Алмазная афера века. Кто и как грабил хранилище российских драгоценностей
Алмаз - уникальный минерал. Прежде всего по цене: небольшой камешек весом в несколько каратов (карат - 0,2 г) может стоить десятки, а то и сотни тысяч долларов. СССР добывал алмазы с середины 1950-х гг., поэтому за несколько десятилетий в нашем хранилище накопилось минералов на миллиарды долларов.
Те, кто убил и разграбил Союз в 1990-е, не могли пройти мимо его алмазных сокровищ. Но начали они атаку хитро - под лозунгом развития ограночной промышленности. Мол, вся надежда - на иностранные и совместные предприятия. После назначения руководителем Роскомдрагмета соратника Ельцина Евгения Бычкова число этих предприятий стало расти как грибы после дождя - с 4 до 160.
Согласно материалам Счётной палаты, всем предприятиям каждый год выделялось алмазов на 1,4 млрд долл. А перерабатывалось только на 450 млн. Куда девались остальные? Их ведь не закапывали обратно в вечную мерзлоту. По выводам аудиторов Счётной палаты и привлечённых специалистов из Таможенного комитета, ФСБ, МВД алмазы на миллиард долларов каждый год увозились за границу. Допустим. Но и через таможню проходило меньше половины.
«Иностранными инвесторами» и соучредителями этих СП были шустрые ребята, недавно эмигрировавшие из Союза в Израиль, США, Европу. Приходит такой «иностранец» как представитель ограночной фирмы в Роскомдрагмет, просит продать ему алмазов на миллионы долларов, а у самого нет ни одного станка. И помещение закрыто на замок. Зачем покупает? Перебросить за границу. Ведь алмазы дают выбрать в Гохране, платить за них 1,5-2 месяца не надо, да ещё на 3 года «благодетель» освобождает от налогов. Малина! Ничего подобного этот «иностранец» и его подельники из российской власти даже близко не могли поиметь на свободном рынке. А поскольку во время такой «еды» аппетит разгорался зверский, скоро поток расширили. Алмазы пошли за границу под видом «давальческого» сырья или как частично обработанные: нанесли царапину - вот и обработка.
Десятилетиями страна копила самые дорогие ювелирные алмазы, и всего за 4 года существования Главдрагмета (Роскомдрагмета) их не стало. Ещё несколько лет назад алмазные запасы Гохрана были чуть ли не больше стоков «Де Бирс» (международная корпорация, занимающаяся добычей, обработкой и продажей природных алмазов) и оценивались в 10-12 млрд долл. Сейчас (на 1995 г.) там осталось добра в лучшем случае миллиарда на 2. Да и остались-то самые мелкие и дешёвые алмазы, так называемый «индийский товар».
Словом, грабёж шёл полным ходом. И уходил поток в основном в Израиль. Страна, не добывающая ни карата, стала экспортировать алмазы на 600-700 млн долл. в год. Это не считая бурного роста собственной ограночной промышленности. А госзаводы сознательно держали на голодном пайке.
В декабре 1994 г. двум государственным заводам «Кристалл» (Смоленскому и Московскому) отпустили из кладовых Гохрана 33 тыс. каратов алмазов. На заводах было 1800 рабочих мест, и загрузка предприятий не превышала 60%. Однако ровно столько же алмазов получило СП «Сапфир», где, согласно уставным документам, имелось всего 19 рабочих мест. Это всё равно что воробью дать мешок пшеницы. И куда должна была уйти столь необъятная масса драгоценных камней? За границу. В тайниках чемоданов и сумок, в корсетах и лифчиках курьерш, в бумажниках и ботинках курьеров. Отловить контрабандистов можно было только агентурным путём, ибо никаких технических средств обнаружить спрятанный алмаз не существовало.
«Голден АДА»
По официальной версии, история компании началась с того, что молодой человек Андрей Козленок (ударение на последнем слоге) якобы пришёл к Бычкову и сообщил, что может получить в главном банке США кредит для России в полмиллиарда долларов. Но для этого, мол, требуется залог, а отправить его нужно зарегистрированной в США фирме. Как потом писали газеты, Бычков доверился молодому человеку и вместе с правительственными чиновниками добился разрешения начать операцию.
По указанию Бычкова московский завод «Кристалл» перевёл в США частному лицу 1,3 млн долл. Через неделю в Сан-Франциско была зарегистрирована корпорация «Голден АДА» с уставным капиталом, равным этой сумме, и тремя учредителями: Козленком и братьями Шегирянами.
Никто из руководящей троицы никогда не торговал бриллиантами, не работал с золотом, а тем более с алмазами. Эмигранты-армяне незадолго до появления в Сан-Франциско корпорации красили дорожные бордюры. Это был их единственный скудный заработок. Не больше понимал в драгоценном бизнесе и глава фирмы.
А следом в американский город самолёты повезли драгоценности из Гохрана. Уже в первой партии было 5 т золотых монет, в том числе раритетные, полтонны старинной серебряной посуды, 40 кг уникальных ювелирных изделий. Кроме того, в больших ящиках были топазы, аметисты, изумруды, некоторые размером с кулак, а также пасхальные яйца работы Фаберже. Отдельно были доставлены 25 тыс. каратов бриллиантов, 40 тыс. каратов алмазов. Это содержимое только первой партии - бриллианты и алмазы продолжали поступать в адрес «Голден АДА». Мешками.
Американский журнал Rapaport Diamond Report сообщил, что из Гохрана поставлялись алмазы стоимостью не менее 1000 долларов за карат. Столько стоят драгоценные камни высоких характеристик.
Куда же тратились деньги от продажи российских драгоценностей? На особняки и престижные квартиры, на яхты и дорогие машины, на самолёт «Гольфстрим» и вертолёт для местной полиции, на автозаправки и знаменитые дачи. И всё это, как уверял потом следователей Козленок, с согласия Бычкова, который, по его словам, занимал в корпорации должность директора.
Странной корпорацией и её владельцами заинтересовались наша ФСБ и американское ФБР. Когда один из американских блюстителей закона пришёл в большую квартиру Козленка, он чуть не потерял дар речи. Там стояли полутораметровые напольные часы из золота, на стенах висели картины - подлинники великих мастеров, на столике были расставлены шахматы из золота и бриллиантов.
Как устоял российский колосс?
Утечки алмазов из России приняли такой массовый характер, что повлияли на мировые цены. Только за полгода они упали на 20%
Гохран стремительно пустел, и «пираньи» должны были найти ему замену. А ею могла стать компания «АЛРОСА». Но если в первое время она казалась лёгкой добычей, то после прихода нового президента компании ситуация в корне изменилась. Новый глава компании стал бороться против разграбления алмазного достояния страны, публично осуждал «давальческие» схемы и добивался подписания соглашения с корпорацией «Де Бирс», которое такие схемы запрещало.
Против компании начали войну: не давали квоты на продажу алмазов, арестовывали готовые посылки, устраивали налёты налоговиков с автоматами. Министр финансов на всю страну обвинял её в преступлениях. В этих невероятно трудных условиях компания построила далеко за полярным кругом огромный горно-обогатительный комбинат стоимостью 1 млрд долл., открыла новые месторождения алмазов, заново отстроила смытый гигантским наводнением город. Словом, действовала как экономический резидент Российского государства.
Тем временем над резидентами зарубежных огранщиков и «алмазных пираний» неспешно разворачивался суд. Причём суд закрытый. Общество не должно было знать, кто и как грабил российское хранилище драгоценностей, кто стоял во главе аферы века. После долгих проволочек и первоначальной амнистии Бычкова либеральный российский суд всё-таки приговорил всех к минимальным срокам наказания. В итоге главные виновники ушли прямо из зала суда домой. А затем Верховный суд снизил Козленку шестилетний срок до 4 лет. 8 января 2002 г., вечером, алмазный аферист вышел на свободу и тут же исчез. Как писал один известный экономист, половина жителей России согласились бы провести в заключении этот срок за такие деньги. Ну, может, он прав...
Как надували алмазный пузырь.
Сама драгоценность алмазов - афера тысячелетия. Их в природе достаточно, чтобы удовлетворить любой спрос, а бриллиантов произведено за тысячи лет миллионы тонн. Ценность имели промышленные алмазы - до появления новых сверхпрочных материалов.
Создали и долго разогревали спрос на бриллианты основатели компании «Де Бирс» (De Beers) - британский авантюрист Сесил Родс и его преемники Оппенгеймеры. В 1888 г. Родс основал «Де Бирс» (это фамилия братьев, рядом с фермой которых обнаружили месторождение алмазов). Скупив большинство участков, он стал самым крупным добытчиком. Родс создал «Алмазный синдикат», заключив соглашения с другими добытчиками, и систему «сайтхолдеров» - когда компания продаёт алмазы лишь избранным торговцам, причём указывает, почём им можно перепродавать камни (с накруткой не менее 40%). Так взвинчивалась цена.
В 1920 г. «Де Бирс» возглавил Эрнест Оппенгеймер, иммигрировавший из Германии в Британскую империю. В 1933 г. он основал Центральную сбытовую организацию, где сконцентрировал 94% мировой торговли алмазами. Каждому участнику картеля установили квоту. Были наняты спецы одной из старейших рекламных фирм США. Они рекомендовали «Де Бирс» связать бриллиантовые кольца с традицией помолвок и определили целевую группу рекламной кампании - обеспеченных мужчин на пороге брака. Те должны были ассоциировать кольцо с бриллиантом с романтическим подарком невесте, причём размер камня должен быть пропорционален глубине заявленных чувств. Ту же идею предлагалось внушить и молодым девушкам. Были даже организованы публичные лекции, уроки стиля, статьи в прессе, реклама на радио и телевидении...
Значительная часть усилий пришлась на кинематограф. Агентство координировало появление кинозвёзд в бриллиантовых украшениях. Кроме того, рекламщики использовали свои возможности, дабы обеспечить сверкание камней в кадре. Например, кинохит 1953 г. «Джентльмены предпочитают блондинок» с Мэрилин Монро провозгласил бриллианты «лучшими друзьями девушек».
Уже к 1941 г., всего за 3 года с момента начала кампании, объём покупок алмазов в США вырос на 55%. В 1947 г. Мэри Фрэнсис Джерети, копирайтер, придумала подпись к очередной рекламной картинке, изображавшей влюблённую пару: «Бриллианты - это навсегда». В 2000 г. эта фраза была признана «лучшим рекламным слоганом XX века». Он используется «Де Бирс» до сих пор. Слоган даже стал названием седьмой серии бондианы. «Де Бирс» тогда частично спонсировала фильм о британском разведчике.
В середине 1950-х гг. были открыты советские месторождения. Наследник Гарри Оппенгеймер убедил руководителей СССР продавать большую часть алмазов «Де Бирс», с тем чтобы компания дальше сама торговала ими. Сотрудничество строилось на основе соглашений, которые заключались каждые 3 года (до 1990 г.).
Источник:
30 комментариев
6 лет назад
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена