Забытый подвиг: тридцать семь доваторцев против сорока немецких танков
Не так, как о подвиге тридцати семи казаков из кавкорпуса Доватора, что повторили подвиг панфиловцев через три дня, 19 ноября 1941 года. Вот тут - и задокументировано все, и известны имена всех тридцати семи... Да вот беда - кроме специалистов, про них почти никто не знает.
3-й кавалерийский корпус Доватора занимал оборону в те ноябрьские дни 1941 года бок о бок с дивизией Панфилова. И подвиги панфиловцы и доваторцы совершали практически в одних и тех же местах. Тем, кто сходу усомнится в том, что кавалеристы в принципе могли бороться против танков, поясним, что в Великую Отечественную кавалерия была этаким аналогом современной мотопехоты. Только вместо грузовиков служили кони. На них доезжали до места боя, а сражались спешившись (лошадей при этом в тыл уводили коноводы). Верхом и с шашкой наголо кавалеристы скакали разве что во время рейдов по тылам противника, громя его штабы и тыловые службы. Здесь же был совсем не тот случай...
19 ноября 1941 года разведка 4-го кавалерийского эскадрона 37-го Армавирского кавалерийского полка 50-й Кубанской кавалерийской дивизии, занимавшего позиции под деревней Федюково, сообщила, что в Шелудьково сосредоточено до батальона пехоты противника с танками, артиллерией и минометами. В Язвище наблюдалось скопление техники, до 40 танков и 50 машин с пехотой. Было очевидно, что немцы, пользуясь первыми морозными днями, высвободили свои танки и грузовики из "грязевого плена" и собирались идти в наступление. Эскадрон занял оборону.
Вскорости показались немцы. На Федюково шли почти два десятка немецких танков Pz III, а за ними поспешали немецкие пехотинцы. Силы были явно неравны - казаков-доваторцев, занявших оборону под Федюково, было всего тридцать семь человек. Понимая, что они принимают свой последний бой, казаки по старинному обычаю отпустили своих коней, а коноводы заняли свои места в окопах рядом с остальными.
Что могли противопоставить врагу доваторцы?.. Винтовки, шашки, гранаты да бутылки с зажигательной смесью. Ну, еще пару ручных пулеметов. Однако и этим небогатым арсеналом они подбили и подожгли несколько вражеских танков. Остальные отошли, а за ними и пехота - немецкие пехотинцы без танков в атаку не ходили...
Вскоре последовала вторая атака. Теперь позиции казаков были хорошо известны врагу, и "панцеры" двинулись вперед, надеясь на легкую победу. Однако на их беду помощь доваторцам оказала рота танков бригады Катукова. Т-34, словно призраки, появились из леса и подбили сразу несколько немецких танков (Pz III "тридцатьчетверке" был и близко не соперник), после чего снова исчезли в лесу. Казаки опять остались на позициях одни.
В третью атаку немцы неожиданно пошли с тыла, обойдя позиции доваторцев. В горячке боя казаки поздно увидели танки у себя в тылу и не успели взорвать мост через реку Гряду. Небольшая группа израненных казаков под руководством младшего политрука Ильенко (командир погиб накануне, и офицеров в эскадроне не было) заняла оборону на пути танков. Бой разгорелся с новой силой, запылали новые стальные машины врага.
К вечеру бой прекратился. Обороняться было уже некому, но и немцы прекратили свои попытки прорвать оборону доваторцев. Казаки свою задачу выполнили - немцы так и не смогли оседлать волоколамское шоссе. На поле перед позициями эскадрона чернели двадцать восемь обгорелых немецких танков...
Когда о бое и гибели эскадрона было доложено командиру Армавирского полка, он приказал ударить в конном строю через Волоколамское шоссе в надежде спасти хотя бы кого-то из своих.
В вечерних сумерках немцы, не разобравшись, насколько слабые силы их атакуют, не выдержали нового стремительного яростного наскока и поспешно отступили. Казаки собрали своих раненых (несколько человек из эскадрона остались в живых) и отошли, не дожидаясь, пока немцы разберутся в том, сколь малые силы их атаковали, и нанесут встречный удар...
Источник:
4 комментария
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена