Тайна Венеры Палеолита
Считается, что знаменитые фигурки «Палеолитической Венеры» — это изображения богини-матери, символа плодородия и продолжения рода. Зарубежные ученые вышли с гипотезой, что скульптуры, скорее, отражают представления древних людей об идеальной женской фигуре. Результаты исследования опубликованы в журнале Obesity.
«Фигурки верхнепалеолитических женщин с ожирением могут быть символом выживания при изменении климата» - под таким интересным названием вышла статья об исследование ученых.
В аннотация к статье пишется:
Фигурки женщин с ожирением или беременных («Палеолитическая Венера») из верхнепалеолитической Европы относятся к числу древнейших видов искусства и датируются периодом от 38 000 до 14 000 лет до н.э.. Это время считается одним из самых тяжелых климатических периодов в истории человечества. Мы предполагаем, что представление Венеры связано с адаптацией человека к изменению климата. В этот период люди столкнулись с наступлением ледников и падением температур, что привело к пищевому стрессу, региональному вымиранию и сокращению населения. Мы проанализировали палеолитические фигурки женщин с ожирением, чтобы проверить, происходят ли более полные фигурки из мест в разгар ледникового наступления и ближе к ледниковым фронтам. Фигурки становятся менее тучными по мере удаления от ледников. Поскольку выживание требовало достаточного питания для детородных женщин, мы предполагаем, что истощенная женщина стала идеальным символом выживания и красоты во время эпизодов голода и изменения климата в палеолитической Европе.
Сибирь. Иркутская область. 13-14 тыс. лет до н. э.
Мне тема «Палеолитической Венеры» знакома. Несколько лет назад я ходил в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, где выставлены фигурки. Тогда увиденные в музее экземпляры на меня произвели впечатления. Те фигурки были наши из Сибири и по меркам других экземпляров они были совсем молодыми - 13-14 веков до н.э.. Однако наши красавицы всего-лиши малая часть подобных находок. По всей Евразии, от Пиренеев до Байкала, в культурных слоях верхнего палеолита археологи находят множество статуэток, изображающих полных женщин. Это так называемые «Палеолитические Венеры» — древнейшие скульптуры, сделанные руками человека. Самые старые из них имеют возраст 38 тысяч лет.
Исследователи из Медицинского кампуса Аншутц Университета Колорадо заметили, что фигурки «Палеолитической Венеры» слишком реалистично изображают женщин, страдающих ожирением или беременных, чтобы быть просто символами.
Ранние современные люди, представители ориньякской культуры, пришли в Европу во время межледникового потепления около 48 тысяч лет назад. Они охотились на оленей, лошадей и мамонтов с помощью копий с костяными наконечниками. Летом они питались рыбой, ягодами, орехами и корнями растений. Но, по мере того, как температуры стали падать, а ледники увеличиваться, ориньякцы начали испытывать проблемы с теплом и питанием. Так температура значительно упала на 4-8°C, начиная примерно с 28 000 лет назад, что достигло пика последнего ледникового максимума в 22 000 лет назад. Температура в самые холодные месяцы могла достигать от -10°C до 15°C. Выпало меньше осадков и сократился период вегетации растений. В этих экстремальных условиях некоторые человеческие популяции у ледников погибли, тогда как другие переселились в защищенные лесные долины на ЮГ.
Именно в эти времена и появились тучные фигурки. Размер всех фигурок — от 6 до 16 сантиметров в длину. Их делали из костей, бивней мамонта, мягких пород камня, рога или глины. Некоторые их них имеют отверстия — их носили как амулеты.
«Одни из самых ранних произведений искусства в мире — загадочные фигурки женщин с избыточным весом времен охотников-собирателей ледникового периода в Европе, где никто вообще не ожидал увидеть ожирение, — приводятся в пресс-релизе университета слова руководителя исследования профессора Ричарда Джонсона (Richard Johnson), доктора медицины, специализирующегося на заболеваниях почек и гипертонии, и бакалавра в области антропологии. — Мы доказываем, что эти фигурки соответствуют состоянию экстремального пищевого стресса».
Сравнив антропометрические данные статуэток — отношение талии к бедрам и плечам, — авторы обнаружили, что те из них, которые были найдены ближе всего к ледникам, были наиболее тучными по сравнению с теми, которых находили южнее.
По мнению исследователей, ожирение у северных народов стало желанным состоянием. Полные женщины в период дефицита пищи лучше вынашивали ребенка во время беременности, чем худые. Таким образом, фигурки могли обладать духовным смыслом, быть своего рода фетишем или оберегом, который защищал женщину во время беременности, родов и кормления грудью.
«Фигурки появились как идеологический инструмент, помогающий улучшить фертильность и выживаемость матери и новорожденных, — объясняет Джонсон. — Таким образом, эстетика искусства помогала древним людям приспособиться ко все более суровым климатическим условиям».
Многие фигурки сильно потерты, что свидетельствует о том, что они были семейными реликвиями. Женщины, вступающие в пору половой зрелости, могли получать их от матерей как пожелание сытой жизни и успешных родов, считают ученые.
Источник:
7 комментариев
3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена