Вы кочевник? Хотите юрту? А вот вигвам!
Юрта — слово из тюркских языков, означающее «родина». Юрта - переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у тюркских, башкирских и монгольских кочевников.
За час два-три человека легко разбирают и собирают юрту, ведь ее стены сделаны из войлока (спрессованной шерсти), одетого на деревянный решётчатый каркас.
Внутренне убранство и расположение юрты является традиционным - юрта всегда ставится на солнечное ровное место, дверью на восток. Таким образом юрта представляла из себя не только жилище. но и своеобразные солнечные часы, по которым ориентируются хозяева. Окон в юрте нет, поэтому дверь это дополнительный источник света. Внутри юрты пространство условно делится на две части - левая мужская - здесь находится оружие, конская упряж, инструменты, правая с кухней, утварью. детскими и женскими вещами - женская. Иногда помещения отделяются занавесками.
Центр юрты это очаг над которым расположено дымовое отверстие и единственное "окно" юрты. Стены непременно украшаются коврами, тканями, чем ярче тем лучше. Богатые дома развешивали яркие шелковые ткани. Пол покрывается войлоком и шкурами.
Самая почетная часть юрты прямо от входа - здесь хранятся семейные реликвии, ценности, сюда приглашают гостей.
Нарушение правил в юрте считается дурным тоном и крайне не приветствуется. Например никогда нельзя наступать на порог юрты и тащить в нее какую-то ношу. Гость наступивший на порог считался врагом хозяина. Также очень уважительное отношение к огню - в него нельзя плевать, вонзать нож, вообще лезть и касаться острыми предметами очага не рекомендуется, бросать в него мусор, тряпки, лить в него воду и передавать огонь из одной юрты в другую - считалось, что тем самым из юрты вместе с огнем уйдет счастье
Юрты имеют свои отличия. Например юрты у кыргызов бывают двух разновидностей - на севере страны форма купола более конусообразная. а на юге купол более пологий и имеет полусферическую форму благодаря большему изгибу нижней части купольных жердей
Основные типы юрт
Парадные, предназначенные для приема гостей (большой размер, богатое убранство)
Юрты, служащие жилищем (меньшего размера)
Малые походные юрты, перевозимые на 1 верблюде или даже лошади
Юрты, использующиеся как склады и другие подсобные помещения
Юрты на повозках – подвижные жилища для кочевок и завоевательных походов
Юрты для коммерции и общественного питания
Хан-юрты (очень большие, диаметром до 28 м).
Сборка юрты в ускоренной съемке
Гэр. Кстати говоря монгольские жилища, хоть и похожи на юрту, называются гэр и назвать при хозяине его гэр юртой считается чудовищным оскорблением. В переводе с монгольского гэр означает «дом»
Стены гэра округлые и делаются из ивовых решеток, связанных между собой кожаными ремнями, после чего конструкцию завершают купольной крышей из тонких и гибких жердей и покрывают несколькими слоями войлока. Собрать или разобрать гэр можно менее чем за час. Конструкция и структура гэра очень просты и состоят из нескольких частей, таких как деревянные тонкие палки (унь), стены (хана-решетки, соединенные вместе), две колонны-столбы (багана), пол (шал), дверь (хаалга) и круглая корона сверху (Тооно), войлочные крышки (дээвэр, туурга) и длинные канаты из шерсти (бүслүүр).
Аэродинамическая форма гэра делает его необычайно устойчивым даже в условиях сильных степных ветров, а толстая войлочная облицовка великолепно сохраняет тепло. В степной Монголии самый большой перепад температур от 45 в плюсе летом до 55 в минусе зимой. Даже те монголы, которые имеют дом, зимой предпочитают перебраться в гэр, т.к. он более теплый и удобный для проживания в тяжелых природных условиях. Также здесь происходит постоянная циркуляция свежего воздуха - от двери в отверстие над очагом. Гэр никогда не бывает задымлен или не проветрен.
Дверь гэра всегда обращена на юг, внутри тоже царит царство непреложных правил - кухня справа, в глубине буддийский алтарь, справа и слева от которого расположены кровати членов семьи. Чем дальше вас усадят от двери, тем более вы почетный гость, семья всегда расположиться справа от вас. В центре очаг, к нему тоже весьма бережное отношение.
Монгольские и тюркские варианты кочевого жилья отличаются формой. Семейство монгольского жилья более приземисто. Очень заметно, что купол опирается на боковые стенки. Жерди, формирующие скат крыши, прямые и образуют правильный конус. Тюркский вариант выполнен более изящно. Он выше, жерди изогнуты и образуют кровлю в виде полусферы.
Внутри тоже имеются отличия - монголы укрепляли свое жилье опорными столбами, которые удерживали светодымовой круг и на которых держалась вся конструкция юрты. Гнутые жерди тюркского варианта не только увеличивали внутреннее пространство, но и позволяли отказаться от столбов. Жилье при этом оставалось достаточно прочным и очень надежным.
Извините, просто минутка чудесного, не по теме, но не могу оставить без внимания старания монгольского мальчика. Как он поет...
Чум - жилище кочевых народов, занимающихся оленеводством
Это переносная конусообразная палатка, форма которой является приспособленной, целесообразной для тундры. Форма в виде конуса удобна тем, что снег с нее просто сползает и при переносе чума его не придется откапывать. Чум состоит, в основном, из 25-40 шестов и нескольких покрытий, которые при переезде укладываются на специальные нарты. Чем больше шестов, тем больше размеры чума, а его размеры зависят от численности семьи. На остов чума натягивают покрытие "нюки", которые подтягивают специальными палками за кармашки и натягивают, завязывая веревками.
В центре чума расположена печь, полы чума застилают женщины - здесь чаще всего применяются оленьи шкуры, по кругу у шестов лежат вещи хозяев, подушки, спальные мешки и т.д. Постели разворачиваются на ночь, утром хозяйка все их скатывает к шестам. Строили также летние чумы, они значительнее легче зимних, ранее чумы покрывали берестой, сегодня используют брезент.
Яранга – дом чукчей на протяжении многих веков. Исправно служит она жителям Крайнего Севера до сих пор
Отрывок из комментария оленевода живущего ныне в Усть-Бельской тундре о яранге: «А лучшего и самого приспособленного для тундры жилья пока нет. Меня с детства тянуло в тундру, жить в яранге. В поселке Усть-Белая у меня есть благоустроенная квартира в пятиэтажке. Но не могу в каменном мешке жить. На костре приготовленный чай совсем другой, и мясо другое, и рыба. Живя в яранге, я чувствую себя здоровым. Я хорошо сплю, всегда в движении: в тундре много приходится работать».
Яранга, как правило, конусообразна, некоторые бывают куполообразны. Это очень простое строение. На деревянный каркас, стянутый ремнями, надевается верх – ретэм. Вот и все. Внутри в зимнее время устанавливается полог, в котором спят – прямоугольник из шкур длиной около двух метров и высотой полтора метра. В центре очаг, по краям вещи хозяев. Яранга накрывается оленьими шкурами. Кстати очень многие пробовали современные материалы для покрытия яранги, но из этого тоже ничего не получилось. Искусственные материалы на холоде трескались и ломались. Летом не защищали от жары. К тому же при нагревании отвратительно пахли, а чукчи очень чувствительны к запахам. В итоге натуральный мех оленя победил синтетику.
Иглу — это зимнее жилище эскимосов. Представляет собой куполообразную постройку диаметром 3—4 метра и высотой около 2 метров из уплотнённых ветром снежных или ледяных блоков
При глубоком снеге вход обычно устраивается в полу, ко входу прорывается коридор. При неглубоком снеге вход устраивается в стене, к которой достраивается дополнительный коридор из снежных блоков. Важно, чтобы вход в иглу был ниже уровня пола — это обеспечивает отток из постройки тяжёлого углекислого газа и приток взамен более лёгкого кислорода, а также не позволяет уходить более лёгкому тёплому воздуху. Свет проникает прямо через стены, внутри иглу устилают шкурами, для обогрева чаще всего используют плошки-жирники. В результате нагревания внутренние поверхности стен оплавляются, но стены не тают, так как снег легко выводит избыточное тепло наружу хижины.
Оригинальные иглу часто были очень большими строениями, способными вместить до 20 человек, также нередко несколько иглу были объединены с помощью туннелей.
Кстати сказать, для отопления снежных хижин эскимосы пользуются жировой лампой, которая одновременно выполняет роль очага для варки пищи и светильника. Фитилем жировой лампы служит перетертый мох; пропитавшись жиром, он образует на дне лампы кашицеобразную массу, часть которой подгребается лопаточкой к краю лампы, в виде узкого длинного валика, и зажигается. Жировая лампа при тщательном присмотре дает яркое некоптящее пламя, высоту которого легко регулировать. Пламя можно уменьшить до язычка, едва распространяющего свет.
Вигвам - это жилище индейцев Северной Америки. Слово вигвам происходит из алгонкинских языков, на которых разговаривало индейское население востока. Слово это означает - «постройка»
Вигвам похож на шалаш - воткнутые и в землю по кругу или овалу гибкие стволы деревьев, сгибались в концами, образуя свод. Вигвам покрывали корой, ветками, циновками. Типи это вигвам, но с усеченным конусом из жердей, оббитых полосами березовой коры. Такой вигвам лучше защищает от дождя и его проще перевезти на другое место.
Строительством вигвама занимались мужчины. На постройку такого дома уходило примерно три дня. Женщины следили за убранством, ремонтом жилища, заменяли кровати из травы, когда они засыхали
Шатер - жилище бедуинов. Шатром называют временную легкую постройку с использованием ткани, кожи или ветвей. Это жилище можно отнести к разновидности палатки, в сравнении с которой шатер имеет большие размеры
На старорусском языке у шатра было еще одно название – алачюча. Это один из самых древних видов жилища. Упоминание о первых шатрах встречается в Библии.
В наши дни шатер не утратил своей актуальности для тех, кто ведет кочевой образ жизни. Азиатские кочевники, аравийские бедуины до сих пор предпочитают жить в шатрах. Бедуинские шатры сделаны из очень плотной, прочной и грубой ткани черного цвета. Этот материал ткут женщины-бедуинки из козьей шерсти. Плотность ткани очень высока – материя не мокнет под дождем.
Для каркаса шатров сейчас используют мягкий или твердый ПВХ, который надевают на профиль из алюминия. Шатер в наши дни используется не только для жилья. Такие сооружения очень просто устанавливать и разбирать, поэтому шатры часто используют как временные конструкции в качестве павильонов для выставок, в них проводят разнообразные показы.
Из жизни бедуинов
Источник:
18 комментариев
6 лет назад
Понравилась фраза- "полы чума застилаются женщинами" ))))
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
в гости туда заходила...а вот пожить бы не отказалась
хоть по недельке в каждом...особенно в иглу)
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена