стойку, которую выбрал Франческо Альфиери в своем трактате. Но в трактате Камилло Агриппы существуют элементы, которых нет у Франческо Альфиери, то есть буквы, которые не похожи ни на что. Здесь все расписано по детально, по движениям, каждый выпад, каждый технический элемент. В этом трактате система более объемная и она буквенная.
в трактате Джакомо ди Грасси система принципиальная.
в трактате Франческо Альфьери – архив.
в трактате Камилло Агриппы она имеет буквенное построение.
«Буквенная система построения — это когда буквы сочетаются между собой как в атаке, так и в обороне.»
— Сам трактат написан крайне заумно, по сравнению с первыми двумя трактатами. Я бы сказал так: «Нужно учиться фехтованию, за столом, а уже потом в зале со шпагой». И подход этот считается главным в Венеции, в последствии Испания переняла этот принцип.
— Если мы соединим между собой все три трактата, то увидим Испанское фехтование, то есть Дестрезу.
Аллегорическая сцена перед диалогом, где Агриппа окружен академиками, одетыми в потрепанные одежды, которые стремятся скрыть его, когда его сторонники приходят ему на помощь. Ссылаясь на это, он упоминает в своем диалоге: «если некоторые ученики Евклида или Аристотеля хотят перетащить мое имя через грязь, я буду защищать себя как можно лучше, как самостоятельно, так и с помощью моих покровителей»
0 комментариев