Немцы в грязи (продолжение)
Мифы о непролазности
В предыдущей статье рассматривались сведения о дорогах на территории СССР, которые были известны немцам до начала вторжения. Из статьи следовало, что дороги будут весьма плохими и значительной части Вермахта, особенно пехотным дивизиям, придется действовать в условиях распутицы. Кроме того, у немцев был опыт, полученный перед началом войны с СССР, в Польше. поскольку дороги, подводящие к границе, установленной в 1939 году, тоже были плохими. Переброску войск к советской границе осенью 1940 и весной 1941 года немцам тоже приходилось вести в условиях распутицы.
Миф о том, что немецкому наступлению мешала грязь, был и остается весьма живучим и часто повторяется. Хотя, даже общий обзор боевых действий показывает, что распутица не была препятствием для немецких войск. Им удалось совершить несколько наступательных операций осенью 1941 года: наступление на Тихвин в октябре – ноябре 1941 года, наступление на Тулу в конце октября 1941 года (несмотря на сильную грязь, отмеченную в журнале боевых действий группы армий «Центр»), когда немецкие войска за неделю прошли 139 км от Мценска до Тулы. Наступление на Калинин (Тверь), когда немцы прошли 153 км от Ржева до Торжка. И на Харьков и Донбасс в октябре 1941 года, когда немцы прошли от Запорожья до Горловки 284 км.
К началу 1942 года немецкие соединения уже накопили немалый опыт по борьбе с распутицей. И на его основе в приказах давались конкретные указания, что и как делать, чтобы раскисшие дороги не мешали боевым действиям. У них были собственные термины для обозначения распутицы: Schlammperiode или Schlammzeit. К наступлению этого сезона они готовились заблаговременно.
Слякоть под Вязьмой
3-я моторизованная дивизия немцев в феврале 1942 года оборонялась в районе восточнее Вязьмы и участвовала в отражении советского наступления в ходе Ржевско-Вяземской операции. Командование дивизии озаботилось проблемой грядущей распутицей еще в конце февраля 1942 года ввиду того, что ухудшение состояния дорог следовало ожидать с 15 марта.
25 февраля 1942 года по дивизии был отдан приказ о мерах в период распутицы. В нем прямо говорится, что эти меры были разработаны на основе опыта осенней распутицы и расспросов местного населения. Они включали в себя:
- очистку дорог от снега,
- очистку кюветов и водоотводных канав,
- сооружение бревенчатого настила на дороге в болотистых местах,
- подготовку при переходах ручьев лодок и плотов,
- подготовку буксирных тросов,
- заготовку указателей и знаков, запрещающих въезд на дорогу грузовикам и тяжелым конным повозкам.
Общая схема фронта в 1942 году на участке группы армий «Центр». В середине, восточнее Вязьмы, располагалась 3-я моторизованная дивизия.
В зоне ответственности дивизии были довольно протяженные дороги. Из них главная: Вязьма – Шимоново (около 140 км). Шимоново располагалось в 30 км к юго-западу от Можайска. И от этого пункта расходилось еще несколько дорог, ведущих к фронту (ЦАМО РФ, ф. 500, оп. 12477, д. 66, л. 7–8).
Приказ 5-го армейского корпуса о мерах на период распутицы.
Многие фотографии служат иллюстрацией к справедливости этого предупреждения об опасности потери грузовиков в распутицу.
Этот приказ отдавался на основе приказа командования 5-го армейского корпуса, выпущенного 23 февраля 1942 года (штаб 3-й моторизованной дивизии получил его 26 февраля). А приказ корпуса основывался на приказе по группе армий «Центр», касавшегося шоссе Смоленск – Гжатск.
Указания, поступившие из корпусного командования, сводились к следующим мерам:
- запрет оставлять автомобили на дороге, во избежание снежных заносов,
- введение в силу на период распутицы на дорогах с односторонним движением «блок-системы»,
- запрет на движение в период распутицы транспорта весом более 12 тонн и шириной колеи более 2,05 метра,
- ограничение предельной скорости в 25 км в час.
«Блок-система» подразумевала ограниченный пропуск транспорта по дороге. Автомобили задерживались в определенном пункте, оборудованном стоянкой. Затем из них формировалась колонна, которая следовала через участок дороги. Колонны чередовались в направлении туда и обратно, в зависимости от потребностей в перевозках и срочности грузов. Колонны с ограниченным количеством грузовиков меньше разбивали дорогу. Появлялись промежутки в движении, когда дорогу можно было исправить. А также не возникало пробок и скоплений.
Также корпусное командование распорядилось ввести на дорогах снабжения (в 11-ю танковую, 106-ю пехотную, 5-ю танковую, 3-ю моторизованную и 20-ю танковые дивизии) перевозки на легких грузовиках и упряжных повозках (ЦАМО РФ, ф. 500, оп. 12477, д. 66, л. 9–10). Легкие упряжные повозки могли ездить везде, вплоть до передовых позиций. И для них предусматривались разного рода сани или волокуши для грязи, предназначенные для доставки небольших грузов. Легкие грузовики могли двигаться только по дорогам с твердым покрытием или по лежневке. В приказе есть предупреждение (ЦАМО РФ, ф. 500, оп. 12477, д. 66, л. 11):
«В общем, попытки осуществлять все перевозки с помощью грузовиков содержат опасность дальнейшей потери грузовиков».
Район расположения 3-й моторизованной дивизии на немецкой карте. Красными точками обозначена дорога Вязьма – Исаково.
Это все было принято к исполнению. 27 февраля 1942 года вышел приказ по 3-й моторизованной дивизии, в котором приказ корпуса доводился до подчиненных полков. В распоряжении дивизии была дорога снабжения Вязьма – Шимоново – Исаково, на которой устанавливался порядок закрытия дороги для автотранспорта на 5–8 дней максимальной распутицы. А также закрытия дороги на полуденные часы в последующие дни (ЦАМО РФ, ф. 500, оп. 12477, д. 66, л. 5).
Эти документы попали в ЦАМО окружным путем. 3-я моторизованная дивизия летом 1942 года была передана в состав группы армий «Юг», наступала на Сталинград и там была уничтожена. Эти заметки о распутице под Вязьмой, очевидно, происходят из сталинградских трофеев.
Когда распутица сильна
Другой пример немецких мер против распутицы – документы 466-го полка 257-й пехотной дивизии, составленные в момент, когда дивизия обороняла район вокруг Барвенково. Приказ об указаниях на период распутицы был отдан 18 февраля 1942 года (и на следующий день получен штабом полка). Незадолго до этого в ходе Барвенковско-Лозовской операции Юго-Западного и Южного фронтов в январе 1942 года образовался Барвенковский выступ. В конце января 1942 года советское наступление остановилось. Но бои продолжались вплоть до конца марта, когда началась распутица, задержавшая бои в этом районе до начала мая 1942 года. Вот как к этой распутице и готовились в 257-й пехотной дивизии.
Приказ сразу предупреждал, что распутица будет более сильной, из-за обильного выпадения снега в начале года. Такой, что многие районы и населенные пункты будут отрезаны на долгие недели от транспортного сообщения. Штаб дивизии предложил штабам подчиненных полков руководствоваться лозунгом «Hilf dir selbst!» (Помоги себе сам).
Поняв, что распутица будет сильной (она будет препятствовать действиям противника), командование дивизии распорядилось заняться обороной имеющихся позиций. На разных свободных от талой воды возвышенностях сооружались укрепленные оборонительные пункты.
К ним поводились дороги снабжения, по которым могли двигаться легкие конные повозки. С этих дорог убирался снег, а потом они укреплялись фашинами из хвороста, жердевкой и другими подручными материалами. Если дорогу затапливало талыми водами, то в распоряжении необходимы было иметь знаки и указатели объезда. Грузовики и автотранспорт до начала распутицы надо было перегнать в пункты с твердыми дорогами (в Славянск или Краматорскую). Их дальнейшее использование предполагалось по особому приказу.
Для того, чтобы батальоны и роты могли воевать и двигаться в период сильной распутицы, была дана рекомендация создать колонны вьючных животных, а также колонны носильщиков из местного населения или военнопленных. Для них рекомендовалось изготовлять волокуши и заплечные носилки. Для пеших носильщиков прокладывались тропы, укрепленные досками, горбылем или жердями.
Но даже эти методы не давали возможности перебрасывать большие объемы грузов туда, куда не вели хорошие, твердые дороги. Для укрепленных пунктов в Маяках, Глубокой Макатыхе и Переплетках командование дивизии пошло на то, чтобы ввести норму снабжения боеприпасами. К примеру, на карабин полагалось 99 патронов, на MG 34 – 3 450 патронов разных типов (в документе указывалось количество для каждого типа), на пистолет-пулемет – 690 патронов, на 37-мм противотанковую пушку – 250 снарядов, на 50-мм противотанковую пушку – 220 снарядов и так далее (ЦАМО РФ, ф. 500, оп. 12477, д. 767, л. 29-32). Продовольственное снабжение осуществлялось за счет забоя скота в укрепленных пунктах и выпечки хлеба из завозимой муки. В общем, максимальная экономия работы транспорта в период сильной распутицы.
Немецкий метод борьбы с хлябями
Немецкий способ преодоления распутицы, если суммировать все описанные выше методы, состоял из двух частей.
Первое: максимально быстро высушить дорогу. Для этого с нее надо убрать снег, поскольку тающий снег сильно промочит дорогу. Далее (уже в период таяния снега) требуется углублять кюветы и рыть водоотводные канавы, чтобы вода как можно быстрее стекала с дорожного полотна. Если эти меры выполнены, то движение закрывается примерно на неделю или около того.
Второе: максимальная экономия работы транспорта и ограничение движения автомобилей по раскисшим дорогам. В распутицу предпочтение отдается легкому транспорту, как автомобильному, так и гужевому. Легкий транспорт, меньше разрушающий дороги, позволяет поддерживать перевозки даже в пик распутицы.
Источник:
8 комментариев
4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена