Фишки на "Байконуре": День запуска
Вы: "Вас понял. Приступаю к прочтению поста".
Как вы уже знаете, ракета с интернациональным экипажем стартовала вечером в субботу. Старт, полёт и стыковка с МКС прошли успешно, космонавты уже вовсю возятся на орбите с магнитным альфа-спектрометром. Этот пост посвящён дню запуска.
"Белое солнце пустыни" просмотрено, Госкомиссия дала добро, даже космические карты заправлены в планшеты - осталось совсем чуть-чуть. Дорожка от двери до автобуса по скромной аллее ЦПК - один из этапов длинной дороги космонавтов к космосу.
От ЦПК до космодрома космонавтов везут два автобуса с номерами "01 ЦПК" и "02 ЦПК". Первый предназначен для основного экипажа, второй - для дублёров.
Космонавтов уже давно не встречают толпы людей на улицах столиц, после успешного запуска космического корабля газеты не выходят с первыми полосами "261-й человек в космосе!", однако профессия космонавта и пилотируемые полёты в космос ещё не совсем растеряли романтическую составляющую. Иначе как объяснить тот факт, что люди со всего земного шара приезжают посмотреть на старт ракеты и готовы несколько часов стоять на жаре, чтобы хоть одним глазком взглянуть на садящихся в автобус космонавтов.
У каждого космонавта своя группа поддержки. Стоящие рядом со мной итальянцы обсуждали (и напевали), какой песней встретить своего звёздного земляка. Вообще на стоянке перед ЦПК царила такая атмосфера, что если не знать, что все ждут выхода космонавтов, то можно подумать, что во-вот состоится концерт какой-нибудь рок-звезды.
Протоиерей Сергий Бычков сопровождает космонавтов на всех этапах трёх предполётных дней.
Когда итальянцы перебрали уже всех победителей фестивалей в Сан-Ремо, из динамиков раздались знакомые всем россиянам первые аккорды песни группы "Земляне". "Трава у дома" - это ещё одна предполётная традиция. Песня вышла в 1983 году и так полюбилась космонавтам, что довольно быстро стала их гимном и саундтреком торжественной посадки в автобусы. Итальянцам наша песня понравилась.
Это не единственная традиция дня старта. После осмотра космонавтов докторами руководство ЦПК, космонавты и их семьи поднимают пустые фужеры за успех полёта. Бокалы затем разбивают совсем как на свадьбе, с тем только отличием, что из бокалов никто не пьёт, а прежде чем разбить, их заворачивают в пакетик - ЦПК не то место, где можно разбрасываться осколками. Затем космонавты ставят роспись на двери комнаты, в которой жили во время подготовки к полёту. А ещё говорят, что по пути к космодрому автобус делает санитарную остановку - космонавты обязаны пописать на заднее колесо, как это якобы когда-то сделал сам Гагарин.
Просмотр фильма, колесо, селфи, бокалы, подписи различных поверхностей - если каждый полёт будет приносить по традиции, то я не удивлюсь, если к 2100 году каждый космонавт должен будет перед полётом постоять на голове, спеть песню Вилли Токарева, погладить дельфина, процитировать Маркса, разбить "Жигули", посмотреть все части "Мстителей" и сделать что-нибудь ещё в таком же духе во имя удачного полёта. Как говорится, чем бы космонавт не загонялся, лишь бы полетел.
Ровно за шесть часов до команды "Ключ на старт" космонавты выходят из ЦПК. Основной экипаж встретили овациями и кричалками.
Космонавтов из дублирующего экипажа даже стало немного жалко.
Посмотрите, какой контраст: встреча основного экипажа...
.... и встреча дублёров. Ну ничего, Скворцов, например, два раза был дублёром, прежде чем впервые отправился в космос.
Затем по программе подготовки к старту автобусы везут космонавтов на пл. 254, где они надевают скафандры и проверяют их на герметичность. К сожалению, эту часть мне увидеть не удалось. Но зато "Фишки" в моём лице побывали на "ноле". Вы скажете, что "Фишки" побывали на "ноле", когда пригласили к себе Милонова, но знайте, что этот байконурский "ноль" совсем не ноль, он будет покруче всяких единиц и пятёрок. Туда пускают только избранных.
Ровно за три часа до старта экипаж "Союза" прибывает на стартовую площадку, где их встречает Рогозин и другие космические руководители. Ракета к тому времени уже заправлена и поэтому близко к ней стараются никого не пускать. Но "Фишки" же не какой-нибудь "Первый канал" или "НТВ", поэтому нас пустили прямо к лесенке, по которой космонавты поднимаются в лифт, доставляющий их в кабину. Я могу это объяснить только тем, что руководство "Роскосомоса" зависает в "Фишкиной солянке".
По пути к "нолю".
На фото газоотводный канал, куда устремляются раскалённые газы после запуска двигателя.
Он же со стороны ракеты.
Вот настолько близко к ракете мне удалось подойти.
Синий лифт поднимает космонавтов в кабину.
На технологических фермах работают люди.
Рогозин и другие высокие начальники ждут приезда космонавтов.
Камеры в защитных кожухах, установленные максимально близко к ракете. Не все из этих камер переживут старт.
Если вы посмотрите снимки ракеты из предыдущих постов (вот они по ссылкам: 1, 2), то увидите, что ракета сменила цвет с серого на белый. При ближайшем рассмотрении видно, что она покрыта инеем. Это благодаря жидкому кислороду, которым наполнили баки РН. Его температура ниже минус 200 градусов по Цельсию.
Прибытие экипажа.
Громкоговорители над стартовой площадкой передают команды и доклады: "Отстыковать заправочные шланги от борта изделия", "Температура космического корабля в норме", "Несущие стрелы агрегата в норме" и наконец "Приступить к посадке экипажа".
Дмитрий Рогозин и Александр Скворцов.
Учитывая, что "Фишки" в числе пяти-шести операторов и представителя "Роскосмоса"подпустили на несколько метров к ракете, Рогозин и Скворцов на фото скорее всего смеются, вспоминая недавнюю подборку смешных комментариев на нашем сайте.
К сожалению, космонавты подходят к ракете не так круто, как в голливудских фильмах. Во-первых, это происходит не в рапиде, поэтому оценить всю крутость момента не успеваешь. Во-вторых, из-за конструкции скафандра они идут, слегка присев и ссутулившись. Чтобы космонавты случайно не споткнулись на стартовом столе (ведь если после этого полёт пройдёт удачно, то всем будущим космонавтам тоже придётся спотыкаться) их за руку ведут начальники. Александра Скворцова ведёт глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин, Луку Пармитано ведёт Йохан-Дитрих Вернер, глава Европейского космического агентства (ЕКА), а рядом с Эндрю Морганом Кирк Шаерман, руководитель программы МКС от НАСА.
Обратите внимание на синий чемоданчик в руках космонавтов. Это переносная вентиляционная установка (ПВУ). Чтобы космонавт не сварился в скафандре, этот чемоданчик гоняет по трубкам в костюме холодный воздух. Как только космонавт садится в ложемент в космическом корабле, чемоданчик у него забирают и подключают скафандр к системе охлаждения и подачи воздуха корабля.
На заднем плане в коричневой рубашке вы можете заметить знаменитого космонавта Крикалёва, он нам ещё встретится.
Традиционное фото на лестнице у лифта.
Космонавты в лифте.
Последний взгляд на ракету перед отбытием на наблюдательный пункт. Космонавты садятся в ракету за 3 часа до старта.
Так выглядит стартовый стол с наблюдательного пункта, который на байконурских картах отмечен как пл. 18.
Территория охраняется военными на БРДМ.
Рядом с наблюдательным пунктом ещё одно напоминание об успехах и трагической судьбе программы "Энергия - Буран".
Сам пункт.
Примерно за сорок минут до старта после очередной команды отсоединяются технологические фермы. Прожектора, освящающие ракету и стартовый стол, такие мощные, что немного слепят даже на расстоянии двух километров. Две вышки справа и слева от ракеты - это громоотводы.
Байконурский закат.
Несколько слов о том, как происходит старт. Когда-то по команде "Ключ на старт" Первый действительно поворачивал ключ, теперь главный по запуску нажимает кнопку. Когда по громкоговорителю объявляют "1 час до старта" - это значит, что до старта осталось 1 час 10 минут. За 10 минут до "Пуска" уже должны быть выполнены все подготовительные работы. Первому докладывают "Космический аппарат к запуску готов". Только затем следует команда "Ключ на старт", но после ещё "Продувка", "Протяжка", "Ключ на дренаж" и наконец "Пуск" (обратный отсчёт по громкой связи не передавали), с этой команды начинается шоу для пришедших посмотреть на запуск - из двигателей ракеты вырывается пламя.
Первый отвечает за все процедуры связанные с запуском, он главный на стартовой площадке. Вместе с некоторыми другими руководителями стартом находится в бункере рядом со стартовой площадкой.
Есть ещё два человека, готовые нажать на кнопку. Они спасают экипаж, если что-то пойдёт не так. Они отслеживают телеметрию запуска и в случае сбоя должны нажать на кнопки - включить систему аварийного спасения (САС). Сами космонавты запустить САС не могут, это можно сделать только с Земли. Видите оранжевые штуковины на верхушке ракеты (головном обтекателе)? Это двигатели, в случаи аварии они включаются, отделяют космический корабль и уводят его от опасности. К счастью, в этот раз они остались без работы.
А вот и сам запуск.
Кстати, за несколько минут до запуска на небе появилась довольно быстро двигающаяся яркая точка. По толпе пронесся слух, что над нами пролетает МКС. Не знаю, так или нет, но эта информация добавила наглядности пуску. Вот перед нами точка А, а над нами только что пролетела точка Б, космический аппарат выехал.
Довольно быстро ракета превращается просто в яркое пятно, а потом в яркую точку.
Надо сказать, что кульминация байконурских дней не произвела на меня сильного впечатления. Как и ожидалось, ракета просто взлетела. Гораздо больше мне понравилась атмосфера, царившая на Байконуре. Это какая-то олимпийская атмосфера (никогда не был на Олимпиаде, но предполагаю, что там именно так), только все болеют за одного общего спортсмена. Предзапусковое волнение передалось всем, так что в ночь перед полётом не хотелось спать в знак солидарности с космонавтами, а когда по громкой связи, отсчитывая секунды, сообщали о успешно пройденных этапах полета, люди громко кричали и обнимались, как будто кто-то забил гол. Много иностранцев, много высокопоставленных иностранцев, некоторые из них говорят по-русски (космонавты, кстати, учат русский по программе подготовки к полёту), - все они говорят о сотрудничестве, об общих победах и целях. И даже Рогозин не топит таксу, а рассказывает интересные вещи. Какой-то "О космос, ты - мир!" получается.
Через несколько часов после пуска журналистов повезли смотреть на стыковку "Союза МС-13" с МКС.
Как я себе представлял просмотр стыковки: большой зал центра управления полётами, люди в белых рубашках с короткими рукавами пьют кофе и ведут напряжённые переговоры с экипажем, один лысеющий человек в пиджаке стоит, уперев руки в боки, и больше всех переживает за полёт, когда стыковка проходит успешно, все работники срывают с себя гарнитуру и обнимаются, человек в пиджаке закрывает глаза, выдыхает и уходит звонить жене, звучит торжественная музыка.
Что я увидел: небольшой зал, на экране что-то непонятное, динамики передают расслабленный разговор Скворцова с кем-то, контролирующим процесс на Земле, иностранный корреспондент уснул и сильно храпит.
На экране транслировалось изображение камеры, установленной на космическом корабле. В левом нижнем углу расстояние до МКС и скорость "Союза". Стыковка завершилась в 3:48 по местному времени (1:48 по Мск).
Один британец даже умудрился снять стыковку с Земли.
Затем состоялась пресс-конференция Рогозина, Йохан-Дитрих Вернер из ЕКА и Кирка Шаермана из НАСА.
Что удалось узнать из пресс-конференции:
1. Гагаринский старт начнут ремонтировать после запуска "Союза МС-15" в сентябре этого года. Ранее сообщалось, что главную стартовую площадку мира могут заморозить. Рогозин подтвердил, что планируется сразу приступить к модернизации. Деньги на ремонт выделили в частности ОАЭ. Кстати, в составе экипажа "Союза МС-15" полетит космонавт из Эмиратов.
2. Когда Гагаринский старт закроется на реконструкцию, пилотируемые запуски будут осуществляться только с площадки 31 на Байконуре.
На пресс-конференции присутствовал также Сергей Крикалёв. Он 803 дня провёл в космосе, долгое время это был рекордный показатель, пока в 2015 году его не побил Геннадий Падалка. Герой СССР и Герой России Крикалёв совершил шесть полётов в космос, два раза из которых в составе экипажа космического челнока. Сейчас Сергей Крикалёв занимает должность директора Роскосмоса по пилотируемым космическим программам.
3. Робот FEDOR пригодится нам "для исследования дальних планет и дальнего космоса", только для этого его придётся наделить искусственным интеллектом, а пока он должен стать незаменимым помощником при проведении опасных работ в космосе.
4. Скоро "Роскосмосу" предстоит выбрать дальнейший путь развития: развивать советские гениальные технологии, которые были заброшены в 1990-е, или придумывать что-то новое.
5. Итальянская корреспондентка поинтересовалась у Вернера, что именно делал Пармитано во время полёта (видимо, её задело, что с Землёй переговаривался только Скворцов). Вернер сказал, что точно не знает, что делал Пармитано, но раз корабль пристыковался, значит всё сделал правильно.
6. И, наконец, если все страны будут работать вместе, то и на Луну полетим, и на Марс, и на пыльных тропинках далёких планет... ну дальше вы сами знаете.
Впереди у нас рассказ про интереснейший байконурский музей. Следите за обновлениями на сайте.
Источник:
69 комментариев
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена