Легенды о райских островах всегда вызывали живейший интерес. Так где же они могут находиться?
Во все времена люди были склонны приукрашивать всё, что лежит за пределами их досягаемости. Очень часто кажется, что в других странах жизнь лучше, что там нет тех проблем, с которыми приходится сталкиваться ежедневно. А рай буквально за горизонтом. Эта идея не нова. Она пришла из глубокой древности, от предков, поглощенных суевериями.
Остров Блаженных. А. Мартин,1899 год
У многих народов встречаются мифы, что там, куда невероятно трудно, почти невозможно добраться, существует райская земля. Где нет проблем и даже нет смерти. Ну а у людей, живших на берегу моря, не возникало и тени сомнений, что эта земля расположена где-то за бескрайними морскими просторами.
Начать стоит с античности. Древняя Греция подарила миру немало достижений, как в культурном, так и в научном плане. Ну и, наверное, каждый слышал о древнегреческих мифах. Самое объёмное упоминание о загадочных и опасных островах представлено в «Одиссее». Это произведение, в котором хитрый и удачливый царь острова Итака добирается домой, а по пути посещает один за другим разные причудливые острова. И на этих островах обитают существа, которых сейчас назвали бы мифическими. Так, герой провёл на острове Огигия вместе с нимфой Калипсо семь лет. По описаниям, остров вполне можно было назвать райским, а сам герой, останься он на нём, получил бы бессмертие.
Однако более известным среди греков был Элизиум. Он представлял собой целый архипелаг, расположенный далеко на западе, где находят пристанище души праведников. Описание этого места очень похоже на то, как некоторые современные авторы описывают райские кущи: вечная весна, бессмертие жителей, отсутствие болезней и нужды. По мере освоения Средиземноморья расположение этого места переносилось всё дальше и дальше на запад. Вместе с этим вновь появляется упоминание об Огигии, но на этот раз на остров помещают Сатурна — бога плодородия, отчего остров приобретает черты райского из-за неувядающей на нём жизни. Во времена Александра Македонского в трактатах встречаются упоминания об островах Панхайне и Солнечном, но расположение их меняется, и вместо Средиземноморья они оказываются уже в Индийском океане.
Поля Элизиума. Карлос Швабе, 1903 год
В Римскую эпоху райские острова иногда ассоциировали с Липарским архипелагом, а ещё позднее помещали за Геркулесовы Столбы. Сейчас некоторыми историками выводится теория, что именно эти мифы дали начало уже средневековым сказаниям об острове Туле, который имеет сходное описание.
Упоминания о райских островах, наполненных чудесами и населённых бессмертными, встречаются в сказании, пришедшем из древней Месопотамии, — «Эпосе о Гильгамеше». Упоминаемый там остров Дильмун схож с куда более поздними описаниями рая в ранних христианских текстах, и, похоже, многое было заимствовано из этого мифа. Дильмун описывают, как непорочное место, где «...ворон не каркает. Птица смерти не накликает смерти. Там лев не бьёт. Волк ягнёнка не рвёт...». Там произрастают прекрасные растения, и можно узнать секрет вечной жизни.
В более суровых северных землях, где проживали племена кельтов, были свои легенды. В пришедшем из Британии и, пожалуй, общеизвестном мифе о «Короле Артуре и Рыцарях Круглого стола» рассказывается о скрытом туманном острове Авалон. Авалон или Остров Яблок — место, где пребывают великие герои и маги. Именно там нашёл своё последние пристанище Король Артур, и именно на Авалоне произрастают плоды «…именуемые счастливыми…», которые даруют бессмертие.
Авалон в представлении современных художников
В ирландских мифах есть описание страны или даже мира «Сид», который ещё называют «Другой Мир» или Хай-Бразил. На этом острове время течёт иначе, нет болезней, старости, и как раз оттуда пришёл народ, заселивший Ирландию. Это место описывают, как сверкающий или сияющий остров на горизонте. Однако если приблизиться к нему, он теряется в тумане, и лишь раз в год, в определённый день у простого смертного есть возможность оказаться на нём.
Смертельно раненый Король Артур на Авалоне. Джеймс Арчер, 1860 год
Мифология кельтов также поместила свой «райский мир» далеко в океане на западе. В их преданиях говорится о месте, где нет болезней и старости, где время остановилось для праведников, что живут на нём. В преданиях этого народа и его потомков присутствует целый пласт сказаний о путешествиях на загадочные и чудесные острова, получивший отдельное название «Имрам».
И мифология древней Руси не осталась в стороне. Остров Буян был популяризирован в известных сказках Пушкина, хотя сама легенда о нём куда старше. Упоминания об острове встречаются во многих заговорах и сказаниях, пришедших к нам из древности. Остров описывают как место «…встречи земли и неба…». На нём находится мировое древо и сакральный камень Алатырь. Еще в сказаниях, возможно, перекликаясь с образом Острова Буяна, встречаются упоминания о Макарийских островах. Название их происходит от древнегреческого слова «блаженство». Потому их и называют Островами Блаженных. Именно там «…текут молочные и медовые реки с кисельными берегами…». Там нет зимы, и царит вечное лето.
Как ни странно, но несколько схожий сюжет прослеживается в мифе о райских островах древней Японии. Там подобный остров находился во многих днях пути далеко в море. Сходство с русскими преданиями в том, что, как и в них, на острове находилось мировое древо. И время тоже было не властно над жившими там существами.
«…Жители скалистого побережья японского восточного моря рассказывают, что в определённое время можно увидеть диковинное дерево, которое поднимается из-за волн. Это то самое дерево и есть, которое несколько тысячелетий стояло на высочайшей вершине горы бессмертия... Люди становятся счастливы, если им удаётся хоть на одно мгновение увидеть его ветви, хотя зрелище это мгновенное, подобно сну на утренней заре. На острове царит никогда не прекращающаяся весна. Вечно воздух струит аромат, вечно небо распростёрто — чисто-голубое; небесная роса тихо опускается на деревья и цветы и открывает им тайну вечности. Нежная листва деревьев никогда не теряет своей свежести, и ярко-алые лилии никогда не увядают. Цветы розы, словно дух, нежно окружают ветви; повисшие плоды апельсинового дерева не носят на себе никакого отпечатка приближающейся старости… Избранные боги, которые населяли это уединённое побережье, проводили дни в музыке, смехе и пении...»
Как уже было сказано выше, подобные легенды присущи почти всем народам, жившим рядом с морем. Элементы этого мифа встречаются и в Китае, и у народов Океании. Большая часть европейских мифов о райских островах скорее всего имеет в основе сказания, пришедшие из римских и греческих мифов.
Ао Нанг, Тайланд, 2016 год. Многие именно так представляют себе райские острова
Конечно, попытки отыскать острова блаженных, как бы они ни назывались в очередном мифе, предпринимались неоднократно. В эпоху великих географических открытий было найдено множество островов, которые с разной периодичностью объявляли тем самым потерянным раем. Некоторые из них и в самом деле были похожими на оные, по меркам европейских мореплавателей. Так случалось благодаря мягкому климату, а также обилию диковинных растений и фруктов. Однако ни на одном острове так и не было найдено легендарных плодов, дарующих бессмертие.
Со временем сказания и мифы трансформировались и переносили свои райские страны и острова из нашего мира в потусторонний, объясняя это тем, что нельзя найти дорогу в рай, не будучи праведником, или же не соблюдая множества условий. Что же касается плодов бессмертия, кои упоминались в большинстве мифов, стоит сказать, что, к примеру, в Англии предпринимались экспедиции в поисках некоего «золотого фрукта» — легендарного растения, требующего минимального ухода и плодоносящего круглый год. Разумеется, это совсем не те плоды, что даровали бы бессмертие, однако куда более реальная цель для поисков.
Учёные, изучающие древние мифы и легенды уже в наше время, иногда могут определить тот или иной остров или архипелаг, послуживший прототипом для какого-либо мифа. Но ничего мифического или загадочного в них нет. Схожесть легенд у разных народов в различных частях земного шара объясняется довольно просто. Людям свойственно идеализировать что-то, лежащее за пределами их досягаемости или понимания. И острова, недостижимые и загадочные, отделённые от простых смертных бескрайним океаном, — отличный объект для подобных измышлений.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS
3 комментария
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена