Почему царя Ивана IV стали называть Грозным?
Как Иван IV мог стать Грозным
Историки пишут, что в источниках 16 века (когда правил царь) прозвище Грозный ни разу не встречалось. Скорее всего, оно появилось уже после смерти правителя, когда он стал героем историй, сказаний и мифов. Велика вероятность, что прозвище царю дал народ, а не какой-то один деятель. Можно сказать, что Грозный относится не столько к Ивану IV, сколько к памяти о нем.
По одной из версий, царь получил такое прозвище из-за своего крутого нрава. Многие из нас слышали о казнях, опричнине и об убийстве Иваном своего сына (хотя эта история вызывает большие вопросы у исследователей). По этой причине народ, вспоминая об ужасах тех времен, придумал Грозного.
По другой версии, об Иване IV порой негативно отзывались иностранные гости: они писали о его несдержанности, приступах гневах, словно старались выставить его перед всем светом самодуром. Российские подданные, в свою очередь, отмечали простоту и открытость самодержца, который в своих решениях руководствовался порядком и справедливостью. Получается, что царь мог стать Грозным с подачи заморских гостей.
Историки отмечают, что в те времена слово «грозный» могло иметь иное значение: к примеру, «великий». Таким образом, народ хотел подчеркнуть могущество государя, на счету которого было немало значимых для страны поступков. Так, он присоединил Астраханские и Казанские ханства, создал стрелецкое войско, перевооружил армию, именно при нем Ермак покорял Сибирь. Не исключено, что народ чаще вспоминал именно такие дела правителя, которые затмевали и опричнину, и казни, и прочие неоднозначные поступки Ивана IV.
Иван Грозный: для одних – губитель, для других – спаситель
По версии некоторых историков, Ивана IV стали продвигать как чуть ли не сумасшедшего правителя в начале 19 века. К созданию такого образа мог быть причастен Николай Карамзин и круг либеральной общественности, ориентированный на западные ценности. По мнению специалистов, ангажированные политические деятели могли специально сочинять мифы о царе, подавая их в качестве примера неэффективной деятельности правителя. Возможно, это была своеобразная месть за то, что в свое время Иван IV не допустил повсеместного развития католичества в стране, как того хотели многие иностранцы, а также спас страну от раздробленности. Этого ему простить не смогли.
Подобные мифы контрастировали с песнями и сказаниями о царе: в них народ вспоминал о Грозном с ностальгией и хвалил его как сильного государя. Историки отмечают, что в представлении людей того времени гроза являлась символом неотвратимой и испепеляющей стихии. Причем не столько природной, сколько божественной – как знак того, что сам бог вмешивается в жизнь каждого человека. С учетом того, что Иван IV считал себя помазанником, все его поступки укладывались в логику великой миссии. Получается, что его прозвище подчеркивало сочетание земного и божественного в одном человеке, который вел страну к великой цели. И все его дела, как с положительной, так и с отрицательной оценкой, подчинены именно ей.
Источник:
37 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
"Казань брал... Астрахань брал... Ревель брал... Шпака не брал..."
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Ежели про какого нибудь царя что плохое говорят, так это значит либералы наговаривают.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена