Летчик спас своего ведомого во Вьетнаме, толкая его истребитель своим
Его ведомым был капитан Эарл Аман и его оператор лейтенант Боб Хоутон. Район вокруг Ханоя обладал на тот момент, наверное, одной из мощнейших систем ПВО в мире и по мнению капитана Пардо в тот день зенитный огонь противника был самым тяжелым с которым ему когда-либо приходилось сталкиваться.
F-4Ds 8-го тактического истребительного крыла с базы Королевских ВВС Таиланда Убон
.
Еще на подлете к цели, F-4 Фантом капитана Амана был поврежден зенитным огнем, но он продолжал оставаться в строю. Второй раз зенитный огонь с земли достал «Фантом» Амана когда он был практически над целью, и его самолет начал терять топливо. Самолет Пардо также был поврежден, но он смог завершить удар, однако его F-4 теперь тоже протекал. Когда оба самолета забрались на высоту более 6 км, стало очевидно, что самолету Амана не хватит топлива, даже для того чтобы добраться до близлежащего Лаоса, где он и его оператор могли бы катапультироваться и с большой вероятностью были бы спасены. Катапультироваться над территорией Северного Вьетнама было слишком рискованным.
Самолет Пардо был поврежден не так сильно, и у него оставалось достаточно топлива, чтобы добраться до Лаоса, где их ждал самолет-заправщик, и он мог заправиться и добраться до своей авиабазы. Однако капитана Пардо не устраивало, что в случае катапультирования над Северным Вьетнамом, судьбы его ведомого и его оператора будут неопределенны. Поэтому Пардо решил продолжить полет с Аманом так долго, как это позволял запас топлива и даже придумал план, как эвакуировать напарника в безопасное место.
Когда у Амана закончилось топливо, его двигатели прекратили работу и его самолет стал терять высоту (в разных источниках указывается от 450 до 900 метров в минуту). Настал кульминационный момент! Поначалу Пардо пристроившись позади самолета ведомого, пытался носом своего самолета упереться в «корму» ведомого и толкать его. Попытавшись осторожно исполнить задуманное, Пардо понял, что особенности конструкции F-4 не позволяют надежно упереться в «корму» ведомого, который уже начал быстро терять скорость и высоту. Тогда Пардо изменил план.
Пардо попросил Амана опустить тормозной крюк своего «Фантома», который изначально предназначался для посадки на авианосец. Пардо решил толкать самолет ведомого уперевшись лобовой частью своего фонаря в тормозной крюк. Это сработало! Но из-за турбулентности тормозной крюк соскальзывал с фонаря каждые 15-30 секунд, и Пардо должен был постоянно маневрировать, чтобы упереться в крюк.
Но как говориться, беда не приходит одна, у самолета Пардо загорелся один из двигателей. Выключив его, Пардо прекратил пожар и попытался запустить двигатель повторно, но двигатель начал гореть вновь. В итоге, двум самолетам пришлось лететь на одном «движке». Но топливо в любом случае было на исходе.
После того как Пардо протолкал своего напарника почти 150 км настал момент для экипажей обоих самолетов катапультироваться. Аман и Хоутон катапультировались первыми, за ними практически сразу последовали Уэйн и Пардо. Их катапультирование было замечено вьетнамцами, которые пытались их найти и захватить, но летчикам удалось избежать этого и вскоре они были подобраны спасательными вертолетами. Пардо был спасен через 45 минут после приземления и вскоре вернулся на свою базу в Таиланде.
Боб Пардо (слева) и Стив Уэйн празднуют с шампанским завершение 100-й миссии Уэйна
.
Пардо был героем дня, но некоторые «штабные крысы» не считали его таким. Они угрожали выдвинуть против него обвинения, потому что он потерял довольно дорогой самолет. Однако здравый смысл восторжествовал, и обвинения выдвинуты не были. 20 лет спустя Серебряная Звезда была присуждена Бобу Пардо и Стиву Уэйну за то, что в американской боевой авиации теперь известно как толчок Пардо.
Боб Пардо (слева) и Стив Уэйн были почти наказаны за потерю самолета, но вмешался командир эскадрильи.
В последующие годы Пардо, узнав, что Аман страдает от болезни Лу Герига и потерял голос и подвижность, создал фонд, который собрал достаточно денег, чтобы купить Аману синтезатор голоса, моторизованную инвалидную коляску и компьютер. Фонд и Ассоциация летчиков-истребителей долины Красной реки позже собрали средства для оплаты фургона, которым Аман пользовался до самой смерти.
Источник:
78 комментариев
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена