Зачем Россия повторно изучает керн 45-летней давности со Шпицбергена
Что происходит?
Россия в лице треста «Арктикуголь» добывает уголь на острове с 1930-х годов. При этом как сама компания, так и российские и западные эксперты говорят, что уголь на Шпицбергене заканчивается.
Пер Арне Тотланд, журналист и эксперт по региону, считает, что с точки зрения россиян в свете истощения запасов угля естественно рассматривать другие варианты:
«Вспоминая долгую историю России на Шпицбергене, я не нахожу этот интерес странным. Угольная эра на Шпицбергене подходит к концу и для русских», — пишет Тотланд. «Российское присутствие там остается важным для Москвы – поэтому вполне естественно, что они ищут альтернативы добыче угля. Что странно, так это то, что 45-летний керн извлекается из хранилища и повторно исследуется. Москва прекрасно знает, насколько маловероятно, что на Шпицбергене будет разрешено бурение нефтяных скважин. Так что здесь все это начинает ощущаться как политика».
Согласно Горному кодексу Договора о Шпицбергене, если подписавшая его сторона не участвует в какой-либо добывающей деятельности на острове, она может потерять свои права на ресурсы архипелага. Это особенно плохая новость для россиян, которые вложили в Шпицберген значительные средства за предыдущие десятилетия.
Однако исследователь Института Фритьофа Нансена Арильд Муэ не считает, что Россия рискует потерять свои права:
“Если «Арктикуголь» полностью прекратит добычную деятельность, он потеряет свои права доступа. Это не повлияет на права других российских граждан и компаний на Шпицбергене в соответствии с договором, но это ослабило бы правовую основу для российского присутствия в том случае, если они не будут развивать другие виды деятельности. Я нахожу этот сценарий очень маловероятным, хотя и считаю, что Россия сможет продолжить небольшую горнодобывающую активность, чтобы сохранить свои претензии.”
Тем не менее, Муэ согласен с Тотландом:
“У них могут быть некоторые надежды найти коммерчески пригодную нефть, потому что угольные шахты истощаются, и поэтому им нужно найти новую причину остаться”.
Йорген Хольтен Йоргенсен, другой эксперт по Шпицбергену, заявил, что интерес России к разработке ресурсов на Шпицбергене связан не столько с экономической выгодой, сколько с необходимостью сохранения своего присутствия в регионе.
Россия в последнее время развивает туризм на базе своих поселений на Шпицбергене, которые посещают тысячи людей каждый год, но Йоргенсен утверждает, что отсутствие какой-либо деятельности по добыче полезных ископаемых на Шпицбергене поставит под сомнение российское присутствие на архипелаге.
“Речь идет не о нефти, а о том, чтобы создать какой-то предлог для того, чтобы находиться там. Добыча угля на Шпицбергене не имеет никакого экономического смысла, но они все равно делают это десятилетиями», — утверждает Йоргенсен. «[Русские] всегда будут искать способы сохранить там себе свободу маневра.”
Между тем, Шпицберген занимает важное место в арктической политике России, и российское правительство не собирается уходить оттуда.
Несмотря на политическую напряженность, которой характеризуются норвежско-российские отношения на Шпицбергене, эксперты говорят, что перспектива разведки нефти не вызывает обеспокоенности и не подорвет норвежский суверенитет на архипелаге, если россияне будут следовать существующему протоколу и просить у губернатора Шпицбергена разрешения на проведение каких-либо исследований.
Кроме того, эта инициатива является частью более крупного проекта, в рамках которого будут изучены образцы из ряда других российских скважин, которые ранее были пробурены на различных арктических островах.
А.Муэ не считает серьезной угрозой повторное исследование буровых проб:
“Но если бы они нашли нефть, конечно, это создало бы более сложную ситуацию, это имело бы очень важное значение”.
Независимо от того, какие результаты дадут новые исследования, эксперты говорят, что для России было бы почти “невозможно” осуществлять добычу нефти на архипелаге из-за экологических норм, которые были ужесточены в 2002 году.
«Экологический режим Шпицбергена чрезвычайно строг, и норвежское правительство не хочет проводить там разведку нефти. Как норвежские, так и российские нефтяные компании получат четкое ”нет», если они обратятся за разрешением на бурение», — утверждает Тотланд.
Тем не менее, если русским заблокируют возможность бурения на Шпицбергене, это может быть использовано в качестве политического рычага давления на материковую Норвегию.
“Мы видим, что Россия неоднократно использовала особенности норвежской политики по управлению Шпицбергеном в своей непрекращающейся пропагандистской войне. Очевидно, что это попытка оказать давление на Норвегию в том, что касается Шпицбергена. Основываясь на этом опыте, протесты против отказа в бурении будет вписываться в хорошо известную пропагандистскую схему”, — сказал Тотланд.
Трест «Арктикуголь», отвечающий за большую часть работ на Шпицбергене, заявил, что не располагает информацией о каких-либо инициативах по разведке нефти на Шпицбергене, а Росгеология не ответила на запрос о комментариях, поэтому неясно, с какой целью проводятся исследования.
Россия уже не в первый раз проводит оценку нефтяного потенциала Шпицбергена. В 2017 году Barents Observer сообщал, что российское исследовательское судно в течение трех недель изучало акваторию архипелага на предмет наличия потенциала по нефти и газу.
Источник:
3 комментария
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Для обозначения Российского присутствия на архипелаге достаточно посадить там в будку с термометром отрешённого метеоролога - дёшево и сердито..
Удалить комментарий?
Удалить Отмена