Кильдей и его моральный кодекс
Советский и российский гитарист и автор песен Николай Александрович «Killday/Кильдей» Девлет-Кильдеев родился 11 февраля 1962 года в Пензе на ул. Свердлова. Потом отцу дали квартиру на Западной Поляне, и семейство туда переехало. Учился в школе №55.
«— У вас такая интересная фамилия! Кто ваши предки?
— Мой предок — Пётр Николаевич Девлет-Кильдеев из русско-татарского княжеского рода. Девлеты идут от Девлет-Гирея, крымского хана, и там одна ветка православная, а другая — мусульманская. Вот мы как раз православная ветвь. Пётр Николаевич работал в Пензе, в прокуратуре, и был достаточно известным человеком» (из интервью Н. Девлет-Кильдеева музыкальному журналисту Владимиру Марочкину, 19.07.2019).
Интересоваться музыкой Коля начал ещё в детстве и уже в 8 лет довольно прилично научился играть на гитаре. Окончил музыкальную школу по классу скрипки.
Его старший брат учился в «политехе», и у него была своя группа. Когда они играли на свадьбах, 10-летнего Николая брали с собой, и он выдавал отличные гитарные соло. День¬гами тогда с ним не делились, зато подарили гитару «Musima».
В то время в пензенском ресторане «Волга» играл местная легенда — гитарист Раф (Рафаил) Губайдуллин (1950-2017, ех-Р+Б, Аврора, Мираж (Пенза), лауреат («лучший гитарист») фестиваля «Серебряные струны-70» (Горький) и пензенского конкура-фестиваля «Весенние ритмы-70»), к которому начинающий музыкант часто приходил, и они вместе джемовали.
Окончив школу, Николай поступил в Пензенское музыкальное училище, где научился играть ещё и на балалайке. Там, в спортзале училища, они с Олегом Полковницким (ныне концертирующий баянист и преподаватель в родном музколледже) и Алексеем Туришевым тоже играли, «снимая» вещи из репертуара американцев Grand Funk Railroad и другие запрещённые западные композиции, за что их постоянно гоняло руководство.
Попутно играл Николай с друзьями на танцах, ещё и участвовал в народном оркестре.
После училища Девлет-Кильдеев много где работал, и в советское время исколесил всю страну — от Магадана до Калининграда, долго работал в Киеве, Хабаровске, Владикавказе, в Тульской и Пензенской филармониях.
А активно работать именно как гитарист Николай начал с 1980 года в Тульской Филармонии. По молодости, в 1980-е гг., он был участником групп Зимний Сад (Киев), Красные Маки/Маки (Донецк, затем Тульская филармония), Скандал (Киев, затем Москва) и др.
Группу Зимний Сад ещё в 1976 году создал вместе со своими соучениками — студентами Киевского музыкального училища (ныне – Киевская академия музыки) им. Р. Глиэра — пианист Александр Тищенко. Но дебют группы состоялся только в мае 1980 года — после окончания училища участники группы оказались в разных коллективах, но встретившись однажды на гастролях, решили начать всё с начала. Тогда музыка группы была ориентирована на арт-рок. Композиции, написанные Тищенко и присоединившимся в 1982 году к группе лидер-гитаристом Девлет-Кильдеевым, отличались мелодичностью и лиризмом. Гастроли группы проходили по всему Союзу — от Владивостока и Петропавловска-Камчатского до Калининграда, от Мурманска до Еревана. И везде при переполненных залах. Всё складывалось хорошо: отличные отзывы в прессе, победа в конкурсе музыкальных программ... И тут как снег на голову — группа оказалась в списке запрещённых. В Министерстве культуры УССР музыкантам разъяснили, что главный мотив запрета — «декадентская музыка».
А в феврале 1974 года в г. Донецке (УССР) вокалист Аркадий Хаславский из музыкантов местного музучилища им. С. Рахманинова создал ВИА Красные Маки, правда, под первоначальным названием Калейдоскоп. После одних из гастролей, группе предложили работу в Сыктывкарской филармонии (Коми АССР) с новым названием — ВИА Парма (Тайга). Первые гастроли на новом месте длились 11 месяцев. И во время концерта в Туле директор местной филармонии И. Михайловский предложил музыкантам вновь «сменить прописку» и перейти работать к нему. Так с 21 февраля 1975 года ансамбль стал работать в Тульской филармонии, с очередным названием — Новые Лица. Тогда же в ансамбль попал Валерий Чуменко (труба), предложивший сменить название на Красные Маки. Но в дальнейшем пути филармонии и участников ВИА разошлись. Однако, благодаря аппарату, инструментам и реквизиту, находившимся в собственности Хаславского, музыканты, по подсказке Феликса Каца (фестивальный отдел Росконцерта), стали работать от Владимирской областной филармонии, теперь уже под названием Здравствуй, песня!, т.к. Тульская филармония оставила за собой право на название Красные Маки. Группа заиграла поп-рок с активной духовой секцией, лидером которой стал профессиональный трубач, выпускник всё того же киевского училища им. Глиэра, а по совместительству — поэт из Челябинска, Павел Жагун (ех-Bells, Чаривни Гитары). Следом в состав пришёл клавишник Руслан Горобец (позже — Рецитал) и звукорежиссёры Игорь Бабенко и Юрий Фомин. В разные годы в группе отметились известные советские музыканты: Александр Лосев, (ех-Цветы, подробнее – здесь: Свет погасшей звезды), Сергей Рыжов, Юрий Китаев, Юрий Чернавский (подробнее – здесь: «Банановые Острова» и не только) и др.
В 1986 году Чуменко официально реформирует ВИА Красные Маки в группу Маки. Коллектив начинает работать в стиле «новая волна». Тогда-то к ним из Зимнего Сада и попадает со своей соло-гитарой Девлет-Кильдеев.
База у Маков тогда была в Москве, и поначалу Николай прилетал из Пензы в столицу на время, но потом как-то незаметно совсем туда перебрался.
А затем, также «незаметно» перебирается и в группу Скандал.
Скандал же, в составе: Сергей Швыцкий (бас), Валерий Горлов (вокал), Анатолий Мунтян (клавиши), Сергей Усачёв (барабаны) был основан в 1986 году ушедшим из Маков Жагуном, из музыкантов, игравших ранее в различных составах «Киевконцерта», в том числе — в группе Квартира 50, популярной на киевской неофициальной рок-сцене.
Павел намеренно собрал ансамбль из никому не известных, но талантливых ребят, чтобы «гадкий утёнок» смог произвести сенсацию в столичном шоу-бизнесе.
В декабре того же года Скандал приехал покорять Москву, и, действительно, произвёл впечатление своим имиджем — скандальным гримом, причёсками и яркими костюмами, — став первым пост-панковым коллективом на «официальной» сцене. Там к ним и присоединился Девлет-Кильдеев, которого Жагун уже хорошо знал, как по Макам, так и по Киеву.
Опытный уже тогда музыкант и продюсер, Жагун уверенно вёл коллектив к завоеванию «господствующих высот». И первый большой успех пришёл к ним в 1988 году, после фестиваля «Интер-шанс-2», с большой помпой прошедшего в ДК им. Горбунова: французские устроители фестиваля выказали даже готовность подписать контракт с группой. Но после выхода в свет пластинки «Подставные люди» у группы и продюсера начались разногласия, в результате которых они расстались.
Скандал ушёл тогда под крыло «суперпродюсера» Бориса Зосимова, а Жагун и оставшийся с ним Кильдей в 1989 году собрали новую группу, названную сначала Бриллиантовая Рука. Впоследствии ещё один её участник — солист, кларнетист и саксофонист Сергей «Мазай» Мазаев (ех-Автограф, Здравствуй, песня!, Шестеро молодых) — переименовал группу в Моральный Кодекс. Кроме того в группу вошли бас-гитарист Александр Солич (ех-Цветы) и барабанщик Игорь Ромашёв. Изначально они ориентировались на гитарную музыку, что было достаточно авангардно по тем временам.
Первой песней нового коллектива с их дебютного альбома «Сотрясение мозга», записанного на студии Стаса Намина (SNC) в Парке Культуры им. Горького, была «Я тебя люблю». Она так и осталась несведённой — с ней получилось, как с «Satisfaction» у Rolling Stone, которая также осталась несведённой и недоделанной до конца — их продюсер, поняв, что это хит, отдал его на радио, а звукорежиссёр сделал только приблизительный микс и отдал его музыкантам. Точно так же вышло и у МК с «Я тебя люблю» — режиссёр записи Игорь Замараев «сбросил» пробный микс, и её так и издали.
А 11 июля 1990 года в эфире программы «Утренняя почта» состоялась премьера музыкального клипа на эту песню (реж. М. Макаренков). Данное видео вошло в историю советской музыки как один из первых клипов с трёхмерной графикой, да и вообще, как один из первых музыкальных клипов в принципе.
С другим же хитом с альбома — «До свиданья, мама!» — повозились достаточно много, пробуя разные варианты, и вот он-то как раз получился чётко сделанным, и музыканты до сих пор исполняют её на каждом концерте.
В декабре 1990 года в эфир выходит клип и на эту песню, режиссёром которого стал Ф. Бондарчук, и к группе приходит всенародная популярность.
Записывали «Сотрясение…» весело и дружно. У музыкантов были пневматические пистолеты, и в промежутках между записями треков они ставили мишени и стреляли в них: постреляешь — поиграешь на гитаре.
Всего в составе МК, где он до сих пор является бессменным гитаристом, музыкальным руководителем и автором большинства хитов, Кильдей записал 8 альбомов.
Однако помимо своей основной работы в группе, с начала 1993 года Николай выпустил и 4 сольных инструментальных пластинки с гитарной музыкой. Первая, «Killday Lastday», вышла в Швейцарии. Помогали ему в записи Олег Сальхов (звукорежиссёр SNC, умер в 1999) и клавишник МК Константин Смирнов – бывшие участники первого российского техно-дуэта Block Four, у которых уже были кое-какие электронные наработки. Кильдей добавил к ним свою гитару, и получилось очень интересно. Кроме того, там сыграл на саксофоне и известный джазмен Игорь Бутман (подробнее – здесь: Джазмен). Это была первая пластинка, которую Девлет-Кильдеев полностью сам подготовил.
Второй диск – «Killday 22», был выпущен в 1995 году. Третья пластинка названная «Killday Geography», работа абсолютно экспериментальная, рассчитанная либо на очень подготовленного слушателя, либо на профессиональных музыкантов, появилась на свет в 2001 году с помощью Алексея Козина и рекорд-лейбла «Navigator Records».
«— Почему у вас все сольные альбомы вышли в Швейцарии?
— В 1989 году МК ездил в Швейцарию, причём с большим успехом, ведь тогда на русских смотрели ещё как на диковинку: русские?! Да ещё на гитарах играют?! Короче, мы там успешно выступили, да и страна очень красивая, и после нашей тогдашней разрухи мы будто в раю оказались.
И с тех пор у нас там есть друг — Тони Вагнер, который и помог издать мою первую сольную пластинку. Но частично её спонсировал Михаил Федосов из Пензы. У него была фирма «Музыкальная корпорация Федосов», которая изготавливала струны для гитар и других щипковых инструментов. К сожалению, он уже умер...
У меня всегда было много всяких мелодий, но не все подходили нам по стилю или просто не нравились. И когда скопилось довольно много инструментальных произведений, я подумал: а почему бы не издать пластиночку? Если они как песни не пошли, то, может, как инструменталки будут жить? И все мои сольные пластинки — это материал, который не подошёл для группы» (из интервью В. Марочкину).
Кроме того, вместе с басистом МК Соличем и сессионным барабанщиком Игорем Джавад-заде (Арсенал, Группа Игоря Гранова, NP, Альянс, А-Студио, Улытау (Казахстан), Земфира и др.) Николай создал экспериментальное трио КДС.
31 мая 2007 года в клубе «16 тонн» состоялась презентация их первого альбома, выпущенного опять же компанией «Navigator Records», который незатейливо назвали — «КДС №1». На нём было представлено 9 треков, музыку для которых написал преимущественно Кильдей, а слова — Солич. А одна из композиций была написана на стихи М.Ю. Лермонтова.
«— Это очень концептуальная пластинка. Мы играем что-то на гране панк-рока. Ещё чуть-чуть — и станем панками… Лермонтов был настоящий панк, дуэлянт. Вот мы и решили взять для песни его стихотворение «Сосед». На презентацию мы пригласим монстров нашего шоу-бизнеса. Даже Пол МакКартни обещал приехать!» (из интервью Н. Девлет-Кильдеева корреспонденту инфо-агентства «Intermedia», май 2009).
В 2009 году Кильдей принял участие ещё и в концерте-презентации альбома «Irony» известного блюзмена Сергея Воронова (подробнее – здесь: Русский музыкант, играющий «нерусскую» музыку).
Так же является Николай лидером проекта Stratosfera, играющего инструментальную музыку в жанре «сёрф» в чуть утяжелённом варианте. Популярный в 1950-60-х гг., благодаря Дику Дейлу, The Ventures, The Shadows, The Tornados, этот стиль на какое-то время растворился под напором рок-н-ролла, но обрёл второе дыхание после выхода фильма Квентина Тарантино «Криминальное чтиво», где был обильно представлен в саунд-треке.
Дебютный диск Stratosfera под названием «Штормовое предупреждение», выполненный в жанре «сёрф», был выпущен в 2010 году. Это уникальный инструментальный, не похожий ни на кого проект, в котором первоначально участвовали московские музыканты: Андрей Шатуновский (музыкальный коллектив А. Пугачевой), Константин Смирнов и Сергей Сухов (МК), и ныне покойный (2017) Алексей Осташёв (Неприкасаемые).
При записи музыканты использовали только оригинальные усилители и писали всё на пленку на студии «Vintage Records» Виталия Богданова. Старались, чтобы всё звучало максимально аутентично: старые инструменты, старые усилители.
«— А что представляет собой ваш новый проект Stratosfera?
— Выпущено уже 3 пластинки, но народ у нас любит песни, а Stratosfera — проект инструментальный, с ним очень тяжёло пробиваться.
Я очень люблю сёрф-музыку, всегда много слушал группы типа The Shadows, и мне до сих пор это очень нравится. Однажды тоже захотелось поиграть в этом стиле на старинных простецких гитарах. Я собираю старые гитары, усилители, примочки — у меня достаточно большая коллекция всяких «древностей». Поэтому в Stratosfera звучит и «Gretsch» 1961 года, и «Stratocaster» 1962-го, старые квакеры – в общем, всё, что на самом деле сейчас очень ценится на винтажном рынке» (из интервью В. Марочкину).
Энергичная и напористая музыка Николая, в которой роль вокала играют соло и крепкие гитарные риффы, отлично подходит как для кино, так и для весёлой вечеринки.
«— У меня давно была идея записать спокойный, приятный для прослушивания альбом. В нём нет никакой виртуозности и нереального драйва, но мне он нравится за красоту и простоту. Я очень много в жизни слушал сложной навороченной музыки и, если честно, даже подустал от рок-фьюжен-джаз-техно-прогрессив стилей. Наверное, это очередной этап моей жизни. Я непостоянный человек. Я хотел бы сказать спасибо всем постоянным участникам Stratosfera – это прекрасные музыканты и люди. Я очень долго заморачивался над оформлением. В итоге, просто решил взять картину своей жены, работы которой мне безумно нравятся» (Н. Девлет-Кильдеев).
Затем, в 2013 году под именем Stratosfera вышел альбом «Танцы».
А 26 ноября 2014 года на сцене «Мумий Тролль Music Bar» в Москве состоялась презентация следующего альбома Stratosfera — «Sliding».
Запись его проходила на студии МК в течение 2-х лет. Для сведения альбома Николай специально искал «сторожила», который помнил бы ещё, как делали звук в эпоху 1960-х гг. Такие нашлись, но все они работали на современном оборудовании и в итоге музыканты приняли решение сводить альбом своими силами.
«— В отличие от ранних сольных альбомов сейчас у вас есть постоянный состав – группа Stratosfera. Музыканты, вошедшие в её состав, разделяют ваши стилистические приоритеты, или это просто аккомпанирующий состав?
— В Stratosfera поначалу у нас всё было очень хорошо, а потом не стало Алексея Осташёва, и всё притормозилось. Лёша был, конечно, незаменимым человеком. Мы продолжали играть концерты, нам помогал басист Дмитрий Рогозин. Но все играют в разных группах, поэтому собрать постоянный состав — к сожалению, почти невозможно. Для того, чтобы участники были готовы играть в любой момент, надо платить хорошо и постоянно.
— Звучание не так давно вышедшего альбома «Вне времени» отличается от выходивших до этого «Штормового предупреждения», «Танцев» и «Sliding». В основе всё тот же «сёрф», но здесь вы явно уходите немного в сторону, не руководствуясь канонами жанра, а отчетливо предлагая свой подход. Каким образом и за счёт чего, на ваш взгляд, этот жанр, который всё-таки принято считать «винтажным», может развиваться?
— Да, он действительно отличается по звуку. Записывался альбом достаточно долго, около 3-х лет с перерывами. Мне кажется, пластинка получилась с хорошим звуком. Как этот жанр может развиваться? Честно говоря, я понятия не имею. У меня получается плыть против течения по отношению к другим гитаристам. Многие в основном издают пластинки, на которых пытаются взять виртуозностью. Для меня же на первом месте музыка. Я не собираюсь никого поражать техничностью, да у меня, честно говоря, и нет её совершенно» (из интервью Н. Девлет-Кильдеева Алексею Певчеву, журнал «Музыкальная жизнь», 09.06.2020).
А 2 июля 2018 года Николай попал в больницу с инфарктом миокарда — приступ произошёл прямо во время съёмок МК в программе «Квартирник у Маргулиса» на канале НТВ. Мазаев тогда заметил, что музыканту очень повезло — когда ему слало плохо, рядом было много людей, они не растерялись, и сотрудница съёмочной группы Алёна не раздумывая вызвала бригаду «скорой».
«— Ждали, что приедет реанимационный автомобиль, а приехала обычная «скорая», — рассказывала она позднее корреспонденту «Московского комсомольца». — Поставили диагноз — инфаркт. Женя Маргулис сразу позвонил знакомому хирургу в 1-ю Градскую больницу имени Пирогова, но медики объяснили, что по инструкции обязаны везти больного только в ближайшее медицинское учреждение. Но общими усилиями их уговорили. В больнице Колю уже ждала подготовленная реанимация. Операция длилась несколько часов и закончилась успешно».
Да, сердце гитариста оперировали 6 часов, но, по словам администраторы группы, Николай готов был вернуться к работе уже через неделю.
Музыкант и, правда, довольно быстро восстановился, и вновь с головой окунулся в любимую работу.
И уже в 2020 году Николай выпустил очередную сольную пластинку «Вне времени», чётко обозначающую место музыканта в современном мире. На альбоме, кроме привычных инструментов, звучат балалайка, варган, казахская домбра, конга, бонго, кахон, шейкер…
Кроме того, в том же 2020 году, Кильдей стал ещё и организатором и участником нового международного проекта Killday Brothers.
«— Ваш новый проект Killday Brothers, судя по композициям «Hello, Honey», «Dancing on the Rooftops» и отдельным данным – некий международный проект, снова ориентированный на другую музыку и даже нацеленный на кино.
— Я долго работал в Киеве, в Черкасской филармонии с Александром Тищенко (ныне заслуженным артистом Украины). Он давно уже закончил консерваторию как композитор, а в то время мы играли в группе Зимний Сад арт-рок и прогрессив. Нашими любимыми группами были Yes, Genesis, Gentle Giant. И мы делали такую музыку ещё до группы Автограф. Нас, патлатых хиппарей в клешах, долгое время никто не хотел брать на работу, но в итоге всё-таки приняли в Хабаровскую филармонию. Потом мы работали при филармонии города Орджоникидзе «пополам» с группой Алые Маки. Так что с киевскими музыкантами меня связывает очень многое, достаточно вспомнить Павла Жагуна. Мои канадские связи образовались именно благодаря киевской работе. Сделать проект Killday Brothers предложил мой давний знакомый Виктор Колечко, киевлянин, но уже 30 лет живущий в Канаде и, по сути дела, уже настоящий гражданин этой страны. Killday Brothers – онлайн-проект. Здесь я записываю гитару, бас, барабаны, делаю приблизительную аранжировку и высылаю материал за океан, где барабанщик и певец всё доводят до ума. Это не иммигранты, а настоящие коренные канадцы. Это очень важный момент.
Если мне что-то действительно нравиться, я стараюсь это реализовать во что бы то ни стало. Невзирая на чьё-то мнение.
Знаете, в принципе, сейчас такое время, что не надо сидеть в студии, бесконечно спорить друг с другом. У нас всё получается очень слаженно, несмотря на то, что мы находимся на разных континентах. Это большое счастье, что есть люди, с которыми я могу работать и показывать свою музыку на международном рынке» (из интервью А. Певчеву).
Девлет-Кильдеев и сегодня – яркий гитарист, принимающий участие в огромном количестве записей, сессий и ещё большем количестве концертов вместе с самыми различными исполнителями от Валерии, Любэ и Сплина до Игоря Бутмана и ma3x.
«— Вы – инструменталист с классической рок-н-ролльной школой, и, тем не менее, в качестве сессионного музыканта работали не только с группами Сплин и CrossroadZ, но и с массой поп-коллективов. Что, кроме финансовой или дружеской составляющей, для вас интересно в этих работах?
— У меня достаточно широкий музыкальный кругозор, поэтому я могу работать с упомянутыми вами коллективами, могу сыграть блюз и даже на балалайке сыграть – для Игоря Матвиенко. Могу сплясать. В общем, все могу (смеётся). Мне интересно попробовать себя в разных амплуа» (из интервью А. Певчеву).
Николай женат. Его жена – художница, а дети также занимаются музыкой — дочь Анна играет на бас-гитаре, учится в Высшей школе экономики на компьютерного дизайнера, сын Пётр учится в музыкальной школе по классу ударных, и даже сыграл барабаны в 2-х композициях на последнем альбоме отца, увлёкся ещё и басом, как и сестра.
«— Какие самые радостные моменты из жизни Морального Кодекса можете вспомнить навскидку?
— Когда мы работали над пластинкой «Зима», то 2 вещи записали в Лондоне на легендарной студии «Abbey road», где Битлы записывались. Нашим продюсером был Крис Кимси, который работал с Rolling Stone и множеством других популярных групп. Я помню, как он подошёл ко мне и говорит: «Там, где ты сидишь, любил сидеть Джон Леннон!»
Кстати, на ресепшене в студии «Abbey road» — русский парень...
— Альбом «Зима» вышел 5 лет назад. Почему возникла такая пауза? Что сегодня происходит в группе?
— С возрастом тяжелее идёт творческий процесс. А потом и у меня, и у Мазая есть какие-то свои проекты. Но надо как-то взбодриться и сделать что-то новенькое. Есть уже кое-какие намёточки. Сделаем! А куда нам деваться? Чего ж соскакивать-то с уже идущего поезда» (из интервью В. Марочкину).
В 2021 году, к 30-летию МК, планировалась запись нового студийного альбома. Но выпуск его пока отложен в связи с тем, что коллектив не набрал достаточно материала на полноценный альбом.
Дискография Н. Девлет-Кильдеева:
в составе МК: «Сотрясение мозга» (1991), «Гибкий стан» (1996), «Я выбираю тебя» (1997), «Хорошие новости» (2001), «The Best» (2003), «Славянские танцы» (2007), «Где ты?» (2008), «Зима» (2014).
сольные проекты: «Killday Lastday» (1994), «Killday 22» (1995), «Killday Geography» (2001), «КДС №1» (КДС: Килдей+Джавад-заде+Солич, 2009), «Штормовое предупреждение» (проект Stratosfera, 2010), «Танцы» (Stratosfera, 2013), «Sliding» (Stratosfera, 2015), «Вне Времени» (инструментальный, 2020), «Killday Brothers» (онлайн-проект, 2021).
участие в записях других исполнителей: гитара в записи альбома Алексея Ермолина «Один в поле» (1996), гитара в альбоме «Влад-21» Влада Сташевского (1996), гитара в альбоме «Фонарь под глазом» (1997) и сборнике песен для радио «Зн@менатель» (2000) группы Сплин, гитара в альбоме «Ненародные сказки» Группы 77 (1997), гитара в альбомах «Твои письма» (1997), «Об этом я буду кричать всю ночь» (1999) и «Олег Андрей Кирилл» (2002) группы Иванушки International, гитара в альбоме «Когда вырастут крылья» проекта Александра Иванова (1998), гитара в альбоме «Глаза цвета неба» певицы Валерии (2001), гитара в альбоме «VeroЯтно» проекта MaLo (2002), балалайка в альбоме «Девушки фабричные» группы Фабрика (2005), гитара в альбоме «Рассея» группы Любэ (2005), гитара в альбоме «Estrada» исполнителя Grisha Urgant (Иван Ургант) (2011-12).
Источники:
https://muzlifemagazine.ru/nikolay-devlet-kildeev-samaya-khorosha/
https://www.vokrug.tv/person/show/nikolai_devletkildeev/
https://www.m24.ru/articles/koncerty/09022017/129737
https://pravda-news.ru/news/spetsproekty/moralnyy-kodeks-nikolaya-devlet-kildeeva-a-poezd-idet/
https://vk.com/club5748647
http://gruppasssr.ru/Z/zimsadk.html
https://www.kp.ru/online/news/3165598/
https://www.mk.ru/social/2018/07/05/serdce-gitarista-moralnogo-kodeksa-nikolaya-devletkildeeva-operirovali-shest-chasov.html
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_rus_rock/483/%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%9D%D0%94%D0%90%D0%9B
2 комментария
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена