Мог ли Штирлиц быть грузином?
В истории он остался, конечно, Остапом Бендером из картины Леонида Гайдая "12 стульев". Споры о том, насколько он соответствует книжному "великому комбинатору", не утихают до сих пор. Лично меня его трактовка роли устраивает, она подходит именно для этого романа (в "Золотом телёнке" Остап был уже немного другой).
Но мы в этом посте не будем спорить о том, кто же лучше, Гомиашвили или Миронов - я предлагаю другую тему для обсуждения.
Дело в том, что Арчил чуть было не сыграл ещё одну главную звёздную роль в советской киноклассике. И какую! Главного советского киноразведчика Штирлица!
Если бы об этом я читал только в интервью самого Гомиашвили, я бы подумал, что он привирает. К тому же фотопроб в сети нигде нет. Единственное, что можно найти - это проба, напечатанная в "Комсомольской правде", в статье к 25-летию фильма, которую я вырезал из газеты в 1998 году. Не знаю, насколько она достоверна, может, и подделка.
Но создатели фильма это подтверждают.
Татьяна Лиознова:
"Я хотела снимать Арчила Гомиашвили. Я любила этого актера. У меня с ним был роман... Мне хотелось его снимать. Я видела в нем фактуру. Но выcшее руководство запретило снимать в роли русского разведчика грузина. Категорически! Гомиашвили на меня обиделся и вообще уехал из Москвы в Тбилиси".
По словам Гомиашвили, и сценарий Юлиан Семёнов писал в расчёте на него, в чём я сомневаюсь.
Против было только начальство. И это тот случай, когда я с начальством - согласен.
Не буду обсуждать актёрское мастерство Арчила, здесь дело не в этом. Актёр же должен и по внешним данным подходить на роль. А на "истинного арийца" грузин никак не тянет.
На Бендера - вполне тянет. У Ильфа и Петрова Остап описан как человек с черкесским лицом. Грузины, конечно, не черкесы, но всё же кавказский народ.
По происхождению великий комбинатор - "сын турецкоподданного". Так до революции называли евреев, а также греков и армян, собирающихся переехать в Землю Обетованную, которая тогда была в составе Османской империи. На еврея Гомиашвили тоже ещё "прокатит".
А Штирлиц - русский по национальности, выдающий себя за немца. При чём тут грузин? Ладно бы у него была универсальная внешность, как, например, у армянина Армена Джигарханяна, который мог играть любую национальность, хоть русского, хоть еврея, хоть испанца. Но про Гомиашвили такого не скажешь.
Поэтому логика тут только одна - нежные чувства Татьяны Лиозновой, только ими можно объяснить такой выбор. Кстати, после неудачи со Штирлицем Лиознова предложила Гомиашвили роль Мюллера, считая, что такой Мюллер будет более жёстким, чем в варианте Леонида Броневого. Но Арчил Михайлович меньше чем на Штирлица не соглашался.
Обиду он Лиозновой не простил, и однажды "уколол" её. Его вторая жена родила дочку, пока шли съёмки "Мгновений". И вот однажды он летел в Тбилиси, и этим же самолётом летела Татьяна Михайловна.
Арчил Гомиашвили:
"В самолете моя Ниночка - годика два ей было - начала бегать, помчалась и села на колени к Тане Лиозновой. Я пошел за дочкой, забрал ребенка и сказал Тане: «Вот видишь, история решилась сама - ты везешь металлические банки с фильмом, а я везу этого маленького человечка». Вот такая ирония судьбы".
Не очень красиво, особенно по отношению к женщине, у которой нет детей. Ещё и в интервью об этом поведал...
В конце жизни, когда Лиознова болела, она жаловась на то, что Гомиашвили даже не интересовался её здоровьем. На что Арчил сообщил журналистам, что интересовался, и даже отправлял лечащим врачам ящик вина.
Как там было на самом деле, мы не знаем, да и не важно это... Обоих нет в живых... Бог им судья...
При подготовке публикации использовались интервью из газеты "Комсомольская правда".
Источник:
12 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена