Его Танелорн
Известный британский и американский писатель, редактор и чуть менее известный музыкант Майкл Джон Муркок родился 18 декабря 1939 года в городке Митчэме (графство Суррей, Южная Англия) в семье инженера Артура Муркока и директора небольшой компании Джун Нелли Тейлор.
После развода родителей, будучи ещё подростком, Майкл переехал в Лондон, где начал самостоятельную жизнь. Родители предоставили ему полную свободу, изредка помогая материально. Детство и юношество писателя пришлись на особый период — послевоенное время, распад Британской империи. Именно здесь корни одной из главных тем в творчестве Муркока — идея вечной, непрекращающейся борьбы с наступающим Хаосом, история разрушения привычной системы мироздания и трудной адаптации к новой.
После службы в Королевских ВВС, Майкл заканчивает престижный Питманс-колледж/Pitmans college, после чего с головой окунается в богемную жизнь. С юных лет Муркок неплохо играл на гитаре и других инструментах, а охватившая в ту пору Англию и весь западный мир битломания указали на выбор жизненного пути — музыка! Он принял активное участие в деятельности группы Hawkwind/«Ястребиный ветер», в репертуаре которой много песен и композиций его авторства, а также организовал группу Deep Fix/«Глубокая фиксация», с которой выпустил альбом «New World Fair».
Хотя Hawkwind выпустил около 50 альбомов, а во время пика популярности собирал немалую аудиторию поклонников, звёздный час Муркока наступил всё же не на сцене. (Впрочем, музыка его до конца не потеряла, а вот литература очень даже приобрела!). Фантастику будущий писатель жадно поглощал (и пописывал сам) ещё с раннего детства. При этом Майкл рано обнаружил в себе довольно редкий дар — он оказался талантливым редактором.
Увлекался Муркок ещё и политикой. В начале 1960-х гг. он примкнул к левым радикалам и 2 года редактировал печатный орган Либеральной партии/The Liberal Party UK — журнал Current Topics/«Актуальные Темы». Позже вообще стал анархистом и даже опубликовал в 1983 году резкую публицистическую книгу «A departure from freedom: the erosion of democracy in modern Britain»/«Отход от свободы: эрозия демократии в современной Британии».
Литературная же карьера началась в 1956 году, когда 17-летний Майкл стал главным редактором самопального журнала комиксов Tarzan Adventures/«Приключения Тарзана», где активно печатался и сам.
Именно на страницах Tarzan Adventures увидела свет первая серия произведений 18-летнего Майкла в жанре «героической фэнтези», начатая в майском номере за 1957 год рассказом «Соджан-меченосец»/Sojan the Swordsman. Рассказы серии в 1977 году были объединены под одной обложкой в сборнике «Соджан» (в русском издании в него также был включен рассказ «Соджан и Ренс Карто с Берснола»/Rens Karto of Bersnol (1958), который в оригинальных сборниках указывался отдельно), а 1984 году вошли в цикл романов «Воины Зилора» («Летающие кочевники»)/Sojan and Warriors of Zylor.
В начале тех же 1960-х гг. редактор и будущий писатель в первый раз женился (всего был женат 4 раза; последний раз — в 1983 году) — на журналистке (в дальнейшем – соредактор New Worlds) и НФ-писательнице («Невеста Франкенштейна»/Frankenstein's Bride) Хилари Бэйли (1936-2017). С ней он прожил 16 лет (1962-78), став отцом 2 дочерей и сына: Софи, Кейт и Макса.
В 1964-71 гг. Муркок подрабатывал редактором ещё и в издательстве детективной литературы Sexton Blake Library/«Библиотека Сэкстона Блэйка (детектив и криминалистика)», составлял сборники фантастических рассказов, а также преподавал историю культуры и не переставал писать сам.
Однако, в то время главные средства к существованию ему давала по-прежнему музыка.
Всё изменилось, когда Майкл познакомился с Эдвардом Дж. (более известным, как Тед) Карнеллом (1912 - 1972), редактором многих профессиональных британских журналов фантастики, духовным вождём и авторитетом британского фэндома.
Эта встреча стала судьбоносной как для Муркока, так и для самого Карнелла и его детища —журнала фантастики New Worlds/«Новые Миры» (лауреат Премии «Хьюго»/Hugo Award за 1957 г., как лучший британский профессиональный журнал), основанного ещё в 1946 году.
Поначалу Майкл регулярно писал в журналы, так же возглавляемые тогда Карнеллом — SF Adventures/"Научно-фантастические приключения" и Science Fantasy/«Научная фантастика» (печатавшие менее «масштабные», чем в New Worlds произведения), и быстро добился успеха у читателей — сразу же книжным изданием (а не в периодике) увидела свет его «марсианская» трилогия: «Город Зверя»/The City of the Beast (Warriors of Mars), «Повелитель Пауков»/Lord of the Spiders (Blades of Mars), «Хозяева Ямы» («Хозяева Хрустальной Ямы», «Хозяева неба»)/Masters of the Pit (Barbarians of Mars), созданная в подражание Эдгару Р. Берроузу (вышла в 1965 г. под псевдонимом Эдвард П. Брэдбери).
А в 1964 году New Worlds неожиданно закрылся из-за финансовых проблем с выпускающим издательством Roberts & Vinter, и Карнелл оставил редакторский пост. Правда, журнал не обанкротился, хотя помощь пришла и с неожиданной стороны – он получили субсидию от независимой неполитической организации – Британского совета по делам искусств, и спустя несколько месяцев издание возобновило работу уже с новым редактором — 24-летним Майклом Д. Муркоком. После этого, в течение 7 лет, которые потрясли мир НФ, New Worlds стали рупором целого литературного движения — т.н. «Новой Волны».
Ещё в юности Муркок горячо спорил с другими фанами, утверждая, что современной фантастике, чтобы называться Литературой, не хватает общелитературной грамотности и культуры, а также «человеческого измерения». Что он имел в виду под этими понятиями, стало ясно, как только ему представилась возможность продемонстрировать это на страницах своего журнала.
Главной основой «Новой Волны» было резко-агрессивное неприятие «классической» НФ. Поэтому, писатели-апологеты данного движения представляли собой довольно-таки разношёрстую группу разнообразных, модных на тот момент литературных течений. Наиболее известными представителями, кроме самого Муркока, стали очень разные по манере письма авторы: британцы Брайан Олдисс, Джеймс Г. Баллард, Джон Браннер, Майкл Дж. Харрисон, Джон Слейдек, Кристофер Прист и американцы Томас Диш, Норман Спинрэд, Сэмюэл Дилэни, Роджер Желязны и Харлан Эллисон.
Все годы, пока Майкл редактировал New Worlds, он не переставал писать сам. Но, лишь в середине 1970-х гг., когда «Волна» улеглась, критики и читатели «обнаружили» нового писателя — плодовитого, разнообразного, последовательного в проведении своих навязчивых идей, а также интеллигентного, ироничного и стилистически «экипированного» на любой вкус.
С самых первых своих произведений Муркок приступил к созданию беспрецедентной суперсерии, охватывающей, по замыслу автора, все его творения. Для этого ему «пришлось» разработать концепцию Мультивселенной (сам термин был позаимствован у английского прозаика Джона К. Повиса), понятие множественности миров, бесконечности воплощений и повторяемости Судьбы. В этой Мультивселенной сосуществует бесчисленное количество совершенно разных параллельных миров, которые постоянно пересекаются и взаимодействуют друг с другом.
Сферы Миров плывут в безбрежном океане Вечности. Каждая из них — отдельная Вселенная со своими собственными законами, историей, замкнутая в своей бесконечности. Здесь и Средиземье Дж. Р.Р. Толкина, и скандинавские мифы, и Упорядоченное Ника Перумова, и реальная Земля, и миллионы её альтернативных отражений.
Романы мегацикла написаны в разных жанрах — тут и «твёрдая» НФ, и фэнтези, и роман абсурда, и альтернативная история, и «космическая опера», и даже детектив или реалистическая проза. Герои книг без труда мигрируют из романа в роман, образуя в итоге полифоническое целое (чему немало способствовало и частое переписывание автором своих ранних произведений).
Впрочем, писатель никогда не скрывал, что писал именно сериалы только ради денег, которые, в основном, нужны ему были для поддержания «на плаву» своего журнала. Однако сериалы получались весьма нестандартные и многосмысловые. Стоит присмотреться и к их героям — в отличие от лишённых сомнений суперменов Э. Берроуза, Роберта И. Говарда и других основоположников «героической фэнтези», герои Муркока одинокие, мятущиеся, одержимые тёмными страстями, фобиями и прочими несуперменскими качествами. Короче — люди безо всяких приставок «супер».
Писатель создал около 20 воплощений своего Вечного Воителя (Вечного Героя) — воина, перемещающегося между реальностями и обречённого на вечный бой в борьбе Хаоса и Порядка. Каждому из них посвящены рассказ, роман или цикл. Это и семейство фон Бек из истории Земли, и Карнелиан из самого Конца Времен, и путешественник во времени Карл Глогауэр, и многие другие.
Но основные его герои, самые популярные и значимые для Мультивселенной — Четверо, Ставшие Одним. И Корум, и Хокмун, и Эрикёзе, и Элрик — так или иначе являются разными инкарнациями одного и того же Воителя. Четверо самых достойных — тех, кто в конце концов спасут Мультивселенную от внешней угрозы.
Каждый из них имеет возлюбленную, верного друга, сражается особым, одному ему предназначенным оружием (и Буреносец, и Игольчатый пистолет, и Меч Рассвета, и Щит Хаоса — всё это воплощения Вечного Меча Вечного Воителя), и обладает какой-либо физической особенностью, резко отличающей его от других людей и придающей ему оттенок обречённости.
Воитель даже не всегда совсем человек: так Принц Корум, например, последний представитель истреблённой древней расы Вадхагов, имеет глаза с жёлтыми зрачками и красной радужкой; Элрик — наследный принц империи древней расы Мельнибонэйцев, погибшей в распрях между наследниками — Элриком и его братом Йиркуном — альбинос, болезненный и худой, быстро теряющий силы и живущий благодаря магическим отварам, но хороший фехтовальщик и могущественный маг; Дориан Хокмун, Герцог Кельнский — бывший пленник империи Гранбретания на альтернативной Земле, хранитель Рунного посоха, легендарного артефакта, управляющего судьбами миров; Эрикёзе (Помнящий) — одна из ключевых фигур Мультивселенной, единственный Воитель, помнящий все свои воплощения, каждый день для него — адская мука, ведь он предатель, погубивший собственный народ, уничтоживший всех людей в собственном мире и смысл его существования — выполнить предназначенное и обрести упокоение.
Ещё один из центральных образов в циклах Муркока о Вечном Воителе — Танелорн — город вне времени и пространства, существующий всегда и везде, предмет поисков и устремлений героя. Автор постоянно подчёркивает многозначность понятия «Танелорн», говоря устами Спутника Героев: «Танелорну не обязательно быть городом. Он может быть и каким-то предметом. Он может быть даже идеей». «Вечному Воителю необходимо, чтобы такой город существовал, несмотря на все видоизменения Земли. Говорят, что самые обездоленные народы обретают там покой». (Исард, «Феникс в обсидиане» (1970 г.)
И Воители рано или поздно попадают в Танелорн, но чаще — после смерти...
Однако, по словам самого писателя, он, так или иначе, всегда писал о своей любимой Британии, о её истории и жителях. А Лондон для него — больше, чем просто город. Он полон связей с его прошлым.
Критик и лучший друг писателя Джон Клют назвал роман о Лондоне («Лондон, любовь моя» ("Матушка Лондон")/Mother London) «фантастическим, сложным и эксцентричным триумфом Человека. Живущего в Лондоне и одержимого Лондоном». Этот роман — описание истории города (даже более определенно — конкретного квартала: Лэдброук-Гроуве (где тогда жил Муркок и помещалась редакция New Worlds)). Автор мозаично, картинка к картинке, разворачивает грандиозную панораму мегаполиса, некогда столицы мира, на протяжении более чем 40 лет — периода, примерно соответствующего его жизни — от рождения до момента публикации. Сюжет подан фрагментарно, хронология отсутствует (хотя в названиях глав указаны точные даты). Его 3 основных персонажа способны читать мысли окружающих. И мысли эти обрывками наполняют роман, усиливая колорит эпох — выжженные войной 1940-е гг., психологическая катастрофа 1950-х, хипповский угар 1960-х, панковский нигилизм 1970-х и ностальгия по 1980-м.
Перу писателя принадлежит также критическая работа, посвящённая жанру фэнтези — Wizardry and Wild Romance: A Study of Epic Fantasy/«Волшебство и дикая романтика: исследование эпической фантазии» (1989) — анализирующая жанр от его истоков в средневековых романах до самых ярких произведений сегодняшнего дня.
В 2009 году Муркок заявил, что напишет роман в сеттинге культового британского т/с «Доктор Кто»/Doctor Who, который и выпустил в 2010 году под названием «Доктор Кто: Приход Террафилов или Пираты Второго Эфира»/The Coming of the Terraphiles or The Pirates of the Second Aethe.
«Ни дня без строчки!» — под этим девизом для него прошло почти 50 лет писательской активности. За это время он выпустил сотню романов, десятки рассказов и множество эссе. Как писатель, Муркок оставил след почти во всех литературных жанрах, от фэнтези до политического памфлета и сатирического рассказа.
Роман Муркока «Буреносец» был включён в список 50 лучших фантастических книг за последние 50 лет. По книгам его Мультивселенной создан ряд комиксов и видеоигр.
Писал Муркок также под псевдонимами: Bill Barclay, William Ewert Barclay, Michael Barrington, Edward P. Bradbury, James Colvin, Warwick Colvin, Jr., Philip James и Desmond Reid.
В настоящее время писатель живёт в Техасе (США), куда переехал по семейным обстоятельствам в 1993 году. В свободное от работы время увлекается пешим туризмом, музыкой и рисованием, коллекционирует редкие книжные издания конца XIX-начала XX вв.
Награды Майкла Д. Муркока:
Премия «Небьюла»/Nebula Award – учреждена в 1965 году Организацией писателей-фантастов США/Science Fiction and Fantasy Writers of America — SFWA. Присуждается ежегодно голосованием членов SFWA, а не всех желающих, как в случае с «Хьюго»/Hugo Award:
1967 – Категория «Повесть»: «Се человек»/Behold the Man (1966);
2007 – присуждён титул «Грандмастер».
Британская премия фэнтези/The British Fantasy Awards – существует так же давно, как и само Британское общество фэнтези/The British Fantasy Society. В 1971 г., по предложению писателя, редактора и критика Рэмси Кэмпбелла, Общество учредило премию в честь недавно умершего американского фэнтези и хоррор-писателя и популяризатора творчества Лавкрафта Августа Дерлета (1909—1971):
1971 – Категория «Роман» — Премия им. А. Дерлета: «Рыцарь Мечей»/The Knight of the Swords (1971);
1972 – Категория «Роман» — Премия им. А. Дерлета: «Король мечей»/The King of the Swords (1971);
1973 – Категория «Рассказ»: «Глаза Яшмового гиганта»/The Jade Man's Eyes (1973);
1974 – Категория «Роман» — Премия им. А. Дерлета: «Меч и конь»/The Sword and the Stallion (1974);
1975 – Категория «Роман» — Премия им. А. Дерлета: «Пустые земли»/The Hollow Lands (1974);
1992 – Премия Комитета/Committee Award.
Мемориальная Премия Джона Вуда Кэмпбелла/John W. Campbell Memorial Award – присуждается с 1972 года комитетом премии, по инициативе Гарри Гаррисона и Брайана Олдисса за лучший роман в жанре НФ, изданный в предшествующем году, как «поощрение автора ради написания ещё лучших работ»:
1979 – Категория «Лучший НФ-роман»: «Глориана; или Королева, не вкусившая радостей плоти»/Gloriana; or, the Unfulfill'd Queen (1978).
Всемирная премия фэнтези/World Fantasy Award – присуждается ежегодно обновляемым жюри с 1975 г. на Всемирном конвенте фэнтези/World Fantasy Convention за произведения, написанные в жанре фэнтези и опубликованные на английском в жанре Светлой и Тёмной фэнтези:
1979 – Категория «Роман» (Novel): «Глориана; или Королева, не вкусившая радостей плоти»/Gloriana; or, the Unfulfill'd Queen (1978).
Премия «Сэйун»/Seiunshō – японская премия за лучшее НФ-произведение, опубликованное в Японии профессиональным изданием в течение предыдущего года (с 1.01 по 31.12). Победитель определяется по результатам голосования участников Японского НФ-конвента/日本SF大会(Nihon SF taikai):
1986 – Категория «Переводной роман»: «Сага об Элрике»/The Elric Saga.
Премия «Гардиан»/Guardian Award – литературная награда газеты The Guardian лучшему новому писателю. Была создана в 1999 году, заменив премию Fiction Guardian, которую газета спонсировала с 1965 года (прекращена в 2016 году):
1977 – Категория «Лучшая книга года»: «Условие Мьюзака»/The Condition of Muzak (1977).
В 2002 году М. Муркок внесён в список наиболее значимых фантастов современности: «Зал Славы»/Hall of Fame.
Премия им. Брэма Стокера/Bram Stoker Awards – вручается за достижения в литературе ужасов, мистики и темной фэнтези Ассоциацией авторов романов ужасов/Horror Writers of America по итогам прошедшего года с 1988 года:
2004 – Категория: «Заслуги перед жанром»/Life Achievement.
Премия «Утопиалии»/Utopiales – ежегодная Европейская премия «Утопиалии» (Европейская премия «Страна Луары»/Prix Utopiales européen des Pays de la Loire). Фраза "Страна Луары" в названии указывает на регион, в котором находится город Нант, а прилагательное "европейская" — на то, что в шорт-лист премии попадают книги из разных стран Европы, французские наравне с переводными. Вручается на фестивале Utopia приглашенному иностранному автору. (2004)
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики» — вручается ежегодно редакцией и авторским коллективом за книги, фильмы и игры, обозревавшиеся на страницах журнала (любому упомянутому фантастическому продукту, которому была посвящена рецензия):
2016 — «Самая долгожданная книга»: «Глориана; или Королева, не вкусившая радостей плоти»/Gloriana; or, the Unfulfill'd Queen (1978).
Библиография Майкла Д. Муркока:
«Хроники Эрикёзе»/Chronicles of Erekosе (Обычный землянин ХХ-го в. Джон Дейкер, вдруг начинает видеть сны о другом, волшебном мире, где его ждут. Однажды он переносится в этот мир, оказываясь в теле великого героя Эрекёзе, и начинает свой путь в новой жизни):
«Вечный Воитель» («Вечный герой»)/The Eternal Champion (1956-повесть/1970-доп.в роман), «Феникс в обсидиане» («Феникс в обсидиановой стране»)/Phoenix in Obsidian (The Silver Warriors) (1970), «Дракон в мече» («Орден тьмы»)/The Dragon in the Sword (1981), «Мечи небес: цветы ада» (графический роман)/The Swords of Heaven, the Flowers of Hell (1983).
«Соджан и воины Зилора» («Летающие кочевники»)/Sojan and Warriors of Zylor (Героическая фэнтези о приключениях воина из государства Зилор Соджана и других легендарных героев в королевстве Хатнор, в Синголе, Асно и других городах и государствах, где даёт бой несправедливости во всех её проявлениях):
«Соджан-мечник» («Соджан, мечник с Зилора»)/Sojan the Swordsman (серия из 12 рассказов 1957-58 гг.), «Соджан и море демонов» («Море драконов»)/The Sea of Demons (1957) «Соджан и таинственные степи» («Соджан и таинственная равнина», «Соджан и Равнина Тайн»)/Sojan and the Plain of Mystery (The Plain of Mystery) (1958) «Соджан и сыновья Бога-Змея»/Sojan and the Sons of The Snake-God (The Sons of the Snake-God), (1958) «Соджан и чудовищные охотники Норджа» («Дьявольские охотники Норджа»)/Sojan and the Hunters of Norj (The Devil Hunters of Norj) (1958), «Клам-хищник» («Хищник»)/Klan The Spoiler (1958), «Дек из Нутара»/Dek of Noothar (1957), «Ренс Карто с Берснола»/Rens Karto of Bersnol (1958).
«Хроники Кейна с древнего Марса» (Профессор Майкл Кейн, проводя опыты с прибором, называемым «транслятором вещества», переносится на Марс. Но не на современный, а на Марс, каким он был миллионы лет назад, во времена, когда по Земле ещё ходили динозавры):
«Город Зверя»/The City of the Beast (Warriors of Mars) (1965), «Повелитель Пауков»/Lord of the Spiders (Blades of Mars) (1965), «Хозяева Ямы» («Хозяева Хрустальной Ямы», «Хозяева неба»)/Masters of the Pit (Barbarians of Mars) (1965).
«Джерри Корнелл»/Jerry Cornell (Цикл из 2-х романов о приключениях агента британской разведки Джерри Корнелла – далеко не Джеймса Бонда, но результаты его работы, тем не менее, тоже впечатляют):
«Китайский агент» («Где-то в ночи»)/The Chinese Agen (1966/1970), «Русская разведка» («Ученик печатника»)/The Russian Intelligence (1966/1980).
«Хроники Корнелиуса»/Jerry Cornelius (Пёстрый литературный коллаж состоящий, как из «основных» романов (т.н. "Квартет Корнелиуса"), так и более 2 десятков повестей и рассказов, а также дополнений других авторов (М. Джон Харрисон, Чарльз Партингтон, Джон Ширли, Дон Уэбб и др.), поданный под дикой смесью несочетаемых жанровых форм масс-культуры: сенсационные газетные шапки, клипы из реальной прессы, газетные объявления, отрывки из текстов песен, новости из мира моды, научные сообщения, закамуфлированные отрывки из реальных выступлений светил науки... Похождения Джерри – это и шпионский боевик, и мистический триллер, и классический детектив, и вестерн, и научная фантастика! В нескольких произведениях кроме самого Джерри Корелиуса участвует его сестра Катерина (Кэтрин) Корнелиус и Уна Перссон (любовница как Джерри, так и Кэтрин), известная по другим циклам):
«Финальная программа»/The Final Programme (1968), «Лекарство от рака»/A Cure for Cancer (1971), «Английский убийца»/The English Assassin (1972), «Условие Мьюзака»/The Condition of Muzak (1977), «Энтропийное танго»/The Entropy Tango (1981), «Приключения Уны Персон и Катерины Корнелиус в двадцатом веке»/The Adventures of Una Persson and Catherine Cornelius in the Twentieth Century (1976), «Жизнь и времена Джерри Корнелиуса»/The Lives and Times of Jerry Cornelius (сб. рассказов, в расширенной редакции — «Новая природа катастрофы»/The New Natute of the Catastrophe) (1976/1993), «Великое мошенничество Рок’н’ролла»/The Great Rock'n'Roll Swindle (Gold Diggers of '77 – новеллизация одноимённого фильма Sex Pistols, в дальнейшем переработанная и вошедшая в сборник Casablanca) (1977), «Вопрос алхимика»/The Alchemist's Question (1984), «Наследство Спенсера»/The Spencer Inheritance (1998), «Приветствие для ракет»/Cheering for the Rockets (1998), «Поджог собора»/Firing the Cathedral (2002).
«Хроники Хокмуна»/Hawkmoon (Приключения Дориана Хоукмуна, герцога Кельнского, в постядерном мире, похожем на наш, где набирает силу Империя Гранбретании, подчиняя себе государства одно за другим. Король-Император Хаон рассылает всюду своих эмиссаров, а вслед за ними к неподчинившимся приходят Звериные Ордена – воины в масках: Орден Волка, Медведя, Вепря. Гранбретания захватила большинство земель Европы, мощь Империи не остановить. Но, волею случая, бывший пленник гранбретанцев Хоукмун встречается с Графом Брассом — хранителем маленького графства Камарг, одного из последних непокорившихся. Он отправляется в полный приключений поиск. Его цель — сохранить от Империи артефакт – Рунный посох. Путь Хоукмуна насыщен необычными встречами и непредсказуемыми поворотами в реалиях наполовину магической, наполовину техногенной Земли, на просторах которой покоятся следы множества древних цивилизаций):
«Рунный посох» («История Рунного Посоха»)/The History of the Runestaff: «Драгоценность в черепе» («Чёрный камень», «Кристалл, несущий смерть»)/The Jewel in the Skull (1967), «Амулет Безумного Бога»/The Mad God's Amulet (Sorcerer's Amulet) (1968), «Меч Зари» («Меч Рассвета», «Шпага зари»/The Sword of the Dawn (1968), «Секрет Рунного Посоха» («Загадка Рунного Посоха», «Тайна рунного посоха»)/The Runestaff, (The Secret of the Runestaff) (1969).
«Замок Брасс» («Хроники замка Брасс»)/The Chronicles of Castle Brass: «Граф Брасс»/Count Brass (1972), «Защитник Гараторма» («Победитель Гораторма»)/The Champion of Garathorm (1973), «В поисках Танелорна»/The Quest for Tanelorn (1973).
«Карл Глогауэр» («Карл Глогер»)/Karl Glogauer (Дилогия о Карле Глогауэре – одно лучших творений Муркока. Фантазии Глогауэра связаны с символикой христианства, и он решает отправиться на машине времени в год казни Христа, чтобы встретиться со Спасителем. Но в реальной истории Христа нет! Глогауэр начинает его поиски. А тем временем сама его особа — человека в высшей степени странного и необычного — начинает приковывать к себе внимание: вокруг него начинают кучковаться апостолы..):
«Се Человек» («Пришелец»)/Behold the Man (1966-повесть/1969-доп.в роман), «Завтрак в руинах»/Breakfast in the Ruins (1972).
«Скитальцы во времени» («Кочевники времени», «Освальд Бастейбл»)/The Nomad of Time (Главный герой — капитан Британской армии Освальд Бастейбл во время службы в Индии попадет в один из древних храмов, когда начинается землетрясение. Спасается бегством через тоннели храма, Бастейбл попадает на … альтернативную Землю. С этого момента начинаются его приключения в параллельных вселенных. Каждый из романов является отдельной историей и происходит на разных планетах Земля в разное время):
«Повелитель Воздуха» («Небесный полководец»)/The Warlord of the Air (1971), «Левиафан шагает по Земле»/The Land Leviathan (1974), «Стальной Царь»/The Steel Tsar (1980).
«Хроники Корума»/The Chronicles of Corum (Приключения вадхагского принца Корума Джайлина Ирси, называемого также Принцем в Алой Мантии. Раса вадхагов доживала свой век в разбросанных по всему континенту замках, когда с соседнего континента пришли мабдены-люди, которые начинают разрушать один за другим их замки, убивая всех. Корум остается последним из расы и клянется отомстить. Постепенно он узнаёт, что за мабденами стоят Повелители Мечей — Владыки Хаоса. Он вступает в борьбу со слабейшим из них — Ариохом. Но, победив и изгнав одного, Коруму приходится начать борьбу и с остальными..):
«Повелители Мечей»/The Swords Trilogy: «Рыцарь Мечей» («Валет Мечей», «Рыцарь Шпаг»)/The Knight of the Swords (1971), «Королева Мечей»/The Queen of the Swords (1971), «Король Мечей»/The King of the Swords (1971).
«Серебряная рука»/The Prince with the Silver Hand: «Бык и Копьё»/The Bull and the Spear (1973), «Дуб и Овен» («Дуб и баран»)/The Oak and the Ram (1973), «Меч и Жеребец» («Меч и конь»)/The Sword and the Stallion (1973).
«Край Времени»/End of Time (Герои цикла — на первый взгляд люди, но человеческого в них не сильно много. Они всемогущи, а если смерть настигает их, они легко могут возродиться, а главное — они не живут, а скорее играют в жизнь, в любовь (кстати, некоторые представители секс-меньшинств «усмотрели» в произведениях цикла чуть ли ни гимн их нетрадиционной ориентации!), в страдания, во что угодно, лишь бы чем-то занять время. Беспрерывные развлечения — смысл их жизни):
«Танцоры на Краю Времени»/Dancers at the End of Time: «Чуждый Зной» («Чуждое тепло»)/An Alien Heat (1972), «Пустые Земли»/The Hollow Lands (1974), «Конец Всех Песен»/The End of All Songs (1976).
«Сказания Края Времени»/Tales from the End of Time (Legends from the End of Time): «Бледные розы»/Pale Roses (1976), «Белые звёзды»/White Stars (1976), «Древние тени» («Тени древности»)/Ancient Shadows (1976), «Трансформация Мисс Минг» («Преображение мисс Мэвис Минг, или Мессия на Краю Времени», «Вечный огонь»)/Constant Fire (A Messiah at the End of Time, The Transformation of Miss Mavis Ming) (1977), «Роскошное платье: вопрос размера на Краю Времени»/Sumptuous Dress: A Question Of Size At The End Of Time (2008).
«Сага об Элрике из Мелнибонэ» («Хроники Элрика из Мелнибонэ», «Элрик из Мелнибонэ», «Элрик Мелнибонийский»)/Elric of Melnibone (Сага о жизни последнего императора Мелнибонэ. Родившись альбиносом, он вынужден поддерживать жизнь при помощи трав и заклятий. Его двоюродный брат Йиркун мечтает занять трон. И, когда Эльрик отправляется странствовать по Молодым королевствам, ему это удается. Рунный меч Буреносец, подаренный Эльрику богом-покровителем Ариохом, выпивая души врагов, передаёт ему их жизненную силу. Это могущественное и ужасное оружие питает тщедушное тело принца силой и стойкостью, помогая остаться в живых, но порабощает душу и заставляет убивать. Элрик становится рабом меча, и рабом Ариоха. Через год он возвращается в Мелнибонэ, чтобы отомстить Йиркуну, но во время битвы от Буреносца случайно погибает его возлюбленная Эльрика, и он, разрушив свою бывшую столицу, вновь отправляется в странствия. Он привык действовать один, за что был прозван Белым Волком. Несколько лет он гоняется за колдуном Телебом К'аарной, которому поклялся отомстить, по разным концам мира. А после окончания погони, встречает свою новую любовь — Зарозинию. Они живут в мире и покое, пока не начинается битва за измерения между Владыками Хаоса и Владыками Порядка, в которой Эльрик вынужден участвовать. Не зря его прозовут Убийцей демонов и Богов!...):
Основной цикл: «Элрик: Рождение чародея» («Элрик: Становление чародея»)/Elric — The Making of a Sorcerer (графический роман, 2005), «Спасти Танелорн...» («Рассказ о том, как Ракхир, Красный Лучник, получил Стрелы Порядка»)/To Rescue Tanelorn (1962), «Повелитель Хаоса» («Рассказ о том, как граф Аубек отправился на поиски замка Канелун и что из этого вышло»)/Master of Chaos (The Dream of Earl Aubec; Earl Aubec) (1964), «Спящая волшебница» («Исчезающая башня», «Участь Белого Волка», «Рыцарь Хаоса»)/The Sleeping Sorceress (The Vanishing Tower) (1971), «Элрик из Мелнибонэ» («Город мечты», «Призрачный город», «Грезящий город»)/Elric of Melnibone (The Dreaming City) (1972), «Плывущий по морям судьбы» («Скиталец по морям судьбы», «Моря судьбы»)/The Sailor on the Seas of Fate (1976), «Грезящий город» («Падение Имррира», «Гибель Призрачного города», «Гибель Имррира»)/The Dreaming City (1977), «Когда боги смеются» («Пока смеются боги»)/While the Gods Laugh (1977), «Поющая цитадель»/The Singing Citade (1977), «Похититель душ» («Рунная шпага»)/The Stealer of Souls (1977), «Последнее заклятие» («Шутки Хаоса»)/The Last Enchantment (Jesting with Chaos) (1977), «Короли во тьме» («Подземные короли»)/Kings in Darkness (1977), «Череда забытых снов» («Гирлянда забытых снов», «Несущие огонь», «Приносящие пламя», «Поджигатели», «Повелитель Огня»)/The Caravan of Forgotten Dreams (The Flamebringers) (1977), «Буреносец» («Буревестник», «Приносящий бурю», «Несущий бурю»)/Stormbringer (1965/1977).
Поздние произведения об Элрике: «Элрик на Краю Времени»/Elric at the End of Time (1984), «Крепость Жемчужины» («Жемчужная крепость»)/The Fortress of the Pearl (1986), «Песнь Белого Волка» («Призывание Чёрного Меча»)/The White Wolf's Song (The Black Blade's Summoning, The Black Blade's Song) (1994), «Месть Розы»/The Revenge of the Rose (1991), «Портрет из слоновой кости» («Костяной портрет»)/A Portrait in Ivory (2007), «Блуждающий лес» («Бродячий лес»)/The Roaming Forest (2007), «Чёрные лепестки»/Black Petals (2008), «Красные жемчужины»/Red Pearls: An Elric Story (2010).
«Между Войнами» («Полковник Пьят»)/Colonel Pyat (Цикл о приключениях одного из самых оригинальных героев Муркока — полковника Пьята, чье полное имя — Максим Артурович Пятницкий. В основу цикла легла его жизнь в промежутке между 2 мировыми войнами):
«Византия сражается»/Byzantium Endures (1981), «Карфаген смеётся»/The Laughter of Carthage (1984), «Иерусалим командует»/Jerusalem Commands (1992), «Рим мстит»/The Vengeance of Rome (2005).
«Хроники семьи фон Бек»/Von Bek Family (Цикл не связанных между собой произведений о приключениях представителей семейства фон Бек на протяжении веков. В XV в. Ульрих фон Бек заключил сделку с дьяволом, став хранителем Святого Грааля. С этого момента судьба фон Беков так или иначе будет связана с этим предметом):
«Пёс Войны и Боль Мира»/The War Hound and the World's Pain (1981), «Бордель на Розенштрассе» («Дом на Розенштрассе»)/The Brothel in Rosenstrasse (1982), «Город в осенних звёздах»/The City in the Autumn Stars (1989), «Поток»/Flux (1963, в соавторстве с Баррингтоном Бейли), «Странный сад Филипе Саджиттариуса» («Сад развлечений Фелипе Сагиттариуса»)/The Pleasure Garden of Felipe Sagittarius (1965), «Завтрак с Антихристом»/Lunching with the Antichrist (1994).
«Второй Эфир»/The Second Ether (Повествование о жизни потомков семьи фон Бек на Земле и во вселенной Второго Эфира, где растёт присутствие Владык Хаоса):
«Кровь: южная фэнтези»/Blood (1994), «Невероятные гавани»/Fabulous Harbours (цикл рассказов, 1993-95) «Война среди ангелов»/The War Amongst the Angels (1996).
«Сказания об Альбиносе»/Tales of Albino (В бОльшей степени цикл рассказывает об истории семьи фон Бек, чем об Эльрике. Главные герои – граф Ульрик фон Бек, Эльрик Мелнибонэйский и его дочь Оуна, которая становится женой Ульрика. Сквозная идея состоит в том, что Эльрик и Ульрик — фактически один человек, и сущность Эльрика может преобладать над личностью Ульрика. При этом Эльрик символизирует веру в волшебство и магию, а Ульрик — прагматичность современного мира и отрицание магии. В цикле раскрывается множество тайн, упоминающихся в ранних романах: история падения Гейнора, тайна создания Чёрных Клинков и др. Каждый роман состоит из 3 частей, одна — от имени Эльрика, другая — Ульрика, третья — Оуны. Цикл полон философских рассуждений о фашизме, природе Мультивселенной и судьбе человека):
«Дочь Похитительницы снов»/The Dreamthief's Daughter (Daughter of Dreams) (2001), «Древо скрелингов»/The Skrayling Tree (Destiny's Brother) (2003), «Сын Белого Волка»/The White Wolf’s Son (Son of the Wolf) (2006).
Отдельные произведения
«Разлученные Миры» («Багряная игра/Кроваво-красная игра»)(1962/1963), «Огненный Клоун» («Ветры Лимбо», «У врат Преисподней ветрено») (1965/1969), «Сумеречный человек» («Берега Смерти») (1966/1970), «Столкновение Времён» (1967), «Ледовая Шхуна» (1969), «Чёрный Коридор (1969, с Хилари Бэйли), «Далёкие Солнца» (1975, с Дж. Кавторном), «Сон графа Обека» («Покоритель Хаоса») (1977), «Глориана, или Несостоявшаяся Королева» (1978), «Золотая Барка» (1980), «Кристалл и Амулет» (1986, с Дж. Кавторном), «Лондон, любовь моя» (1988), «Серебряное сердце» (2000, с Сторм Константайн), «Волшебница Безмолвной Цитадели» (2002), «Доктор Кто: Приход Террафилов» (2010).
Музыкальные проекты (автор текстов, музыкант, вокалист):
Blue Öyster Cult (Великобритания). Написал 3 песни: «The Great Sun Jester»/«Великий Солнечный Шут», посвящённая погибшему от наркотиков другу — Биллу Батлеру, имеющая явные аллюзии к Огненному Шуту, персонажу романов «Ветры Лимбо» (1969) и «Преображение Мисс Мэвис Минг» (1977), вошедшая в альбом «Mirrors» (1979); «Black Blade»/«Чёрный Клинок» (альбом «Cultosaurus Erectus», 1980) и «Veteran of a Thousand Psychic Wars»/«Ветеран Тысячи Психических Войн» (альбом «Fire of Unknown Origin», 1981).
Hawkwind (Великобритания). При участии Муркока записаны диски: «Warrior on the Edge of Time»/«Воин на Краю Времени» (1975), «The Chronicles of the Black Sword»/«Хроники Чёрного Меча» (1986) и двойной альбом «Live Chronicles»/«Хроники Жизни» (1986), песни с которого стали основой видеофильма. Им написаны тексты: «Black Corridor»/«Чёрный Коридор», по мотивам одноимённого произведения (1969) и «Sonic Attack»/«Звуковая Атака» с концертного альбома «Space Ritual» (1993), «Psychosonia»/«Психозония» и «Coded Languages»/«Тайные языки» (альбом «Sonic Attack», 1980). Временами Муркок заменял Р. Калверта на вокале, участвовал в выступлениях и как музыкант. В одном из эпизодов романа «Лекарство от рака» (цикл о Джерри Корнелиусе) им упомянуты музыканты Hawkwind, а одна из глав романа «Древо скрелингов» (цикл «Сказания об альбиносе», 2003) называется «Ястребиный ветер».
Michael Moorcocks Deep Fix (Великобритания). Собственный проект Муркока, ему принадлежит половина текстов песен с единственного официального альбома — «The New Worlds Fair» (1972), в том числе песня «The Brothel in Rosenstrasse», одноимённая с романом из цикла «Хроники семьи фон Бек» (1982).
Кроме того, Nomads of the Time Streams выпустили аудиокассету «Elric live at the BBC» (1995), куда вошли 8 отрывков из книг об Элрике, прочтённых Муркоком под музыку «The Shade Gate» группы Hawkwind с альбома «The Chronicles of the Black Sword»
Nick Turner (Великобритания). Проект бывшего участника Hawkwind. При записи альбома «Past or Future?» Муркок исполнял текст композиции «Warriors on the Edge of Time».
Robert Calvert (Великобритания). Проект бывшего участника Hawkwind (альбом «Hype», Муркок играет на 12-струнной гитаре, а при записи альбома «Lucky Leif & The Longships» — на банджо).
The Bellyflops (Великобритания). Группа собралась в 1965 году для записи альбома, который собиралась распространять на НФ-съезде. Майкл играл в ней вместе с музыкантами, постоянно или временно участвовавшими в составе Hawkwind.
Кроме того, по мотивам Муркока написаны песни и инструменталы рок-группами и исполнителями разных стран:
3 Inches of Blood (Канада). «Sailor on the Seas of Fate»/«Плывущий по Морям Судьбы» (по мотивам романа из «Саги об Элрике»), а также трилогия «Upon the Boiling Sea»/«В Кипящем Море» — по одному из географических названий мира Элрика: «Fear on the Bridge», «Lord of the Storm» и «Isle of Eternal Despair» (с альбома «Advance and Vanquish» (2004) и мини-альбома «Upon the Boiling Sea»).
Agnes Vein (Греция). «Sailor on the Seas of Fate» с альбома «Chaos and Law»/«Хаос и Порядок» (из Вселенной Муркока об Элрике и его Мече).
An Albatross (США). «Stormbringer»/«Буреносец» — по названию Чёрного Меча из «Саги об Элрике») с альбома «Blessphemy» (2006).
Apollo Ra (США). «Bane of the Black Sword»/«Проклятие Чёрного Меча» — по одноимённому роману об Элрике (с альбома «Ra Pariah», 1989).
Assedium (Италия). «The Messenger of Chaos»/«Посланник Хаоса» (с альбома «Rise of the Warlords» (2006), посвящённая Элрику).
Battleroar (Греция). «Mourning Sword»/«Меч Скорби» (имя близнеца Буревестника) с альбома «Battleroar» (2003) и «Dyvim Tvar»/«Дивим Твар» — повелитель Пещер Драконов, персонаж «Саги об Элрике» (с альбома «Age of Chaos»/«Времена Хаоса», 2005). Под влиянием Муркока написаны и некоторые другие песни группы.
Blind Guardian (Германия). «Damned for All Time» — про Хокмуна и «Fast to Madness» — про Элрика (альбом «Follow the Blind», 1989), «The Quest for Tanelorn»/«В поисках Танелорна» — по названию последнего романа из цикла о Хокмуне (альбом «Somewhere Far Beyond», 1992), «Imaginations from the Other Side» (упоминается Корум, альбом «Imaginations from the Other Side», 1995), «Tanelorn (Into the Void)» (альбом «At the Edge of Time», 2010).
Blood Arkin (Норвегия). «Blood Arkin»/«Кровавый Аркин» — по имени одного из Владык Порядка, Лорда Аркина (альбом «The Death Is Dead», 2006), представляет собой странную трактовку личности персонажа.
BloodHad (США). «Michael Moorcock»/«Майкл Муркок» (альбом «Hellbent For Letters», 2006), из большого цикла песен, посвящённых разным писателям-фантастам (среди которых С.Кинг, Г.Лавкрафт, У.Ле Гуин и др.).
Cirith Ungol (США). «Black Machine», «Master of the Pit» (роману Masters of the Pit/«Хозяева Ямы» — цикл о Майкле Кейне, 1971), «Death of the Sun» (по роману «Феникс в обсидиане», цикл об Эрекёзе, 1970), «King of the Dead» (по мотивам повести «Короли во тьме», альбом «King of the Dead», 1984); «Chaos Descends»/«Нисхождение Хаоса», «Nadsokor»/«Надсокор» — Город Нищих в Саге об Элрике, «The Fire» (по-видимому, про Чекалаха — Огненного Бога из «Спящей волшебницы», 1971) альбом «One Foot in Hell» (1986); «Chaos Rising»/«Возвышение Хаоса» (альбом «Paradise Lost»,1991).
Dark Moor (Испания). «The Fall of Melnibone»/«Падение Мелнибонэ» (одноимённый альбом, 2000), бонус-трек выпущенного в Японии альбома «Hall of the Olden Dreams», также вошла в альбом «Between Light and Darkness».
Deep Purple (Великобритания). «Stormbringer» (одноимённый альбом 1974). Имеются также кавер-версии групп Whitesnake (альбом «Live in the Shadow of the Blues»), Sandler (сборник «Пипл про To Purple»), John Norum & Glenn Hughes (сборник «Smoke on the Water — A Tribute to Deep Purple»). На официальном сайте группы в качестве маркера списков используется Звезда Хаоса.
Defenders of Tanelorn (Грузия). «Defenders of Tanelorn»/«Защитники Танелорна» и «The Apocalyptic Powerhead» (с сингла «Defenders of Tanelorn», 2003).
Diamond Head (Великобритания). «Borrowed Time» (одноимённый альбом 1982), написана от лица Элрика, а также «Knight of the Swords»/«Рыцарь Мечей» (титул Ариоха и название романа из цикла про Корума) с альбома «Canterbury» (1983).
Domine (Италия). Альбом «Champion Eternal»/«Вечный Воитель» (1997), особенно — «The Mass of Chaos»/«Орды Хаоса», «The Chronicles of the Black Sword»/«Хроники Чёрного Меча», «Army of the Dead»/«Армия Мёртвых» (про Короля Орга), «The Eternal Champion»/«Вечный Воитель» (первый романа из «Саги об Эрекозе»); альбом «Dragonlord»/«Повелитель Драконов» (1999), особенно — «Last of the Dragonlords»/«Последний из Повелителей Драконов», «Mars, The Bringer of War» (про Ариоха), «Dragonlord» («The Ship of the Lost Souls»)/«Корабль Потерянных Дух» (про Корабль Хаоса из романа «Буреносец»); альбом «Stormbringer Ruler»/«Владещий Буреносцем» (2001) и в нём — цикл «The Chronicles of the Black Sword: The End of an Era»/«Хроники Чёрного Меча: Конец Эры» (включает «The Bearer of the Black Sword»/«Податель Чёрного Меча», «Horn of Fate»/«Рог Судьбы» (Рог Элрика), «For Evermore» и «Dawn of a New Day — A Celtic Requiem»; альбом «Emperor of the Black Runes»/«Император Чёрных Рун» (2004), особенно — «Battle Gods of the Universe»/«Битва Богов Вселенной», «Arioch, The Chaos Star»/«Ариох, Звезда Хаоса», «The Prince in the Scarlet Robe»/«Принц в Алой Мантии» (про Корума), «The Song of The Swords»/«Песня Мечей», «The Forest of Light»/«Лес Света» (про Танелорн).
DoomSword (Италия). «Return to Imryyr»/«Возвращение в Имррир» (альбом «DoomSword»/«Меч Судьбы», (1999), а также кавер-версия песни группы Cirith Ungol — «Nadsokor».
Elysian Fury (США). «The Nomad of Time»/«Кочевник Времени» (по названию цикла об Освальде Бастейбле).
Gandalf. «End of Time»/«Конец Времени» (по циклу о Крае Времени, альбом «Deadly Fairytales», 1998).
Highland Glory (Норвегия). «Edge of Time»/«Край Времени» (альбом «Forever Endeavour», 2005).
Kendra Smith (США). «Valley of the Morning Sun» (по циклу «Кочевники Времени», альбом «Five Ways of Disappearing»). «The Wheel Of The Law»/«Колесо Закона».
Lorien (Испания). «The Island of the Dragon»/«Остров Дракона» (альбом «Secrets of the Elder», 2002).
Magnum (Великобритания). «Stormbringer»/»Буреносец» (альбомы «Vintage» и «Kingdom of Madness», 2002).
Mekong Delta (Германия). «Heros Grief» (альбом «Mekong Delta», 1987), посвящена Элрику.
Mournblade (Великобритания). Группа названа по имени меча-близнеца Буреносца («Клинок Скорби»).
M.T. Wizzard (Германия). «The Flowers of Bannon Brae»/«Цветы из Бэннон Бри», упомянутые в стихотворных фрагментах романа «Месть Розы» (альбом «Berlin-Instanbul»).
Necronomicon (Германия). «Stormbringer»/»Буреносц» (с одноимённого альбома 2004).
Panacea (Германия). «Stormbringer»/ Буреносц» (альбом «Low Profile Darkness»).
Roanoke (США). Получасовая композиция «Stormbringer»/«Буреносц», выпущенная отдельным альбомом (2005).
Stuart Smith. Инструментальная композиция «Road to Melnibone»/«Дорога в Мелнибонэ» (альбом «Heaven and Earth», 2005).
Summoning (Австрия). «Ashen Cold» (альбом «Let Mortal Heroes Sing Your Fame», 2001) представляет собой компиляцию стихов из «Саги об Элрике» — «Песенки Мунглама» («Короли во тьме», 1977), «Песни Повелителей Драконов» («Гирлянда забытых снов», 1977) и «Пророчества» («Буреносец», 1977) — с небольшими изменениями (довольно занятными) и авторским припевом.
Turmion Katiliot (Финляндия). «Stormbringer»/»Буреносц».
Tygers of Pan Tang (Великобритания). Группа «Тигры Пан-Танга» названа в честь боевых тигров острова Пан-Танг — государства из «Саги об Элрике». Песня «Fireclown»/«Огненный Клоун» (альбом «Wild Cat», 1980).
Valensia (Великобритания). «The Realm of Nature» (альбом «Gaia II», 2000), по мотивам цикла о Крае Времени.
Zakas (США). «Hounds of the Horn»/«Псы Рога» — про собак Кереноса (трилогии про Корума, альбом «Shunk Daddy Grind», 2001).
Б. Гребенщиков и Аквариум (Россия, С-Петербург). «Миша из Города Скрипящих Статуй» (по названию Города Кричащих Статуй — столицы Пан-Танга, альбом «Треугольник», 1981). БГ признаётся и связи с творчеством М. Муркока альбома «Гиперборея».
Алый Лучник (Калининград). «Солдат Танелорна» и «Танелорн должен быть…». Кроме того, Лучник автор произведений, пародий, игр и анекдотов по мотивам Муркока, активно участвует в работе сайта «Танелорн» (http://moorcock.narod.ru/), посвященного творчеству Муркока. Мартиэль. «В поисках Танелорна» (по роману цикла про Хокмуна). Кроме того, на ту же музыку имеется её собственная пародия, а также песня-пародия Ассиди — «В поисках кабачков».
Андрей Маркелов (Россия). Инструментал «Чёрный Меч».
Иллет (Россия). «Вечный Воитель» (альбом «Волчье Солнце», 2000).
Лора Московская (Россия). «Шпага Печали» (то же, что Меч Скорби, альбом «Ведьма», 2000).
Лориэль (Россия). «Под неласковым солнцем», «Колыбельная герою» и «Шари», тексты вошли в сборник стихов «Грани Великого Кристалла». Кроме того, на первые 2 песни музыка написана Марой — хранительницей сайта «Танелорн».
Принц Корум (Россия). Инструментальный альбом «Повелители Мечей» (по трилогии о Коруме), включающий несколько композиций.
Роман Шебалин и Навь (Россия). Сюита «Камни Крэг-Дона» (по мотивам трилогии про Корума – Серебряная Рука), композиция «Колыбельная для Корума», а также композиция «Земля Последнего Времени». Кроме того, многие выступления «Нави» сопровождаются цитатами из «Края Времени», а Шебалин является автором кроссоверных произведений с большими аллюзиями к Муркоку — «Сага о Фолько из Эа, или ДНД на БД» и «Книга Ехидны Белого Пламени».
Юрий Мелисов и Эпидемия (Россия). «На Краю Времени» (одноимённый альбом 1999), а также песня «Вечный Воитель» в рок-опере «Эльфийская рукопись» (2004). Кроме того, песня «Жизнь в сумерках» с одноимённого альбома (2005), по признанию Мелисова, написана про Лимб.
Сценарист: «Земля, забытая временем»/The Land That Time Forgot (экранизация повести Эдгара Р. Берроуза. США, Великобритания, 1974), «Конечная программа»/The Final Programme (Великобритания, 1973).
Актёр: “Hawkwind: The Chronicle of the Black Sword» (видео, 1985, рассказчик)
Играет самого себя: «Asylum»/«Убежище» (ТВ, 2000), «The Anti Gravity Room»/«Антигравитационная комната» (ток-шоу сериал, освещающий комиксы и видеоигры, 1995 – по н.в.)
Источники:
https://www.kinopoisk.ru/name/183558/;
http://old.mirf.ru/Articles/print536.htm;
https://fantlab.ru/autor121;
https://artelectronics.ru/posts/majkl-murkok-london-lyubov-moya;
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/689168;
http://moorcock.narod.ru/View/Reviews/gakov.htm.
13 комментариев
5 лет назад
Схватил, не задумываясь, отдал деньги - по тем временам солидные. До сих пор стоят на полке в первом ряду, регулярно перечитывал. Суперобложки уже потрёпаны, корешки кое-где порваны, страницы пожелтели, но не поменяю на новое издание. Очень удачный перевод.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена