Почему пьеса Чехова «Вишневый сад» считается комедией: анализ произведения и позиция автора
Признаки комедии в литературном произведении
Задачей произведения комедийного жанра является стремление вызывать смех у читателя или зрителя благодаря приемам, обличающим традиционные общественные, социальные и личностные явления. Несмотря на простоту описания, именно этот жанр вызывает в среде профессионалов больше всего споров. Для достижения комического эффекта авторы используют самые разные приемы: гиперболу, литоту, пародию, сближение диаметрально противоположных явлений и вещей. Собственно, задача любой комедийной пьесы заключается в стимулировании читателя или зрителя взглянуть на привычные ситуации через иную призму, чтобы посредством контекстного значения заставить активизировать мысли и эмоции. Зачастую комедийные персонажи являются совсем не теми, за кого себя выдают и кем пытаются казаться.
Признаки комедии в «Вишневом саде» Чехова
В этом произведении автор использовал характерные для жанра признаки, приемы и средства. Все герои пьесы характерные и тщательно выписанные: легкомысленная сентиментальная Раневская, безынициативный и далекий от житейских треволнений Гаев, мнящий себя способным все купить владельцем мира Лопахин. Характеры персонажей переданы через ироническую призму: все они обладают своими достоинствами и недостатками и никоим образом не претендуют на звание глубоких личностей.
Их судьба (особенно это касается Раневской), не вызывает особенного трепета, сочувствия, волнения. Чехов ярко продемонстрировал в произведении представителей двух противоположностей: мыслящего исключительно цифрами Лопахина и легкой увлекающейся дворянки Раневской. Причем в рамках их взаимоотношений демонстрируется определенный исторический срез – время ухода дворянства как сословия из политической, экономической и культурной жизни страны и прихода на ее место принципиально нового класса – буржуазии. Смена приоритетов рассматривается автором как что-то вполне обыденное, простое, закономерное, поэтому не вызывает ощущения трагичности.
Раневская и Гаев, время которых безвозвратно уходит, даже не пытаются переломить ситуацию и спасти дорогое для них имение, сдаваясь перед грядущим разорением и бедностью. Герои придерживаются «мудрой» позиции страуса в надежде, что все само как-нибудь разрешится, практически безразлично воспринимая складывающееся положение. Даже попытку Лопахина объяснить, как можно спасти вишневый сад, Раневская воспринимает поверхностно и безразлично. А Гаев лишь дает беспочвенные обещания обязательно что-то придумать, которым, естественно, не суждено сбыться. В пьесе отсутствуют конфликты, борьба, столкновение интересов, плюрализм мнений, что делает ее максимально похожей на обычную обыденную жизнь. В ней нет ни самоубийств, ни объяснений в любви, ни даже попыток отстоять собственную позицию.
Доказательством того, что «Вишневый сад» – комедия служит и множество незначительных забавных моментов: беседы Гаева со шкафом, несуразный Епиходов, «фокусница» Шарлотта Ивановна, кувырок Пети с лестницы и другие. Часто Гаев и Раневская предстают насколько оторванными от жизни, что напоминают осиротевших детей, которые попросту не знают, что им теперь делать и делать и как поступать.
Можно предположить, что свои произведения Антон Павлович называл комедиями, вкладывая в это определение примерно тот же смысл, что и Оноре де Бальзак, подразумевавший печально-иронический взгляд на поле человеческих жизней при определении цикла романов «Человеческая комедия».
Безусловно, в комедии присутствуют и драматические моменты. Но они сдаются перед натиском комического. Герои нередко плачут, но истинным проявлением печали – глубокой, человеческой выступают только моменты, когда Раневская беседует с Петей об утонувшем ребенке, неудавшийся разговор Вари и Лопахина и финальный эпизод, когда герои навсегда покидают имение.
Позиция автора при классификации произведения
Сам автор в переписке отмечал, что «Вишневый сад» – это комедия, а местами даже фарс. На что Станиславский ему ответил, что это не комедия и не фарс, а исключительно трагедия. И с тех пор споры по поводу жанровой принадлежности не стихают. Строго говоря, в пьесе отсутствуют такие обязательные для драматического произведения составляющие как трагическое состояние мира, неразрешимый конфликт между ним и главным героем, который обычно заканчивается смертью персонажа либо крушением его нравственных и морально-этических идеалов.
Но отсутствие в пьесе таких элементов никак не отменяет неоднозначный финал произведения: во время прощания с домом и милым сердцу садом Раневская символично прощается с собственной молодостью и счастьем. Будущее ее и Гаева размыто и безрадостно: помещица отправляется в Париж, где ее ждет непонятный статус, а Гаев – на работу в банк, где при его неприспособленности к жизни, неусидчивости и непрактичности определенно будут проблемы. Но надежда все же есть, как намекает нам автор: дочь Раневской Аня, «вечный студент» Петя Трофимов, как и сам автор, устремляются в будущее с надеждой, веря в добро, лучшее будущее, высшую правду и истинное счастье.
Источник:
23 комментария
5 лет назад
До сих пор не понимаю, зачем нас в школе заставляли читать эту ересь? Я потом даже в театр ходил посмотреть эту пьесу, так же вышел в антракте из зала в буфет за коньяком с противоречивыми чувствами.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
или у тебя импотенция приключилась?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена