«Камера обскура»: проявление технического явления в литературе и этике
Это устройство считается прототипом современного фотоаппарата. А появилось оно, предположительно, в XI столетии. Задействовано это выражение и в литературе: «Камера обскура» – почему же именно такое техническое название Набоков выбрал для своего романа?
События разворачиваются в 20-х годах прошлого века. Искусствовед Бруно Кречмар сводит знакомство с юной Магдой и, словно в омут с головой, бросается в эту страсть, оставив жену и ребенка. Через некоторое время умирает его дочь. И супруга в надежде разделить с Кречмаром горе готова принять его обратно. Но тот отказывается.
Спустя год Магда возобновляет отношения со своим первым любовником Горном. Тот просит Бруно и Магду взять их в собой в путешествие. Притворяясь любителем мужчин, Горн вовсю предается с Магдой любовным утехам.
Герой узнает об измене и пытается застрелить девушку. Но та убеждает, что произошедшее было всего лишь шуточными приставаниями гея Горна. Пара продолжает поездку вдвоем и попадает в аварию. В результате Кречмар слепнет.
После выхода из больницы пара снимает в Швейцарии особняк, где, не особенно переживая, Магда и Горн продолжают отношения. У слепых людей для компенсации утраченного зрения усиливаются другие чувства. И герой по мере обострения слуха начинает понимать, что Магда ему лжет. Шурин Макс увозит его в Берлин, где Кречмар пытается застрелить приехавшую за вещами Магду. Но той удается вырвать во время борьбы браунинг и убить мужчину.
«Камера обскура»: смысл названия и отражение сути произведения
Вышеупомянутая камера – это устройство, передающее изображение предметов вверх ногами. С латинского название переводится как «темная комната». По сути именно в нее попадает главный герой, начав отношения с Магдой. И он делает это по собственной воле, отрицая разноцветный яркий мир – жизнь, семью, ребенка.
Презрения, в общем-то, достойны все ключевые персонажи. Но имеем ли мы моральное право их презирать? К примеру, Магду, в 16 лет ушедшую из неблагополучной семьи, в которой ее попрекали каждой крошкой хлеба? А Бруно? Изменяют многие мужчины. Факт их полигамности подтверждают даже многие ученые и исследователи. Но при этом все шпильки как бы направлены в сторону изменившего Кречмара, тогда как Горн демонстрирует себя еще большим подлецом.
В природе должна быть гармония. На этом построен мир. И автор пытается показать читателю, что за любые поступки придется платить. На них обязательно последует ответная реакция. Если не сразу, то когда-нибудь потом. И человек попадет в темную комнату, из которой не будет выхода. Кстати, альтернативное название английской версии романа – «Смех во тьме» (Laughter in the Dark). Что не менее страшно. Ведь если отринуть мораль, то можно до конца своих дней погрузиться во тьму – эмоциональную, моральную или физическую, в которой человека будет преследовать чей-то издевательский смех.
Источник:
10 комментариев
4 года назад
Нет, я всеми конечностями за грамотное изложение мыслей - редкость сейчас и вызывает уважение. Но необычно: школьные сочинения на Фишках.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Роман предстаёт перед нами в тусклых светах, ограниченных реалий главных героев. Бруно Кречмор - состоятельный мужчина средних лет, его жизнь не приносит ему желаемого, ведь его мир слишком ограничен в восприятии, он не имеет возможности почувствовать то, что он имеет, ведь на самом деле его путь был узкой тропкой уже достаточно давно, неизвестно с какого момента, но тем не менее сравнивать ему было не с чем. Его жизненный опыт был ограничен одной линией. И на момент повествования, он начинает пожинать плоды того, что сеял находясь в абсолютном неведении того, что он делает, ведь он просто жил, жил как ему казалось живут все. Он буквально не видел разницы. Он не видел цену этой жизни, потому, что она по большому счету ему ничего и не стоила. И ведя такую линию он совершенно не имел даже предрасположенности изменить еë. Все перемены которые могли произойти по его инициативе, скорее всего привели бы к тому же результату - даже если бы он попал в другие обстоятельства и не встретил бы роковую Магду.
Сама же Магда олицетворяет, скорее противоположную крайность. Не смотря на то, что она прошла более насыщенный путь, её суть отражала, то чем её пропитало её прежнее окружение, бедная семья, постоянная нужда и характерный цинизм по отношению к чему то искренне простому и чистому. Ведь находясь в том положении, где вокруг тебя грязь, сложно видя реальность поверить в чистое. Поэтому начинает казаться, что чистого по своей природе не существует.
Исходя из этого всего, лично у меня создалось впечатление, что герои о которых идет повествование изначально не имеют предрасположенности быть другими. Будто бы и не совсем они сами виноваты в своих поступках. Ведь в самом деле понятие морали весьма относительно и в данном случае обстоятельства вполне могут формировать его. Как бы абсурдно не звучало, они не могли быть другими. По крайней мере в рассказе это выглядит именно так.
Кречмор не видел красочность жизни, его взору изначально предстало уныние аристократии. Он не видел различия между собой и ими. Он просто был таким же. Он просто был собой, и действительно он был духовно слеп, ведь вИдение - это не дар, видение - это результат скрупулёзной работы над собой и своей жизнью, и в то же время для видения необходима предрасположенность к нему. А откуда ей было взяться в такой семье, ведь как показывает история, духовная слепота была распространённой проблемой данной касты. Невозможно увидеть полноту картины, если тебе не с чем сравнивать. если ты не пережил чего-то, что мог бы противопоставить тому, что знаешь, чтобы возник этот диссонанс контраста. Чёрное и белое.
Получается, что попытка поменять что-то в своей жизни, получить что-то сокровенно желаемое, настоящее - это и был своего рода атрофированый рефлекс попытки видения, стремления к совершенству.
Но к сожалению этот рывок был слишком поздним, и слишком слабым сопоставимо с духовной слабостью, ограниченностью героя. И в каком то смысле, он действительно не имел никаких шансов на успех. Это мог быть только опыт. Опыт, который помог бы ему увидеть. Но как следствие своей слепости, это был всего лишь шанс, который он просто упустил. Ведь шансы нужно использовать, но он буквально на ощупь найдя что-то новое, был этим удовлетворен. Он так и не понял правил этой игры.
Но жизнь - справедлива и в какой то степени тоже слепа. Она воздаёт человеку то, что он сеет, вне зависимости от того, что он посеять мог, и мог ли вообще. Она об этом его не спрашивает, она берёт своей мерой. И берёт она равно столько, сколько даёт. И она возьмёт это вне зависимости, сделал ли ты что-то с тем что она тебе давала или это так и осталось всем, что у тебя есть. Ведь на протяжении жизни ты имел достаточно ресурсов для того, что-бы с их помощью стать лучше и приумножить, то что имеел изначально. Но как ты распорядился этими ресурсами это твоë сугубо личное дело и ответственность за него лежит исключительно на тебе.
Таковы реалии. Такова плата за благо под названием жизнь.
Поэтому наш герой, представленный в романе - всего навсего обычный, духовно бедный и беспомощно жалкий человек, который был наказан жизнью за то, что он ничего не сделал с тем что имел. За то что он ничего так и не понял. И те условности которыми он ограничил себя так и привели его в конечном итоге туда, куда и должны были его привести.
Это была банальная расплата.
Магда же в свою очередь - олицетворяет здесь противоположную крайность, той же самой проблемы. Она вроде как что-то понимала и даже видела. Но то, что она видела - было обусловлено тем, что она могла видеть. А видела она цель, путь к которой преграждает череда препятствий. Её цель была скорее независимость, чем хорошая жизнь, она была сильной натурой, но при этом пройденный ей путь тоже не отличался весомым контрастом. Если Кречмор видел на протяжении жизни белое, то она видела скорее чёрное и это тоже не могло не оставить свой отпечаток. Это травмировало её, и совершенно зеркально Бруно Кречмору, это загнало её в собственные условные рамки. Только в отличии от него, эти рамки были с куда большим пространственным разнообразием. Ей шансов выпало куда больше, ведь её путь был куда более трудным и тем не менее она справлялась с этим. Плохо ли хорошо ли - она что-то делала для того, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. И средства достижения здесь играют немного другую роль, за свои старания она была вознаграждена куда большим количеством шансов и возможностей, нежели состоятельный Кречмор, который для своего состояния не сделал ровным счётом ничего. Жизнь в этом вопросе с ней была абсолютно справедлива и давала, то к чему та так усердно стремилась, для чего прилагала соответственные усилия. Труд всегда оплачиваем - будь то материальные ценности или опыт, в любом случае мы получаем что-то от того, что делаем, будь то даже банальное удовлетворение своей работой.
Но вопрос характера используемых средств, никуда не исчезнет. . . То что ты что-то делаешь, конечно вернётся к тебе с процентами. Но то как ты добился своей цели - это ещё одна грань жизни, как справедливой, так и в своей мере моральной. Фитбэк исходит от той грани, с которой мы взаимодействуем. если мы полагаем усилия - они вознаграждаются. Но если эти усилия имели низко моральный характер, что повлекло за собой ущерб, то извините товарищи, какой ущерб мы приносим такой и получаем вследствии сами! Здесь всё тоже абсолютно справедливо. Сея зло, ты зло и пожнëшь.
Магда же не уловила эту нить, что и было её ошибкой. Она ввязалась в эту игру из корыстных побуждений, как ни взглянуть. У неё была цель. И средства, которые она была готова использовать - нельзя было назвать чистыми. В плане морали это было низко, чем она и обусловила свой уровень, свою позицию. Место - которое она отвела себе в этой жизни сама.
А дальше абсолютно закономерно то, что её попытки самосовершенствования уже не имеют той отдачи, которая была раньше. Они теряют ценность, вес.
Но из-за выбранной позиции она просто не видит причины этого. Что желая получить настоящее, ценное, а в данном случае очевидно и чистое - нужно заплатить соответствующую цену, которую, увы она не может заплатить.
Но в чём же причина этой алчности?
А вы взгляните на её детство. Как за копейку её семья была готова на всё, как её ненавидели родные братья за то, что они не понимали почему у неё что-то получается, в то время как они духовно тонут в грязи. Зависть. Тщеславие. Алчность. Это то что она видела с малых лет, а равно то, что впиталось в её натуру независимо от её желания. Ведь чтобы побороть в себе порок, нужно для начала как минимум обнаружить в себе эту проблему, а как показало время за проблему она это не считала, так как не видела в себе того, от чего сама так отчаянно пыталась убежать.
Женский персонаж в этой истории как и в жизни получился гораздо сложнее, а от этого интереснее. Поэтому вероятно для неё эта история скорее всего не закончилась и жизнь даст ей шансы что-то понять, и даже вполне возможно она поймет что-то.Хотелось бы в это верить. Чего к сожалению нельзя сказать про Бруно. С ним всё куда более трагично. Роковая расплата за духовную слепоту и холодная ирония в появлении физической слепоты. Мало того, что он расплатился за неведение, так ещë в полной мере испытал унижение и страдание, которое сам причинял себе своей небрежностью к своей судьбе.
Memento mori - Подумай о том, что ты получаешь от жизни и задумайся почему ты получаешь именно это. . .
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Если в европейский странах нормальным считалось замужество с 14-15 лет, то мусульманские страны были далеко впереди - 7-8 лет
Потом по со временем стали вводить возрастной ценз и подняли морально допустимый возраст до 17-18
Но сейчас, к сожалению, начинают раскручивать в обратном порядке
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена