Он был знаком с Карлом Марксом и был личным врагом Гитлера
Ленинград был особым городом в СССР – его любили все граждане огромной страны и называли северной столицей, культурной столицей, городом-музеем и колыбелью трёх революций. В планах гитлеровского командования было полное его уничтожение и массовое истребление населения. 8-го сентября 1941 года Ленинград был взят в кольцо, и началась Блокада, которая продлилась 872 дня. За всю историю человечества ни один осаждённый город в мире не подвергался столь суровым испытаниям: голоду, холоду, непрерывным атакам, бомбёжкам и артобстрелам. В Ленинграде погибло 650 000 мирных жителей. Ещё около 500 000 воинов-защитников сложило за него свои головы. Но город на Неве выстоял и является символом стойкости, мужества и героизма.
Среди защитников Северной Столицы был один удивительный человек с очень богатой биографией. О нём и пойдёт речь в этой заметке.
В одной из своих военных заметок я как-то рассказывал о самом пожилом Герое Советского Союза, которому в подземном вестибюле московской станции метро «Партизанская» установлен памятник. Псковский охотник Матвей Кузьмич Кузьмин повторил отважный поступок Ивана Сусанина – в феврале 1942-го года он завёл в глухой лес батальон немецких егерей, а потом вывел их под заранее подготовленный удар Красной Армии. Перед полным разгромом командир германского отряда понял, что старик его перехитрил, и в ярости выпустил в него несколько пуль. Деду Кузьмичу на момент совершения его подвига было 83 года.
Долгое время я считал, что старый охотник Матвей Кузьмин является самым пожилым героем Великой Отечественной войны. Однако совсем недавно узнал, что был в нашей истории уникальный человек, который побил возрастной рекорд деда Кузьмича.
Это был Николай Александрович Морозов – самый пожилой снайпер ВОВ, а возможно даже и всей Второй Мировой. Да к тому же ещё и почётный академик АН СССР. Когда учёный с мировым именем уничтожал захватчиков на Волховском фронте, ему шёл 88-й год.
Человек, который в мирное время вступал в полемику с самим Альбертом Эйнштейном, в военное лихолетье с помощью снайперской винтовки доказывал тому преимущество вооружённой борьбы с нацистами перед эмиграцией.
История участия почётного академика Николая Морозова в боевых действиях за Ленинград, конечно же, абсолютно фантастическая, в неё даже трудно поверить. Но она таки существовала в реальной жизни.
Зимой 1942 года в один из пехотных батальонов, который воевал с немцами под Ленинградом, прислали нового снайпера. Офицеры и бойцы, взглянув на свежее пополнение, ахнули – перед ними стоял интеллигентного вида старичок, типичный такой «доктор Айболит», с благородной бородкой и в очках с круглой оправой. Снайпер преклонного возраста, да ещё и в очках – это же какая-то абсурдная нелепость!
Увидев круглые глаза воинов, дедуля бодрым голосом заявил, что он ещё в 1939 году окончил снайперские курсы Осоавиахима и поэтому стреляет без промаха. Для молодого поколения тут требуется пояснение: Осоавиахим – это сокращение, которое расшифровывается так: общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству. Это была оборонная организация, учившая советский народ военному делу «настоящим образом». Осоавиахим был предшественником послевоенного ДОСААФа.
Спустя несколько дней все бойцы того фронтового подразделения знали о том, какой необыкновенный дед воюет вместе с ними. Оказалось, что Николай Александрович Морозов – человек с уникальнейшей биографией. Даже скупое перечисление некоторых фактов из неё приводит в изумление: неужели всё это может вместить одна человеческая жизнь!?
Николай Морозов родился во время Крымской войны – в 1854-м году – в в родовом имении Борок Мологского уезда Ярославской губернии. Его отец, богатый помещик, был дворянином, а мать – обычной крестьянкой, бывшей крепостной родного батюшки. Близость к простому народу повлияла на политическое мировоззрение Николая и на всю его дальнейшую судьбу, которая изобиловала неожиданными поворотами и необычным богатством содержания.
Ещё будучи гимназистом, он вступил в кружок народников и вёл пропаганду среди крестьян центральных губерний. Затем он стал одним из руководителей тайного общества «Земля и воля». Позднее Морозов принимал активное участие в создании революционно-террористической организации «Народная воля». Участвовал в подготовке покушения на императора Александра II.
Опасаясь ареста, Николай Морозов выехал за границу, где познакомился с Карлом Марксом.
Этот факт очень удивлял и восхищал бойцов на передовой. Ведь для советского человека личное знакомство с Карлом Марксом – это авторитет заоблачной высоты. Если люди, которые мельком видели Ленина были во всеобщем почёте, то, что уж говорить о революционере, который общался с автором фундаментального труда под названием «Капитал» и основателем философско-экономическо-политического учения, ставшего основой идеологии Советского Союза.
Вернёмся к биографии нашего героя... В 1882 году при попытке нелегально вернуться в Россию Николай Морозов был арестован и приговорён к пожизненному заключению. Следующие 23 года своей жизни вольнодумец провёл в тюрьме. Сначала в Алексеевском равелине Петропавловки, а потом в одиночных камерах Шлиссельбургской крепости.
Однако, даже находясь в столь суровых условиях, Николай Александрович не терял времени даром – он стал много читать и активно заниматься наукой.
По сравнению с тем, чего Морозов успел добиться за время своего тюремного сидения, бледно выглядят даже заслуги вымышленного книжного героя Эдмона Дантеса из знаменитого романа Дюма «Граф Монте-Кристо».
Судите сами. Николай Морозов, пребывая в мрачных застенках, выучил 11 иностранных языков, включая древние (а именно: французский, английский, итальянский, немецкий, испанский, латинский, древнееврейский, греческий, древнеславянский, украинский и польский), написал десятки научных работ по физике, математике, химии, астрономии, геологии, биологии, истории, философии, авиации, и политэкономии. А ещё он писал в неволе мемуары, стихи и даже фантастические рассказы. В общей сложности Морозов подготовил в тюрьме 26 томов своих рукописей!
Удивительно: царские тюремщики не препятствовали столь бурной научной деятельности своего арестанта и разрешали ему доступ к всевозможной литературе.
Но при всём при этом, любая темница – это ведь не курорт. Всего один факт: за первые два года заключения в Алексеевском равелине Петропавловской крепости (между прочим, бывшей тюрьме декабристов) из 15 осуждённых вместе с Морозовым народовольцев умерли от болезней 11 человек. Николай Морозов тоже заболел. Туберкулёзом и цингой.
В 1883 году тюремный врач Вильямс доложил императору Александру III, что арестант Морозов умрёт через трое суток. Но случилось удивительное – тот выжил. Остался в живых благодаря невероятной силе духа, медицинской помощи извне и своей собственной системе тюремной гимнастики. Двадцатидевятилетнему узнику суждено было прожить ещё 64 ярких и насыщенных года.
Революционные события 1905 года освободили Николая Морозова. После выхода из шлиссельбургского заточения он за свои химические открытия получил степень доктора наук, причём – с рекомендацией самого Дмитрия Ивановича Менделеева.
Ещё один интересный факт об этом многогранном человеке: Николай Морозов был большим энтузиастом воздухоплавания – он летал на первых аэростатах и аэропланах. В 1910-м году его полёт на аэроплане изрядно напугал власти – жандармы посчитали, что экс-революционер может из облаков бросить бомбу в государя Николая II, и устроили обыск на его квартире. Однако доказательств «подрывной деятельности» не нашли.
Побыв на свободе некоторое время, он вновь был арестован как «бунтовщик, призывающий к ниспровержению существующего в России государственного и общественного строя». Морозов опять был осуждён и заключён под стражу. В итоге, с перерывами, Николай Александрович Морозов провёл в заключении 29 лет своей жизни.
Напомню, для сравнения, что вымышленный граф Монте-Кристо отсидел вдвое меньше – всего 14 лет. Странно, почему о Николае Морозове до сих пор не написан увлекательный приключенческий роман?
В советские годы Николай Александрович активно занимался наукой. Причём разными её областями. Много лет он был бессменным председателем Совета Русского общества любителей мироведения (РОЛМ). С 1918 года до конца своей жизни он был директором Естественнонаучного института имени Петра Лесгафта в Ленинграде.
После Октябрьской революции Морозов шутливо называл себя «последним русским помещиком». И действительно, так оно по сути и было: в 1923 году наследственное имение Борок постановлением Совнаркома СССР было передано Морозову в пожизненное пользование. На малой родине учёного в Борке для него была построена астрономическая обсерватория. Вслед за Циолковским Морозов прокладывал первые пути отечественной космонавтики. Он же предложил прообраз космического скафандра – высотный герметический костюм. В 1923 году Морозов произнёс пророческие слова: «Двадцатый век будет веком окрыленного человечества и люди российской земли проложат дорогу к звёздам!»
В 1932 году Николай Морозов был избран почётным членом АН СССР, как «химик, астроном, историк культуры, писатель, деятель русского революционного движения». Акцентирую ваше внимание: почётный академик – это крайне редкое научное звание, которое до революции присваивалось только членам императорской фамилии и их самым верным сановникам. При советской власти звание почётного академика присуждалось всего лишь 10 раз.
В 1939 году по инициативе Николая Александровича в Борке был создан научный центр; сейчас там работают Институт биологии внутренних вод и Геофизическая обсерватория «Борок» РАН.
Разносторонние достижения Морозова, которые я перечислил – лишь самое короткое изложение его основных научных свершений. Для полного перечня, действительно, нужно писать отдельный роман. Можно без преувеличения сказать, что универсальный учёный Николай Морозов был нашим современным Ломоносовым. Так что можете себе представить реакцию властей и военкомов когда столь могучий старик с началом Великой Отечественной войны стал проситься на фронт. И это в 87 лет!...
Естественно, его не брали. Ну, вот какой прок будет в окопах от мудрого академика? Чем он там будет заниматься? Разве что только рассказывать бойцам о своих встречах с Карлом Марксом и плодотворных годах, проведённых в царских тюрьмах.
И тогда Морозов пошёл на хитрость. Он явился в военкомат и заявил: мол, я разработал конструкцию нового телескопического прицела и должен теперь провести его испытания в боевых условиях. Свою просьбу Николай Александрович подкрепил ультиматумом: если его не пустят на передовую, он обратится в Москву к самому товарищу Сталину! После чего товарищи военные капитулировали под натиском настойчивого старика. Однако предупредили: ввиду почтенного возраста его на фронт отправляют в качестве добровольца-командированного, а срок этой командировки – всего один месяц.
Вот так заслуженный академик Николай Александрович Морозов и оказался в одном из батальонов, воевавших с гитлеровцами на Волховском фронте под Ленинградом. Удивлённому комбату при первой встрече дедушка заявил, что ни на какие поблажки он не рассчитывает, собирается воевать всерьёз и просит показать позицию для снайпера. Своим дальнейшим поведением пожилой стрелок полностью развеял все сомнения командира и заслужил уважение бойцов. В первой же своей вылазке он уложил наповал вражеского офицера. Для этого пожилой доброволец Морозов два часа провёл на морозе прямо в снегу в ожидании удобного момента для выстрела.
После первого успеха последовали и другие. Почётный член Академии наук записал на свой снайперский счёт около десятка убитых захватчиков.
Чудо-снайпер быстро стал знаменитостью фронтового масштаба. Чтобы его увидеть, в батальон даже специально приходили бойцы и командиры из других частей. Стрелковые успехи Морозова по-своему отмечали и немцы: после очередного его удачного выстрела они сразу же подвергали его позицию усиленному обстрелу. Но вражеские пули и осколки нашего боевого академика, к счастью, миновали.
Фронтовая эпопея пожилого добровольца оказалась непродолжительной. Срок его командировки истёк через месяц, после чего Морозова, несмотря на его категорические протесты, отправили в тыл. Он не успокоился и на протяжении ещё почти полугода добивался возвращения на фронт. Однако попытки эти не увенчались успехом.
После войны стало известно, что по приказу Гитлера имя Николая Морозова было внесено в список особо опасных для Третьего рейха советских людей, приговоренных заочно к смертной казни за непримиримое отношение к германскому национал-социализму.
В 1944 году после полного снятия блокады северной столицы академик Николай Александрович Морозов был награжден медалью «За оборону Ленинграда» и орденом Ленина.
У самого пожилого участника Великой Отечественной войны была одна главная мечта – дожить до Победы. И она осуществилась. В великий для нашей страны день – 9 мая 1945 года – он отправил письмо-поздравление Иосифу Сталину, в котором написал: «Я всё-таки поквитался с фашистами за ленинградцев, жаль, что мало. И я счастлив, что дожил до Победы над германским фашизмом, принёсшим столько горя нашей Родине и всему культурному человечеству».
Николай Александрович Морозов, человек с очень богатой биографией, скончался летом 1946 года. Он ушёл из жизни в том самом доме, в котором когда-то появился на свет – в родовой усадьбе Борок Ярославской области. Последние слова, которые он произнёс, были очень красивы. Это были всего два слова: «Прощайте, звёзды!»… Земной путь выдающегося учёного, уникального человека и самого пожилого защитника Ленинграда закончился на 93-м году его необычайно насыщенной событиями жизни.
Источник:
11 комментариев
5 лет назад
Можно было и без фантазий насчёт 'личного врага Г.' обойтись вполне, Николай Александрович в этом не нуждается. Он достаточно матёрый человечище.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена