Как организовали народное ополчение 1812 года
В конце июня 1812 года в Россию вторглась небывало огромная армия – свыше 600 тысяч войск, собранных Наполеоном со всей Европы. Силы агрессора более чем в три раза превосходили численность русских армий у западных границ. Поэтому мене чем через месяц после начала войны, 18 июля (6 июля по старому стилю) 1812 года, находясь в действующей армии в лагере у Полоцка, царь Александр I принял решение для помощи регулярной армии созвать народное ополчение.
Был подписан царский манифест, то есть обращение монарха к народу, в котором Александр I смог найти нужные слова, не скрывая всю сложность положения. «Неприятель вступил в пределы наши и продолжает нести оружие свое внутрь России… – писал русский царь. – Мы не можем и не должны скрывать от верных наших подданных, что собранные им разнодержавные силы велики… При всей твердой надежде на храброе наше воинство, полагаем мы за необходимо-нужное собрать внутри государства новые силы, которые нанося новый ужас врагу, составляли бы вторую ограду в подкрепление первой и в защиту домов, жен и детей каждого и всех».
Призыв о создании ополчения завершалось эмоциональным обращением к историческому опыту предков: «Ныне взываем ко всем нашим верноподданным, ко всем сословиям и состояниям, духовным и мирским, приглашая их вместе с нами единодушным и общим восстанием содействовать противу всех вражеских замыслов и покушений. Да найдет враг на каждом шаге верных сынов России, поражающих его всеми средствами и силами! Да встретит он в каждом дворянине Пожарского, в каждом духовном Палицына, в каждом гражданине Минина… Народ русский! Храброе потомство храбрых славян! Ты неоднократно сокрушал зубы устремлявшихся на тебя львов и тигров. Соединитесь все: со крестом в сердце и с оружием в руках никакие силы человеческие вас не одолеют».
После царского призыва началось формирование народного ополчения в 16 губерниях России, разделенных на три округа. Ополченцы первых двух округов, готовились принять участие в обороне Москвы и Петербурга, третьего – становились общим резервом.
Ополчения первого округа формировал губернатор Москвы князь Фёдор Васильевич Ростопчин. В его округ входили Московская, Тверская, Ярославская, Владимирская, Рязанская, Тульская, Калужская и Смоленская губернии. Во второй округ входили ополчения Петербургской и Новгородской губернии, в третий – ополченцы Казанской, Нижегородской, Пензенской, Костромской, Симбирской и Вятской губерний.
Командующие ополчением избирались на съездах дворян в соответствующих губерниях, средства на обмундирование и питание ополченцев собирались всем обществом. Норма набора ополченцев так же определялась съездами дворян – от 4 до 10 человек со 100 «ревизских душ», то есть с сотни крестьян и мещан.
Самое крупное ополчение было собрано в Московской губернии – 31959 «ратников», как называли тогда рядовых ополченцев. Московское ополчение сводилось в полки, ратники одевались в обычную крестьянскую одежду и получали бронзовые кресты на шапки с надписью: «За веру и царя».
Петербургское и новгородское ополчение делилось не на полки, а на дружины, в каждую из которых зачислялись ополченцы одного уезда. Такая дружина состояла из 4 сотен, а сотня – из 200 ратников. Всего во всех трёх округах из 16 губерний было собрано 192976 ополченцев. Для их снаряжения и обеспечения собрали народных пожертвований почти на 100 миллионов рублей.
Ополченцы Московского и Петербургского округов уже в августе-сентябре 1812 года приняли участие в защите обоих столичных городов Российской империи. 10 тысяч ратников ополчения из Москвы и Смоленска в составе русской армии сражались в Бородинской битве. История сохранила для нас некоторые имена рядовых ополченцев, отличившихся в том историческом сражении: Анисим Антонов, Кондрат Иванов, Савелий Кириллов и многие другие.
Один из наполеоновских офицеров так вспоминал бой с ополченцами: «И вдруг высокий лес ожил и завыл бурею. Семь тысяч русских бород высыпало из засады. Со страшным криком, с самодельными пиками, с домашними топорами они кидаются на неприятеля, как в чащу леса, и рубят людей, как дрова…»
Особенно широко силы ополченцев использовались в борьбе с врагом после занятия французами Москвы и во время зимнего контрнаступления русской армии. В период оккупации врагом «старой столицы» ополченцы вместе с регулярными частями прочно закрыли расходившиеся из Москвы дороги на Тверь, Ярославль, Владимир, Рязань, Тулу, Калугу, а также вместе с партизанами наносили чувствительные удары по отдельным отрядам противника, истощая и деморализуя его живую силу.
В период зимнего отступления Наполеона ополченцы принимали участие во всех крупных сражениях – под Малоярославцем, Полоцком, Могилёвом и на реке Березине. Генерал Пётр Христианович Витгенштейн, командовавший корпусом, прикрывавшим Петербург, а затем наступавший на Полоцк, не раз отмечал в своих донесениях Кутузову, что ополченцы в схватках с врагом зачастую ни в чем не уступают солдатам регулярных частей. Вот как он описывал действия ратников ополчения в боях за Полоцк: «Сбросив с себя армяки, ратники выбегали из цепи, устремлялись в рукопашный бой, дрались прикладами и топорами, бесстрашно бросались под град пуль и картечей, сражаясь, как разъяренные львы, а при сильном натиске неприятеля стояли, как неподвижные скалы. Случалось им целыми колоннами встречать конницу прикладами и мгновенно ее опрокидывать».
Формирование дружин и полков ополченцев не прекращалось и после освобождения России от оккупантов. До конца наполеоновских войн в таких добровольческих частях побывало почти 400 тысяч русских людей. Среди ополченцев были и немало лучших представителей русской интеллигенции – С.Н. Глинка, А.С. Грибоедов, В.А. Жуковский, М.Н. Загоскин, И.И. Лажечников и многие другие.
Значительное число ополченцев, например, дружины из Костромской, Пензенской, Нижегородской и Рязанской губерний приняли участие в боях уже во время заграничных походах русской армии в 1813-14 годах. Русские ополченцы отличились при осаде Данцига и Гамбурга, в битвах под Лейпцигом и Магдебургом, во взятии Кенигсберга. Отдельные формирования ополченцев принимали участие даже во взятии Парижа весной 1814 года.
Таким образом, решение о создании народного ополчения, принятое 18 июля 1812 года, стало важным шагом к исторической победе России над одним из самых опасных врагов.
9 комментариев
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Но беллетристику почитывал и в том же романе "Война и мир" как-то по разному описывается "народное ополчение" на которое собрали 100 млн рублей и "дубина народной войны". Крестьяне то неграмотные и царского манифесту не читали.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Короче - когда хренов монарх из пан европейской семьи близкородственных выродков проводил эксперименты за счет Русского Народа ради признания в среде Австрийских Прусских и прочих кузенов и кузин - меня это никуя не радует.
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Австрийские войска - 340тыс, 25тыс убиты, 70тыс в плену.
Французские войска - 350тыс 37тыс убиты 5тыс в плену.
Ну и еще Шведы и Англичане.
Французы выписали по щщам всем.
Вопрос - какого куя Александр 1 поперся вписываться за Шведов, Австрийцев и Англичан?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена