Какие фильмы наиболее достоверно показывают римскую армию в бою?
В современных фильмах о Древнем Риме наименее достоверны сцены сражений.
В превосходном в прочих отношениях сериале «Рим» битв немного, но лучше бы их не было вообще. В шестой серии второго сезона зрителям показали битву при Филиппах, одно из решающих сражений гражданской войны между вторым триумвиратом и республиканцами. В постановке этой битвы неправильно буквально всё.
Сражение начинается лихой кавалеристской атакой Марка Антония, который во главе 10-15 всадников нападает на десятки тысяч вражеских пехотинцев. Во-первых, римские командующие вообще не лезли в первые ряды сражающихся. Их задачей было управлять ходом боя, а не проявлять чудеса героизма. Во-вторых, направлять войска личным примером римским военачальникам не было нужно, в легионе имелись офицеры, которые и командовали солдатами. В-третьих, кавалерийские атаки характерны для Средневековья, в античности же — для скифов с парфянами и для Александра Македонского. Римляне кавалерию (союзную, собственной у них было мало) использовали как вспомогательные войска, а не в качестве главной ударной силы.
Кадр из сериала со сквозными пробоинами от стрел в скутумах
В-четвёртых, своим героическим поступков Марк Антоний дал врагу великолепную возможность его убить и тем существенно ослабить триумвират. Но враг почему-то пилумы кидать в эту горстку всадников не стал. Реальные римские легионеры такой ошибки бы не совершили, они отлично умели справляться с вражеской кавалерией, тем более столь малочисленной. Нельзя не упомянуть и о сверхмощных стрелах, которые в кинобитве запросто дырявят римские скутумы. Непонятно, где в то время нашли таких супер-лучников. Ведь даже стрелы монгол (чьи луки были в разы мощнее античных) не пробивали простой деревянный щит насквозь, а скутум был ещё толще и крепче.
Баллисты и онагры в фильме «Гладиатор», 2000 г.
Самый известный фильм о Древнем Риме, «Гладиатор», тоже не отличается реализмом в показе римского военного искусства. Сама идея дать бой варварам в лесу, где у них все преимущества, римскому командиру в голову бы не пришла. Справедливости ради надо сказать, что в этом кино есть несколько правильных деталей, относящихся к бою с германцами. На коне разъезжает только командир и его ближайшие помощники, все прочие римляне пешие, что соответствует исторической истине. Римляне в полевом сражении используют баллисты и это правильно. Наконец, командир легиона не лезет в поединок с вождём германцев. Вместо него могучего вражеского воина толпой убивают обычные легионеры — что тоже вполне достоверно.
Манипулярный строй легиона в фильме «Спартак», 1960 г.
Лучше всего порядок действий римского легиона в бою продемонстрирован в классическом пеплуме «Спартак», снятом в 1960 году. В отличие от одноимённого современного сериала, где и повстанцы, и римляне просто дерутся друг с другом как попало и чем придётся, в старом голливудском блокбастере римские когорты с марша разворачиваются в строй манипул. Выстроившиеся в шахматном порядке манипулы при подходе к противнику заполняют промежутки, образуя сплошную линию. Перед столкновением с врагом легионеры забрасывают его пилумами. Именно так воевали реальные римляне.
Римский таран. Кадр из мини-сериала «Масада», 1981 г.
Отлично показаны действия римлян в историческом мини-сериале «Масада» 1981-го года. Съёмки проходили в той самой местности, где располагалась эта иудейская крепость. По описанию Иосифа Флавия, римляне не спешили штурмовать твердыню, расположенную на вершине неприступной скалы. Они привлекли к земляным работам, помимо легионеров, ещё и девять тысяч рабов. За три года была выстроена огромная насыпь, по которой к воротам крепости подвели большой таран. Главный герой фильма с римской стороны, Рубрий Галл, является реальной исторической личностью.
Кадр из фильма «Даки», 1967 г.
Столь же достоверно показаны осада и штурм, организованные римскими войсками, в фильме «Даки» 1967 года. Это кино сняли румыны (при участии французов), в нём они изобразили своих героических предков, воевавших против древнеримской агрессии. Римляне в фильме для взятия крепости Аргидар используют различные осадные орудия и обстреливают защитников во время штурма, чтобы те не могли помешать легионерам, лезущим на стены по лестницам. К сожалению, в современном кино столь тщательное воссоздание римского стиля ведения войны практически не встречается.
Источник:
28 комментариев
3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Никаких боёв как фильмах, всё проще. Идёт стена солдат, впереди щит и меч, мечи тыкают вперёд и назад. Когда солдат ранен или выбился из сил, его заменяет солдат позади, а уставший или раненый уходит набираться сил или зализывать раны. Основные потри это раненые, основные убитые, это раненые, которые проиграли битву и их добили, а если выиграли, то раненые погибали от заражения, антибиотиков ещё не было.
Осада обычно длилась долго, точнее до тех пор, пока в осадном городе не закончится провизия, тогда ворота открывались и солдаты спокойно заходили. А атаки на укрепления, это разведка боем, не получилось, тогда назад и ещё ждать, когда уже каннибализмом заниматься будут.
По крайней мере так описывались бои раннего средневековья и римской империи.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена