Боевые самолеты. Я не «Бостон», я «Опустошитель»!
Кстати, примерно такая же судьба оказалась у второго финалиста конкурса. Это самолет от фирмы «Норт Америкэн» NA-40, который оказался побольше в размерах и весовой категории, как-то из штурмовиков оказался в стане средних бомбардировщиков, был принят на вооружение и провоевал всю войну. Мы знаем его как В-25. Вот такие коллизии…
А вот А-20 и А-20А штурмовиками считать перестали и определили в стан легких бомбардировщиков. Но переименовывать почему-то не стали. То ли из соображений маскировки и дезориентации противника, то ли просто было лень.
Сперва военное ведомство не баловало «Дуглас» большими заказами, но в октябре 1940 года случилось чудо: для армейской авиации заключили огромный контракт на поставку 999 бомбардировщиков А-20В и 1489 разведчиков 0-53.
Самолет 0-53 это все тот же А-20, отличие состояло в наличии дополнительного фотооборудования. Ни одного 0-53 не построили.
А вот А-20 и его первая модификация А-20А пошли в серию в конце осени 1940 года. А-20А даже раньше начал выпускаться, поскольку модель была ближе по конструкции к уже изготовленным экспортным DB-7.
А-20А оснащались моторами R-2600-3. Вооружение состояло из девяти 7,62-мм пулеметов: четыре неподвижных курсовых в носу, два сверху в задней кабине, один там же внизу в люке и два неподвижных в мотогондолах.
Естественно, пулеметы были от «Браунинга», в отличие от британских «Виккерсов» имели ленточное питание, но лента американского пулемета укладывалась в короб под стволом и была не очень длинной, так что короба приходилось менять. Не так часто, как британские «короткие» магазины, но тем не менее.
Самолет мог нести фугасные, осколочные и химические бомбы разных калибров. Самой большой являлась бомба в 1100 фунтов (480 кг), при размещении ее в бомбоотсеке отсек заканчивался и что-то подвесить можно было только на внешних держателях.
Пулеметы в мотогондолах ставили не всегда, а иной раз их демонтировали в частях, поскольку ценность пулеметов, стреляющих просто куда-то в точку позади машины, была очень сомнительна.
В общем, А-20 не очень сильно отличался от DB-7 британского и французского контрактов, но тем не менее, сочли, что самолет достоин другого названия. И так вместо «Бостона» появился «Хэвок».
В Британии так назвали версию ночного истребителя, а в США все А-20 шли как «Хэвок».
В конце 1941 года первые А-20 отправились за океан: ими начали комплектовать 58-ю эскадрилью на Гаваях. Там на аэродроме Хикам 7 декабря 1941 года эскадрилья угодила под налет японской авиации, разносившей Перл-Харбор.
Боевое крещение вышло так себе: на земле сгорели два А-20, остальные просто не смогли взлететь и что-то такое продемонстрировать. И к боевым действиям А-20 вернулись почти через полгода, когда уже пошел в серию А-20В.
С этого момента прошло более полугола, прежде чем А-20 продолжили свою боевую карьеру на Тихом океане.
Сдачу последних А-20А завершили в сентябре 1941 г. Далее для американской военной авиации выпускали А-20В. Он получил моторы R-2600-11, остекление носовой части как у DB-7A и горизонтальную укладку бомб в бомбоотсеке вместо вертикальной.
Изначально А-20В спроектировали с беспрецедентно мощным оборонительным вооружением:
три дистанционно управляемые турели, над и под кабиной стрелка и в носу. Каждая несла по два «Браунинга» 7,62-мм.
Турели признали не очень надежными и тяжелыми, а потому вооружение было пересмотрено в сторону упрощения и усиления одновременно. Так в носу установили два пулемета 12,7-мм, в верхней позиции у стрелка поставили такой же. Питание было короткой лентой из короба, как и раньше. В нижнем люке оставили пулемет 7,62-мм. На некоторых машинах оставили пулеметы в мотогондолах, стрелявшие назад.
Всего было изготовлено 999 машин модификации А-20В.
Но в целом у американцев возник вполне неплохой план: максимально усреднить и унифицировать одну модель, которую можно гнать в огромных количествах для всех желающих. Американские и британские ВВС заказывали все больше самолетов, которые сгорали в огне войны, так что реальный смысл в этом был.
Так появилась модификация А-20С, которая была максимально унифицирована с DB-7В.
Моторы стояли от «Райта» R-2600-23 мощностью 1600 л.с. Кабина штурмана была сделана как на А-20А. Пулеметов осталось семь (снова четыре в носу, два на турели сверху у стрелка и один в люке внизу) калибром 7,62-мм. Пулеметы из мотогондол убрали, так как убедились в их полной неэффективности.
Была улучшена бронезащита и введено протектирование баков. Запас топлива увеличили до 2044 литров.
Большая часть А-20С ушла на экспорт. Первые 200 самолетов отправились в Великобританию. Там бомбардировщики стали «Бостонами» 111 и 111А.
Еще 55 А-20С были отправлены в Ирак для передачи Советскому Союзу. Но Черчилль уговорил Сталина поменять эти машины на истребители «Спитфайр», которые попали в ПВО Москвы. А А-20С пополнили британские эскадрильи в Египте.
Именно на базе А-20С провели эксперимент по переделке бомбардировщика в торпедоносец. 56 самолетов оснастили внешними держателями, на которых подвесили торпеду весом 2000 фунтов/908 кг.
Вообще модернизируя А-20 и унифицируя «Хэвок» с «Бостоном» предыдущих выпусков, американцы в первую очередь облегчали жизнь себе. На Тихом океане разворачивались сражения, в которых авиация начала сгорать. И кто быстрее смог пополнить потери, тот однозначно имел бы преимущество.
И дальнейшие модернизации А-20, как ни странно, вернули самолет из бомбардировщиков в штурмовики. Причем, в очень тяжелые штурмовики. И для того, чтобы более эффективно работать по небронированным или легкобронированным целям, начались работы по усилению курсового вооружения.
Так получился А-20G, чистой воды штурмовик. Штурмана убрали, за его счет усилили бронирование, а в носу разметили просто жуткую батарею из четырех пушек М1 (Это известная «Hispano-Suiza 404», выпуск которой наладила фирма «Bendix Aviation Corporation») и двух 12,7-мм пулеметов «Браунинг».
Носовую часть пришлось удлинить, потому что вся эта роскошь не помещалась. Пушки имели боекомплект 60 снарядов, пулеметы по 400 патронов. В общем – было чем пострелять.
Бронирование – это отдельная тема. Если смотреть по нашим меркам того времени, то в сравнении с советским штурмовиком Ил-2, А-20 был бронирован очень слабо. Если смотреть на немецкие самолеты – он вообще не бронировался.
Бронирование в основном состояло из 10 или 12-мм плит, которые делались из алюминиевого сплава и одновременно эти плиты выполняли роль перегородок и переборок. Стальные листы такой же толщины прикрывали летчика (голову и плечи) и снизу стрелка-радиста. Бронестекло было и у летчика спереди, и у стрелка. Стальными пластинами прикрывались пулеметы и короба с патронами у стрелка-радиста.
Вооружение у стрелка осталось на прежнем уровне: «Кольт-Браунинг» 12,7-мм с 550 патронами для стрельбы вверх-назад и «Браунинг» 7,62-мм с 700 патронами для стрельбы вниз-назад.
Вместо бомб была предусмотрена подвеска четырех топливных баков по 644 литра каждый. Дальность полета увеличилась с ними больше чем вдвое.
Самолет изрядно прибавил в весе (почти на тонну стал тяжелее), естественно, уменьшилась скорость и ухудшилась маневренность. Зато пушки в носу сдвинули центровку машины вперед, что положительно сказалось на устойчивости самолета.
Но зато секундный залп составил 6,91 кг/сек. Немного было на тот момент самолетов, которые смогли так. В Советском Союзе таких самолетов не было до того момента, как первая партия А-20G-1 из 250 машин в полном составе была отправлена в СССР.
Самолет вызвал двоякие ощущения: с одной стороны, до живучести Ил-2 ему было очень далеко. С другой стороны, вмазать мог по полной программе из своих стволов.
А вот американским летчикам пушки «не зашли». И начиная с пятой серии в носу начали устанавливать шесть крупнокалиберных пулеметов с боезапасом в 350 патронов на ствол. 7,62-мм пулемет в нижней точке тоже заменили на 12,7-мм. Это вообще положительно сказалось на вопросах снабжения: один вид боеприпасов вместо трех. Учитывая, что акватория Тихого океана, где США вели войну с Японией, была огромной, такой поворот сказался очень положительно.
А вот вместо верхнего пулемета стрелка (он к тому времени перестал быть радистом, спасибо фирме «Моторола») установили электрическую турель «Мартин» 250Е с двумя пулеметами 12,7-мм. Скорострельность выросла вдвое. Не надо было мучиться со сменой коробов, там сплошная лента шла из большого ящика, который вертелся вместе с турелью.
Вообще электротурель оказалась очень приятным делом. Моторы крутили башенку на 360 градусов со скоростью, недоступной ранее. И обзор у стрелка значительно улучшился, да еще и не задувало в башню так, как при открытой турели. Плюсов было много, минус только один – вес установки. Пришлось усиливать планер.
Зато усиление планера позволило увеличить бомбовую нагрузку. Получилось немного увеличить задний бомбоотсек, а на подкрыльевые бомбодержатели стало возможным подвешивать бомбы по 227 кг. Отказались от подкрыльевых подвесных баков, а вместо них ввели один подфюзеляжный бак на 1 416 литров.
Таким образом, от модели к модели, А-20 эволюционировал как боевой самолет. Да, он становился все тяжелее, терял скорость, становился неуклюжим, но как боевой самолет фронтового применения, он оставался очень грозным оружием.
Подавляющее количество изготовленный А-20G, а выпустили их 2 850 штук, отправили в СССР. Их дорабатывали, наши ВВС требовали место для четвертого члена экипажа, нижнего стрелка.
Британцам А-20G не понравился, он не совсем вписывался в их концепцию применения таких самолетов. Очень небольшое количество А-20G попало в ВВС США и Корпус морской пехоты. Зато у нас «Жучок» оторвался по полной программе.
Да, в наших документах самолет значился как А-20Ж, потому и стал «Жучком». Не самое плохое прозвище, если честно, особенно если вспомнить, как именовали «Харрикейна» и «Хэмпдена».
Поставляли нам «Жучков» двумя способами: через Иран или Аляску.
Впервые в небе Великой Отечественной А-20 появился в 1943 году. Самолет закономерно НЕ применялся, как штурмовик, отдав это дело Ил-2. Действительно, очень слабое бронирование позволяло наносить штурмовые удары только пользуясь внезапностью. На малых высотах А-20 оказался очень уязвим для немецкой малокалиберной ПВО именно из-за больших размеров и слабой брони. Так что штурмовками занялся Ил-2, а А-20 начал выполнять иные задачи.
И, надо сказать, что в ВВС РККА этот самолет может претендовать на звание самого универсального. Дневной и ночной средний бомбардировщик. Разведчик. Тяжелый истребитель. Минный заградитель. Торпедоносец. Транспортный самолет.
Вообще самолет понравился советским летчикам. Да, претензии были, но они были реально незначительны. Техники ругались на сложность обслуживания и требовательность по бензину и маслу, стрелки жаловались на сильное рассеивание пуль из оборонительных пулеметов, кислородные маски не любили холода и закупоривались конденсатом.
Но надежность оружия, его количество, огневая мощь, удобство пользования и днем, и ночью – все это сделало А-20 уважаемым самолетом. В НИИ ВВС РККА А-20 даже зачислили в истребители-бомбардировщики.
Отдельно говорилось о необходимости штурмана в экипаже. Существовали переделки как кустарные, так и полукустарные.
В ВВС РККА «Опустошители» успешно прослужили до самого конца войны. Они участвовали во всех крупных операциях завершающего периода - Белорусской, Ясско-Кишиневской, Восточно-Прусской, воевали в небе Польши, Румынии, Чехословакии, Германии.
Действительно, А-20G опустошали все, до чего могли долететь. Бомбы с A-20G помогли остановить немецкое контрнаступление в Венгрии. В той половине танков, что были уничтожены с воздуха, если и немалый вклад А-20. Во время Венской операции одна только 244-я авиадивизия уничтожила 24 танка и бронетранспортера, 13 складов, 8 мостов и переправ, 886 автомашин.
В апреле 1945 года «Опустошители» появились в небе над Берлином. 221-я авиадивизия помогала штурмовать Зееловские высоты. 57-й полк летал тогда, когда все не могли оторваться от земли по погодным причинам. Именно А-20 первыми сбросили бомбы на Берлин в рамках штурма города. Это случилось 22 апреля. А 23 апреля эскадрилья лейтенанта Гадючко разнесла мост через Шпрее.
Если верить документам, то последний боевой вылет «Опустошители» совершили 13 мая 1945 года, вразумляя непонятливых из 8-й армии в Австрии.
Продолжая тему эволюции, стоит отметить, что несмотря на то, что с «Хэвока» бомбили, как с истребителя: с пологого пикирования или с малой высоты, в штурмане все равно была очень большая необходимость.
У нас кроме переделки самолета под размещение штурмана, прибегли к тактике 30-х годов: впереди шел лидер группы, по действиям которого работали все самолеты. Группа бомбила практически залпом. Так себе тактика, но иной просто не было.
И вот тогда в серию пошел А-20J. У этой модели в носовой части была сделана кабина штурмана. Полностью прозрачный нос, гиростабилизированный бомбовый прицел «Норден» М-15 – мечта, а не самолет. Понятно, что пулеметов стало меньше, два 12,7-мм по бокам кабины, турель от «Мартина» еще с двумя пулеметами и тот, что стрелял вниз.
В американской авиации A-20J придавались всем частям, вооруженным A-20G из расчета один на звено. Использовались они и самостоятельно - как разведчики или при выполнении заданий, требовавших очень точного бомбометания.
Кроме A-20J в конце войны в дело пошли модификации А-20К и А-20Н. Они отличались от модели А-20G более мощными моторами R-2600-29, форсированными до 1850 л.с.
Однако эти модели выпускались не такими уж большими сериями, не более 500 машин. А на модели «К» эволюция «Хэвока закончилась.
Кстати, капризные британцы охотно использовали модели A-20J и А-20К. 169 A-20J под названием «Бостон» IV, а 90 штук А-20К под названием «Бостон» V применялись в составе Королевских ВВС во Франции и Средиземноморье вместе с самолетами более ранних модификаций.
До 1945 года А-20 продолжали поставляться в СССР. Всего по ленд-лизу в СССР было поставлено 3066 шт. А-20 различных модификаций.
«Опустошители» очень активно участвовали в воздушных сражениях на Кубани 1943 года.
В 1944 году в дело пошли А-20 в версии ночных истребителей, вписав тем самым еще одну страницу в истории применения самолета в ВВС РККА. Оснащённые радиолокатором «Гнейс-2» самолёты использовались в качестве ночных истребителей. Ими была вооружена 56-я авиационная дивизия истребителей дальнего действия.
И в морской авиации самолёты с РЛС тоже весьма широко использовались для поиска надводных кораблей.
Итог можно подвести такой: американские инженеры смогли создать великолепный универсальный самолет, который смог стать очень полезным. Но для этого он должен был попасть в «прямые руки». Как и в случае с «Аэрокоброй», это были руки советских летчиков и техников, которые смогли взять от машины все и еще чуть-чуть сверх того.
ЛТХ модификации A-20G-45
Размах крыла, м: 18,69
Длина, м: 14,63
Высота, м: 4,83
Площадь крыла, м2: 43,20
Масса, кг
- пустого самолета: 8 029
- нормальная взлетная: 11 794
- максимальаня взлетная: 13 608
Двигатель: 2 х Wright R-2600-A5B Twin Сyclone х 1600 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 510
Крейсерская скорость, км/ч: 390
Максимальная дальность, км: 3 380
Практическая дальность, км: 1 610
Скороподъемность, м/мин: 407
Практический потолок, м: 7 230
Экипаж, чел: 3
Вооружение:
- шесть 12,7-мм пулеметов переднего огня;
- два 12,7-мм пулемета в турели с электроприводом;
- один 12,7-мм пулемет для стрельбы через отверстие в днище фюзеляжа;
- бомбы: 910 кг бомб в бомбоотсеке и 910 кг на подкрыльевых узлах.
Всего было произведено 7 478 единиц А-20 всех модификаций.
Источник:
0 комментариев