Почему в Советском Союзе строили дома высотой в основном 5 и 9 этажей
История вопроса
В конце 1920-х годов в Советском Союзе решили внедрить технологию массового строительства жилья. Новые проекты появились в 1927 году, спустя несколько лет запустили заводское производство строительных конструкций, а в 1940-м построили первое здание из железобетонных блоков — Ажурный дом на Ленинградском проспекте по проекту архитекторов Андрея Бурова и Бориса Блохина.
Первым проектом каркасно-панельного здания в Москве стал жилой дом в районе Соколиная Гора, построенный в 1948 году.
Позднее архитекторы Михаил Посохин и Ашот Мндоянц спроектировали целый квартал на Хорошевском проезде. Четырехэтажные дома возводились на стальном каркасе, но из-за большого расхода металла от технологии отказались.
Первый блочный дом спроектировал в 1949 году архитектор Виталий Лагутенко, главный строитель пятиэтажек и дедушка лидера группы «Мумий Тролль».
От домов более позднего периода здание на Хорошевском шоссе отличали декоративные детали. Однако спустя несколько лет власти приняли постановление об устранении излишеств в проектировании, архитекторам пришлось отказаться от эстетики и перейти на бескаркасное строительство.
Как первые «лагутенковки» строили за 12 дней
При разработке бескаркасного строительства архитекторы использовали опыт французских коллег. Советское правительство решило сотрудничать с Раймоном Камю, основателем панельного строительства во Франции. Технологию производства бетонных блоков Камю доработали советские специалисты. Архитекторам поставили задачу спроектировать максимально дешевый многоквартирный дом.
Итогом стала серия К-7, которую Лагутенко разработал на основе французских проектов. Это был четырехсекционный дом высотой пять этажей без лифта (в стране действовал норматив: советский человек мог без труда подниматься пешком по лестнице на пятый этаж).
Серия К-7 была предельно простой и дешевой в изготовлении: при использовании несущих стен дом легко монтировался всего из 20 деталей. Благодаря централизованному водоснабжению, отоплению и канализации подвал и чердак были не нужны, это дополнительно упрощало строительство. Маляры, сантехники, штукатуры и электрики работали параллельно. Таким образом, один дом строили всего за 12 дней. Все это помогало решать жилищную проблему в кратчайшие сроки. Новые дома стали известны как хрущевки, хотя сначала назывались «лагутенковки».
Для реализации масштабной программы стране потребовались дополнительные ресурсы. И согласно новому постановлению 1954 года «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства» в стране возвели 400 заводов и 200 экспериментальных площадок, а производственный цикл серии К-7 стал самым крупным за всю историю промышленности.
Устранение излишеств и «гаванны» в хрущевках
В 1955 году власти СССР утвердили очередную резолюцию — «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Для архитектуры эта инициатива стала концом эпохи советского неоклассицизма. Архитектурные детали, которые не несли функционального значения, признавались расточительством, новые проекты должны были быть экономичными и утилитарными. Власти пытались снизить стоимость строительства и обеспечить отдельным жильем каждую советскую семью, расселив деревянные бараки и коммуналки.
Все это требовало максимального снижения расходов. Так в новых домах появились узкие лестничные пролеты, потолки высотой 2,5 м, маленькие кухни площадью 5–6 «квадратов», крошечные прихожие и совмещенные санузлы — «гаванны», как их в шутку называли жильцы. У квартир в хрущевках было много недостатков: тонкие панели плохо держали тепло, но отлично проводили звук, планировка была неудобной, а строительные материалы — опасными для здоровья. Но внимание на это обратили, лишь когда жилье, задуманное как временное, морально и физически устарело.
Скорость строительства была важнее архитектурной эстетики. Хрущевки выглядели невзрачно, но обеспечивали жильем миллионы советских граждан. Дома строились как временные и должны были прослужить «до наступления коммунизма», то есть 25–30 лет. В итоге пятиэтажки простояли намного дольше, а сегодня специалисты утверждают, что средний срок их эксплуатации — 50 лет.
Массовая застройка: Черемушки обретают бессмертие
В 1957 году в СССР стали воплощать новую программу развития массового строительства. Для обеспечения москвичей новым жильем в столице стали строить экспериментальные кварталы для тестирования новых планировок и интерьеров квартир.
Первым прототипом массовой застройки стал 9-й микрорайон Новых Черемушек. На основе четырехэтажных и восьмиэтажных домов разработали пятиэтажки и одноподъездные девятиэтажки. Этот проект стал самым масштабным в Советском Союзе.
«Подмосковные деревни Тропарево, Чертаново, Медведково и, конечно, Черемушки не подозревали, что обретают бессмертие в те грустные для них дни, когда их навсегда сметали с лица земли» (к/ф «Ирония судьбы, или С легким паром», 1975 г.).
Кроме типовых панельных зданий, в Новых Черемушках строили экспериментальные дома из готовых объемных модулей и блоков. Процесс был похож на огромный конструктор. Эти советские ноу-хау ускоряли темпы строительства: за шесть лет в столице построили 35 млн кв. м жилья.
Все выше и выше: девятиэтажные дома на смену пятиэтажкам
К началу 1970-х возникла необходимость строительства жилых домов большей высотности. Но, согласно нормативам безопасности, дома выше 28 м должны были оснащаться пожарными лестницами, пассажирским и грузовым лифтами. Эти требования увеличивали стоимость строительства и окупались лишь в домах выше 12 этажей.
К тому же советские пожарные машины были оснащены лестницами длиной 28 м, которые не вытягивались выше девятого этажа. Поэтому в СССР решили строить дешевые и безопасные девятиэтажки. Высотки появились лишь после того, как машины оборудовали лестницами длиной 40 м.
Одна из первых массовых серий жилых домов повышенной этажности — блочные односекционные (одноподъездные) II-18/9. Их прототипом были восьмиэтажные дома, построенные в конце 1950-х годов в Черемушках (комплексная застройка в районе проспекта 60-летия Октября).
Советские одноподъездные девятиэтажки назвали «башнями». В них были предусмотрены только одно- и двухкомнатные квартиры с совмещенными санузлами и сидячими ваннами. Высота потолков составляла 2,5 м. На каждом этаже располагалось по восемь квартир. Любопытно, что в квартирах кирпичных восьмиэтажек этой серии потолки были выше, поэтому дома практически равны по высоте. В «башнях» устанавливали пассажирский лифт и мусоропровод. Позднее на базе этой серии разработали многосекционные девятиэтажки и дома высотой 12 этажей, в которых были предусмотрены трехкомнатные квартиры, по одной на этаже.
Источник:
22 комментария
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена