Зимняя война. Предыстория
26 декабря в небольшой деревушке Майнила, которая располагалась на советско-финской границе, прогремели взрывы. Погибли четверо и было ранено девять советских бойцов. Спустя два дня Советский Союз разорвал дипломатические отношения с Финляндией и еще через два дня перешел границу. Началась Зимняя война.
О Майнильском инциденте, историки спорят до сих пор. Кому это было выгодно, и кто произвел выстрелы не понятно. Давайте разбираться, опираясь на факты и логику.
Предыстория
21 января 1932 года между СССР и Финляндией был подписан «Договор о ненападении и мирном урегулировании». Договор стал дополнением к генеральному договору об отказе от войны, заключенный в Париже 27 августа 1928 года между ведущими европейскими державами и США. В соответствии с частью 2 статьи 1 договора между Финляндией и СССР нападением признавалось «всякое насильственное действие, нарушающее целость и неприкосновенность территории или политическую независимость другой высокой договаривающейся стороны, даже если бы оно было совершено без объявления войны и с избежанием ее проявлений» (запомним этот пункт договора).
Несмотря на заключенный договор финны всегда были не прочь создать «Великую Финляндию» за счет советских земель. Финский премьер-министр, а впоследствии и президент, Пер Эвинд Свинхувуд очень ярко высказал свое отношение к Советскому Союзу:
«Любой враг России должен всегда быть другом Финляндии».
После продления договора о ненападении, который был инициирован Советским Союзом, Финляндия начала практически открыто идти на сближение с Третьим Рейхом, о чем в 1935 году сообщал советский военный атташе. Тоже самое писала западная пресса. В этом же году финны заявили о своей политике нейтралитета и ориентировании на Скандинавию.
Официальная финская пропаганда представляла СССР как врага, война с которым неизбежна. Это утверждение подтверждается и в статье «СССР -- Финляндия: на пути к 1939-му». В январе 1936 г. в отчете за прошедший 1935 г. советский полномочный представитель в Финляндии Эрик Асмус констатировал:
«В течение 1935 г. Финляндия по-прежнему привлекала к себе внимание Советского Союза как страна неизменно склонная поддерживать любую антисоветскую авантюру… 1935 год показал, что самое настороженное отношение к Финляндии с нашей стороны и принятие превентивных мер целиком оправдано и диктуется необходимостью».
Глава НКИД М. М. Литвинов в целом разделял оценку Э. Асмуса. В 1935 г. в одной из бесед с финским посланником А. Юрье-Коскиненом он заметил:
«… наши политические отношения с Финляндией не только не особенно дружественны, но даже и не особенно нормальны. Ни в одной стране пресса не ведет так систематически враждебной нам кампании, как в Финляндии. Ни в одной соседней стране не ведется такая открытая пропаганда за нападение на СССР и отторжение его территории, как в Финляндии. Эту пропаганду в Финляндии ведет целый ряд организаций, в особенности так называемое Карельское Академическое общество… Польша тоже молодая страна и, тем не менее, есть постоянное соответствие между поведением правительства и значительной части прессы».
В марте 1938 года Германия провела аншлюс Австрии. В силу того, что финны в открытую сотрудничали с Германией, правда, не заключая никаких договоров, перед руководством СССР встала необходимость обезопасить северо-западную границу, ведь военная политика и дипломатия Финляндии строилась на основе возможности войны с Советским Союзом. Но воевать в одиночку с СССР финны уже не хотели. Поэтому заводили дружбу со всеми, кто мог им помочь в войне с «красным соседом». Теплые отношения были налажены даже с Японией. Финляндия, как и Польша, опасались увеличения мощи Советского Союза и очень жаждали начала войны западных держав (или Японии на худой конец) с СССР, рассчитывая вступить в войну и создать свои «Великие» страны за счет страны Советов.
Это же подтверждали и иностранные дипломаты. Посол Речи Посполитой в Финляндии Франц Харват сообщил в МИД Польши:
политика Финляндии характеризуется «агрессивностью против России… В позиции Финляндии к СССР доминирует вопрос о присоединении к Финляндии Карелии»
Посол Латвии в Финляндии:
«в головах финских активистов глубоко укоренился карельский вопрос. Эти круги с нетерпением ждут конфликта России с какой-либо великой державой, раньше с Польшей, а теперь с Германией или Японией, чтобы реализовать свою программу»
Военный атташе США в СССР полковник Феймонвилл в 1937 году сообщал:
«Самой насущной военной проблемой Советского Союза является подготовка к отражению одновременного нападения Японии на Востоке и Германии совместно с Финляндией на Западе»
В 14 апреля 1938 году состоялась первая встреча между представителями СССР и Финляндии. Переговоры продолжались до апреля 1939 года. Но никаких результатов, кроме уверенности во враждебности финнов к Советскому Союзу, переговоры не принесли. Отклонив все предложения СССР (даже вопреки мнению Маннергейма об извлечении выгода от обмена территориями), представители страны Суоми очень недоумевали – почему заглохли торговые переговоры, а СССР не дал согласие на возведение укреплений на Аландских островах.
К началу 1939 года на территории Финляндии немецкие специалисты построили сеть аэродромов, которые могли принять в 10 раз больше самолетов, чем было в ВВС финнов. До этого германский флот практически был приписан к финским портам, а в 1937 году в Финляндию пришла большая эскадра немецких субмарин. В середине 1939 года в Хельсинки было развернуто «Бюро Целлариуса» - структурное подразделение абвера, которое возглавил военный атташе Германии в Швеции и Финляндии.
Второй раунд советско-финских переговоров начался после завершения конфликта с Японией на Халхин-Голе. 5 октября 1939 года народный комиссар иностранных дел Молотов предложил финскому послу провести консультации по некоторым политическим вопросам. Финны согласились и послали в Москву делегацию, которая не имела права принимать никаких решений. 9 октября 1939 года делегация выехала из Хельсинки, а 11 октября уже прибыла в Москву. 12 октября 1939 года начался второй раунд переговоров. В обмен на уступку на Карельском перешейке Советский Союз предложил вдвое большую территорию советской Карелии. Просил 2761 кв. км на Карельском перешейке, предлагал 5529 кв. км! Как и прежде, ни одно из выдвинутых предложений не было принято финляндским правительством к рассмотрению.
Посланники Хельсинки еще ехали в Москву, а в Финляндии 10 октября 1939 года уже началась мобилизация. В начале второй декады ноября в Финляндии началась открытая мобилизация. По устоявшимся традициям того времени начало мобилизации равноценно началу войны. 16 ноября 1939 года делегация вернулась в Хельсинки, так и не достигнув соглашения с СССР.
Источник:
51 комментарий
5 лет назад
Финны, оказывается, напали!
Я знаю ещё пару таких случаев. В том же 39 году поляки подло и вероломно напали на Германию, захватили приграничную деревню и радио вышку, заявили на весь мир об этом и героически же за пол часа погибли. И главное - в плен не сдавались, сволочи! Одни трупы в польской форме а через пару недель советские войска маршировали к бресту.
А ещё, помнится, Вьетнамцы решили затопить американский флот в тонкийском заливе
Финны, конечно, не были агнцы, они, как прибалты не за
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена