Куда делись современные детские песни?
Природа не терпит пустоты. И современные дети с самого раннего возраста начинают впитывать взрослую культуру — от любовной попсы до полукриминального рэпа и «шансона» — даже если поначалу ни черта в услышанном не понимают. Самое ужасное, что многих дяденек и тётенек это совершенно не смущает.
Достаточно вспомнить музыкальные ТВ-шоу. На одном девочка истошно вопит: «Одиночество-сволочь! Одиночество-сука!». На другом мальчику дают исполнять песню Лепса про рюмку водки на столе. То, что «рюмку водки» лицемерно заменяют «чашкой чая», сути не меняет. Это всё равно, что «запикать» матерную ругань вместо того, чтобы вообще не материться на экране. Бывают и вовсе запредельные случаи. Как-то я смотрел шоу, где дети пели вместе со своими родителями. Особенно меня поразила постановка, где девочка привязывала отца к стулу и в течение песни изображала из себя сексуальную хищницу. Говорят, что где-то детские хоры даже «Мурку» поют… В общем, «трэш, угар и содомия»!
Попутно хочу поделиться ещё одним наблюдением. Мне кажется, что последние годы наметилась тенденция низвести и детское, и взрослое творчество к какому-то среднему — «подростковому» уровню. Оно и понятно — людьми с подростковым сознанием легче всего манипулировать. При этом сами подростки этого не замечают — они считают себя самостоятельными, умными и неповторимыми, а взрослых – отсталыми, вредными и неавторитетными.
Посмотрите на последние западные блокбастеры или анимэ — почти все они рассчитаны именно на эту целевую аудиторию. Сплошь и рядом — яркие картинки, идиотские сценарии, примитивный юмор (не просто пошлый, а именно примитивный), простые решения поставленных проблем («Взять – и поделить!», «Взять – и всех убить!»), надежда на одно только чудо и выхолощенные (порой, перевёрнутые с ног на голову) моральные клише… Кажется, что взрослый человек просто не может всерьёз воспринимать каких-нибудь «Трансформеров», «Мстителей» или «Валериана». Ан, нет! Смотрят. И главное — альтернативы подобному шлаку всё меньше и меньше…
К сожалению сочетание «детские песни», «детские хиты» до сих пор неотделимо от слова «советские». Хорош был Советский Союз или плох, но факт остаётся фактом — детская культура была там на непревзойдённой высоте. Своего пика она достигла в 1960-1980-е годы, когда были сняты сотни замечательных фильмов и мультфильмов, написаны десятки песен. Именно эти песни формировали наш музыкальный вкус. Многие из них я до сих пор слушаю всё с тем же неувядаемым удовольствием. И не только я.
По большому счёту, в арсенале современных родителей не осталось других детских песен кроме советских. Недаром их постоянно перепевают, порой доводя до маразма. Когда видишь, как на детском концерте под «Чунга-чангу» томно пляшут полуодетые девицы, испытываешь настоящий когнитивный диссонанс.
Конечно, эти старые песни до сих пор хороши, но они, так или иначе, принадлежат своей эпохе и создавались в определённом «духовном климате». Нынешним детям нужны свои песни, а их нет. И, как мне кажется, нет потому, что нынешним продюсерам они просто не нужны.
Ведь в чём заключался секрет успеха детских песен в советскую эпоху? Во-первых, ответственным подходом. На детской ниве, как правило, трудились профессиональные композиторы и поэты. При этом они были не только мастерами своего дела, но и увлечёнными неравнодушными людьми.
Современные «творцы» подходят к своему делу без души — поэтому снимают халтуру, которую мало кто смотрит, и которую уж точно никто не захочет пересматривать. Посмотрите, хотя бы, замечательные обзоры Жени Баженова о таких «шедеврах» современного детского кинематографа, как:
«Легенда острова Двид»
«Тот ещё Карлосон!»
или «Сказка. Есть»
с замечательной песней «Не убивай сестру!»
Создателей таких фильмов вообще нельзя подпускать к детской теме, а ещё лучше — лечить электричеством… Самое ужасное, что деньги на эту дрянь «творцы» почему-то выискивают не у бизнесменов, а у государства. И Министерства культур-мультур, не глядя, им эти деньги даёт.
А ведь в перестройку те же «творцы» благим голосом орали, что зависеть от государства плохо и возлагали все надежды на спонсорскую поддержку нарождающейся буржуазии. «Ну, что сынку? Помогли тебе твои ляхи?». Бизнесмены ведь тоже не дураки и быстро отказались давать деньги на «шлак», который не окупается.
Да, в советскую эпоху государство было практически единственным спонсором и заказчиком. Но государственная поддержка культуры была осознанной. Перед художником ставилась чёткая задача, социальный заказ, а результат творческих изысканий проходил определённые фильтры в лице худсоветов. Многие творцы тогда втихомолку жаловались на гнёт цензуры и идеологические рамки. Да, рая с розовыми единорогами в СССР не было, хватало в худсоветах и идиотов, и ретроградов.
Но есть один парадокс. Почти все бывшие деятели советской культуры любят рассказывать, что их творения «не пускали», «кромсали», а выходили они только благодаря случаю (то Брежневу понравится, то дочке Андропова, то ещё какому-нибудь влиятельному человеку). Вы действительно верите, что вся масса советских шедевров снималась «вопреки»? Тогда хотелось бы узнать, почему из этой массы «на полке» остались лишь считанные единицы? И главное — почему с падением советской системы творцов сразу «покинул боженька» и ничего сравнимого со своими прошлыми работами они так и не создали? Более того, пользуясь той же терминологией, хочется сказать, что на место место «боженьки» тут же вселились полубезумные бесы.
Обретённая «свобода» оказалась пустышкой. При этом ни цензура, ни социальный заказ никуда не исчезли — тот, кто платит, по-прежнему заказывает музыку. Помните экранизацию «Незнайки на Луне», где борьба с капитализмом неожиданно превратилась в борьбу за экологию? Единственное, что исчезло — это требование к качеству производимого продукта.
Не удивительно, что отдельные творцы нехотя стали признавать то, что и худсоветы, оказывается, были не столь ужасны и от Союза композиторов польза была. Сравните высказывания одних и тех же людей.
Ю. Энтин (детский поэт):
«Мне было не до шуток, когда меня вызвали на худсовет и на полном серьезе сказали, что слова “Эх, жизнь моя, жестянка, да ну ее в болото! Живу я, как поганка…” мог петь только человек, недовольный существующим строем. “Чунгу-Чангу” критиковали за пропаганду чужой страны: а вдруг она капиталистическая?!»
«Раньше продюсером было государство, пусть строгое, пусть с худсоветами, а теперь все решают деньги и больше ничего».
Т. Островская (автор саундтреков к фильмам про Петрова и Васечкина):
«Одна из главных проблем для меня — это отсутствие гласности. Пластинки с моими песнями выходят редко и очень малыми тиражами, так что я не очень известна… Работы мало… Много чиновников, не имеющих к искусству никакого отношения и мешающих нам».
«Его (Союз композиторов) вспоминаешь теперь, как воздух, которого не замечали, пока он был. Это было бесценно: знать, что ты не изолирован. Можно было прийти на собрание какой-нибудь секции — хоровой, симфонической, камерной, поговорить, послушать новую музыку (даже если она была плохая — это тоже был опыт), узнать, чем заняты коллеги, показать свое. И чувствовать, что все вместе мы создаем некую духовную энергию, которая важна для общества».
Но помогут ли худсоветы сегодня воскресить детскую культуру из небытия? Вряд ли…
Чему учила детей советская песня? Дружбе, коллективизму, взаимовыручке, нестяжательству, сопереживанию, любви к Родине и одновременно интернационализму, уважению к труду, прививала тягу к образованию и спорту. При этом песня не только учила, но и оставляла простор для веселья, игры, фантазии, высокой мечты. А кого государство хочет воспитать сейчас? «Грамотного потребителя»? Человека, готового переступить через всё, ради наживы и успеха? Весёлого безответственного «пофигиста»? Так с этим успешно справляется и уже имеющаяся поп-культура.
Вот и приходиться нам продолжать слушать и петь детские песенки из уже далёкого Советского Союза...
Источник:
63 комментария
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена