Из жизни кинокефалов: да прибудут с тобой святые псоглавцы
Кинокефалы, киноцефалы, псоглавцы, песьи главы, песьеглавцы, песиголовцы — зооморфные персонажи из культуры разных народов, имеющие человеческое тело и голову собаки, волка, шакалаили гиены
Различные культурные эпосы (китайские, зулусские, египетские, персидские, индийские) и античные писатели упоминали о псоглавцах – людях с собачьей головой и человеческим телом, имеющим душу, пользующихся оружием и инструментами и носящих одежду.
Из византийских источников псоглавцы перешли в древнерусские сказания, о них имеются множественные средневековые упоминания, а также карты, на которых некоторые области были отмечены, как заселенные псоглавцами – например на «Херефордской карте мира» (ок. 1300) псоглавцы поселены в Скандинавии.
Затем сказания о них, в эпоху великих географических открытий Америки, перекочевали на Молуккские острова, в Индонезию и в Америку. Существует письменное свидетельство архидьякона Павла Алеппского, который, находясь в Москве во второй половине XVII века, участвовал в обряде «чина омовения мощей святого Христофора – святого, с песьей головой. Последние свидетельства очевидцев относятся к XVIII в.
Псоглавец (в современной интерпретации)
Итак, кто же они - самые известные собакоголовые персонажи?
Анубис и другие боги Египта
Анубис — древнеегипетское божество с головой шакала и телом человека, проводник умерших в загробный мир.
В Цикле Осириса Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Жена Сета Нефтида влюбилась в Осириса и, приняв облик Исиды, совратила его. В результате соития был рожден бог Анубис. Испугавшись возмездия Сета за измену, Нефтида бросила младенца в камышовых зарослях, где его потом нашла богиня Исида. После бог Анубис стал помогать Исиде в поисках частей Осириса и принял участие в бальзамировании[воссозданного тела Осириса.
В египетской мифологии также есть еще псоглавцы - Инпут богиня Дуата (место пребывания умерших). Изображалась в виде женщины с головой собаки; Исдес - один из покровителей загробного мира, изображался в виде крупного чёрного пса; Германубис — бог сочетавший в себе внешность Гермеса (древнегреческая мифология) и Анубиса (древнеегипетская мифология), был проводником душ.
Святой Христофор
Христофо́р (от греч. Χριστοφορος — носящий Христа) — святой мученик, почитаемый Католической и Православной церквями, живший в III веке (либо на рубеже III—IV веков).
Человек огромного роста и ужасающего поведения Репрев, захваченный в плен римлянами в боях при Мармарике, был киноцефалом (с пёсьей головой), как и все представители его племени. Второй вариант возникновения его песьей головы – он был очень красив и дабы избежать соблазнов от женщин, преследовавших его, он упросил Бога изменить его внешность.
Ещё до крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. За это он однажды был избит неким Вакхом и принял побои со смирением. Вскоре после этого были присланы 200 воинов, чтобы привести его, известного силача, к императору Децию. Репрев подчинился без сопротивления. В пути произошли чудеса: жезл в руке святого расцвел (ср. жезл Аарона), по молитве его умножились хлебы, которых недоставало у путников, подобно умножению хлебов Иисусом Христом в пустыне. Воины, сопровождавшие Репрева, были поражены чудесами, уверовали во Христа и вместе с Репревом были крещены антиохийским епископом — мучеником Вавилой. После крещения Репрев получил имя «Христофор» и стал проповедовать христианскую веру.
Деций приговорил к казни также посланных за святым Христофором воинов, которые уверовали во Христа. Император приказал бросить мученика в раскалённый медный ящик. Однако святой Христофор не испытывал страданий и остался невредим. После многих жестоких истязаний мученику наконец отсекли голову мечом. Его тело обратно в Александрию отвёз Петр Атталийский.
Христофор всё ещё остаётся святым католической церкви, имеется множество икон, почитающих этого святого. На сегодняшний день, позолоченный реликварий с черепом святого Христофора, хранится в музее сакрального искусства в церкви св. Юстины г. Раба в Хорватии.
Полкан
Персонаж рыцарского романа Андреа да Барберино «Короли франкские», рыцарь с телом пса и торсом человека, а также персонаж «Повести о Бове Королевиче», кентавр (существо с телом наполовину человеческим, наполовину лошадиным), в некоторых вариантах — кинокефал (с пёсьей головой), обладающий огромной силой и скоростью (может скачками перемещаться на большие расстояния — «семь вёрст за один скок»).
Аралезы — в армянской мифологии духи, являвшиеся в виде крылатых существ, которые спускались с неба, чтобы воскресить павших в сражениях, зализывая их раны
Внешне Аралезы больше всего были похожи на аборигенных собак Армянского нагорья — армянских волкодавов — гампров, которые, возможно, и стали прообразом Аралезов.
Святые Ахракас и Аугани — Житие коптского св. Меркурия Абу-Сефейна
Житие коптского св. Меркурия Абу-Сефейна упоминает о двух святых с собачьей головой — Ахракасе и Аугани, которые верно служили ему и повсюду сопровождали. Эти святые изображены и на коптской иконе XVIII века, хранящейся в Коптском музее
Кэпкэун — человек с собачьей головой, получеловек-полусобака в румынской мифологии
У кэпкэунов две головы, причём одна из них собачья; или две морды (пасти), та, которая на затылке — собачья. По некоторым данным у них четыре глаза на затылке. Это людоеды, заглатывающие одним из своих ртов детей целиком или большие куски человеческого мяса прямо с костями и всем остальным, а из другого — выплёвывающие несъедобные отходы. Рассказывали, что они ловили мальчиков и откармливали их на убой.
Гноллы – вымышленные большие гиеноподобные существа, которые свободно странствуют организованными группами
Во главе стоит самый сильный член клана, командуя существами через страх, угрозы и жестокость. Главная цель гноллов – завоёвывать новые территории, поэтому они всегда хорошо вооружены и мало кто может дать им отпор. Строением тела, гноллы напоминают человека: они так же ходят на двух ногах, имеют человекоподобные руки, которыми могут делать всё то же, что и любой человек. Но остальные части тела - голова, хвост, задние лапы и серо-зелёная окраска полностью соответствуют гиенам. У этих существ даже присутствует собственный язык, но они также говорят на языке троллей и орков.
И не совсем в тему, но про человека и волка
Волк-оборотень, вервольф, вервульф, ликантроп, человек-волк, в славянской традиции волколак — в мифологии и художественных произведениях человек, на определённый срок превращённый или способный превращаться в волка. Для обозначения этой способности используется термин ликантропия
Теперь вы знаете больше!
Источник:
3 комментария
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена