«Исчезли в облаке тумана…»
Советский и российский музыкант, гитарист и автор текстов Сергей Владимирович Данилов родился 30 ноября 1951 года в Ленинграде. Учился в школе №386 Кировского района.
Как и все мальчишки, Серёжа бредил приключениями, зачитывался книгами Александра Дюма. Результатом чего стало увлечение фехтованием, а скрещенные шпаги провисели на стене его комнаты всю жизнь.
В 1965-66 гг. он, как и все тогдашние школьники, с приходом в СССР «битломании», увлёкся музыкой. В его жизни появилась гитара, на которой Сергей сразу же начал пытаться повторить всё, что слышал, самостоятельно осваивая искусство игры в дворовых университетах. Что интересно, первые аккорды ему и его другу и однокласснику Гене Барихновскому, с которым они сидели за одной партой, показала мама Гены.
И, в сентябре 1966 года, перейдя в 8-й класс, Данилов и Барихновский начали уже серьёзно бренчать на гитарах, из чего в том же году выросла их первая группа – The Red Roosters (Красные Петухи), названная так в честь блюзового стандарта Вилли Диксона «Little Red Rooster», имевшего тогда хождение в исполнении группы The Rolling Stones.
Первое время это был дуэт, наивысшим достижением которого стало выступление на вечере школьной самодеятельности с музыкой из фильма «Люди над облаками» (1965, первый в мире широкоэкранный короткометражный д/ф, снятый в свободном падении спортсменом-парашютистом Сергеем Киселёвым), в котором звучала инструментальная композиция «Câmpia sub luna» в исполнении румынской группы Sincron. Однако вскоре к ним, в качестве вокалиста, присоединился первокурсник Дмитрий Задворный. А в следующем году, во время летних каникул, примкнули ещё и ученик соседней школы №501 Пётp «Пит» Бездуднов, взявший на себя обязанности басиста, а также одноклассник основателей – Валерий Сорокин на барабанах.
Первое публичное выступление группы (правда, Бездудного тогда уже сменил Вячеслав Легздин), состоялось на школьном вечере в родной школе 7 ноября 1967 года, после которого группа сменила имя на Мифы.
Концерты в своей и близлежащих школах, выступления на районных и городских смотрах и конкурсах, занятия в хоре, традиционная для музыкантов того времени работа на танцах в пригородах Ленинграда, постоянное самосовершенствование в игре на гитаре и предопределили для юных музыкантов выбор будущей профессии.
Авторский союз Данилов – Барихновский значил для питерского рока 1970-80-х гг. едва ли не столько же, сколько партнёрство Джона Леннона и Пола МакКартни в годы расцвета британского бита. Мифы в целом, и песни Данилова в частности, оказали колоссальное влияние на весь русский рок, что отмечают самые разные музыканты – от Андрея Макаревича до Бориса Гребенщикова.
До выпуска участников, группа играла как в своей, так и в 501-й школе, несколько раз выступили перед аудиторией в с/х «Сельцо». Барабанщика Сорокина за установкой сменил Сергей Петров, игравший до этого в группе 501-й школы, а вскоре Мифы покинул Задворнов и за вокал снова стал отвечать Барихновский.
Затем Мифы» заняли II место на районном конкурсе школьных ансамблей, однако уже в общегородском туре оказались лишь 4-ми, но фрагмент их выступления всё же прозвучал в программе одной из радиостанций, посвящённой конкурсу.
Музыканты группы Горизонт, ставшие тогда победителями, посоветовали «мифовцам» поступить в хор Григория Яковлевича Беззубова, что базировался во Дворце Пионеров. Данилов, Барихновский и Легздин последовали совету, и вскоре значительно подтянули свои вокальные способности.
Осенью 1968 года Мифы, сразу со 2-го тура выступили на конкурсе «Вслушайся в музыку нашего города» в ДК им. Газа и легко стали его победителями. Успех открыл им широкий доступ к репетиционной базе Дома Пионеров, и постепенно группа даже обзавелась собственной аппаратурой.
А следующим летом на перспективную команду вышел один из организаторов подпольных рок-концертов – Леонид Дементьев – который «пристроил» Мифы сначала в Дом Дружбы на Фонтанке, а затем в пригородный пансионат «Дюны».
Но и там был репертуар, состоящий в основном из западных хитов 1960-х гг.
Мифы играли англоязычные поп-рок-стандарты, популярные в то время – своего репертуара у них практически не было, за исключением песни Барихновского «Я падаю, падаю» (автором текста был Задворнов) и нескольких инструментальных композиций, а также пары зарисовок на английском. Вторая полновесная композиция собственного сочинения — «Сны» — появилась значительно позже и была написана Барихновским на слова его приятеля Владимира Покатова.
С тех пор и до последних дней жизни судьба Данилова была так или иначе связана с Мифами, хотя его взаимоотношения с группой не всегда были ровными и гладкими – как и сама её история: Мифы распадались, собирались вновь, Сергей уходил, возвращался назад с регулярностью, достойной лучшего применения. Как бы то ни было, песни Данилова – «Мы одиноки», «Мэдисон-стрит», «Не будь таким ленивым», «Побег», «Послушай, мальчик», «Путь домой», «Река» и т.д. – стали настоящей классикой не только для Мифов, но и для всего отечественного рока, хотя самой знаменитой и, возможно, лучшей его песней стал безумно красивый блюз «Земляничные поляны» с пронзительным гитарным соло.
Тем же летом к группе присоединился Юрий Ильченко (подробнее – здесь: Где его носит теперь?), первое выступление в обновлённом стабильном составе (Данилов — гитара, Барихновский — бас, Ильченко — вокал и бубен, Петров — барабаны) состоялось в октябре, в клубе п. Парголово.
Мифовцы с тех пор пишут композиции уже на рок-н-ролльной и ритм-энд-блюзовой основе, отойдя от простеньких песенок в стиле «бит». Новое звучание стало визитной карточкой группы, лишь незначительно видоизменяясь и совершенствуясь в дальнейшем её творчестве.
«Гена: — До 1973 года говорить почти не о чём. Мы числились по филармониям как ВИА. Аккомпанировали там такой компании «Скрипка, Бубен и Утюг», собачки там, цыганский танец…
Сергей: — Пели всего 2 песни своих, а остальное – Антонов и прочая советская эстрада. Запад тоже пели, но хитро… Скажем, поём песню по-английски про публичный дом, а объявляем, что она про борьбу за мир. И хавали…» (из беседы «рок-дилетанта» Александра Житинского с Г.Барихновским и С.Даниловым, ноябрь 1988).
В начале 1970 года к группе присоединился гитарист-певец Юрий Бушев. Но в том же году Ильченко призывают в армию, и группа осталась без вокалиста. Так Мифы распались в первый раз, и Данилов подался «в филармонии» — в ВИА Мечтатели.
А в середине 1970-х гг. следующим этапом его творчества стала гастрольная работа в составе музыкальных коллективов филармоний Калининграда, Усть-Илимска, Тулы, Элисты и Москвы – в период с 1970 по 1972 год Сергей объехал с концертами всю страну.
Но эти годы для Данилова были более всего отмечены тем, что именно в это время он впервые проявил себя как серьёзный автор. Его первая песня называлась «Странный день». С этого момента написание музыки и стихов стало важнейшим делом жизни музыканта.
Многие песни Сергей написал и совместно с коллегами по группе – Ильченко, Степановым и, прежде всего, конечно Барихновским.
Между тем общая усталость от бесконечных гастролей и желание заняться своим творчеством послужили причиной окончания его филармонической деятельности и возвращения в Ленинград – спустя 2 года Данилов вернулся в андеграунд.
В 1974-75 гг. он играл как с возрождёнными Мифами, так и со сборной группой саксофониста Всеволода «Севы» Левенштейна/Новгородцева (подробнее – здесь: «Есть привычка на Руси – слушать ночью Би-Би-Си») Люди Левенштейна, трудился на танцах с гитаристом Владимиром Сафроновым (ех-Миряне, Большой Железный Колокол), затем – в 1977 году сотрудничал с джаз-рок оркестром Две Радуги.
Вновь же собранные под своим именем Мифы тогда сосредоточились на написании программы, состоящей из собственных песен. Была даже попытка написания рок-оперы «Время». Она, к сожалению, так и не была закончена, но песни из неё, например «Мистический плод», вошли-таки в обновлённый репертуар группы.
Следующей ступенью в творческом развитии Мифов стал фестиваль «самодеятельных» ленинградских групп, состоявшийся в ДК им. Орджоникидзе. Группа заняла на нём 1-е место, разделив его, правда, с Землянами (тогда ещё п/у Е. Мясникова), а Данилов был признан там лучшим гитаристом Ленинграда.
«Гена: — Только что прошёл фестиваль в ДК Орджоникидзе, где Серёжа произвел фурор. Он был самым лучшим гитаристом. Васильев из Поющих Гитар подошёл и долго тряс руку. Там и Санкт-Петербург был, но мы убрали всех.
Сергей: — Мы просто были уверены в себе. Мы целый год просидели в подполье, делали свою аппаратуру. Причём как? Нам, например, нужны винты с резьбой «пятёрка», а их негде было взять, только в дверях метро. Мы ездили в метро с маленькими отвёрточками. Говорим что-нибудь — ля-ля-ля, — а сами тихонько отвинчиваем… Мы ими динамики крепили. И за год сделали и программу, и аппаратуру. Мы уверены были. У меня больше в жизни никогда такого не было» (из беседы с А. Житинским).
За Ленинградским фестивалем последовал Московский, где Мифы также заняли 1-е место. Группа выступила на равных с такими коллективами, как Машина Времени и Цветы, имевшими к тому времени уже большую популярность. Они на этом конкурсе были недосягаемы: Барихновский был признан лучшим басистом, а Ильченко – лучшим вокалистом.
Однако группа по-прежнему не отличается стабильностью: в течение 1974 года в группе сменилось несколько барабанщиков. И летом того же года Мифы опять распадаются – уходит ещё и Ильченко. Участники вновь играют порознь: Ильченко работает в филармонии, а Данилов и Барихновский в Пушкине на танцах в Белом Зале.
К счастью, Мифы к тому времени уже приобрели достаточную известность, и в марте 1975 года их пригласили поучаствовать в нескольких концертах в Таллине. Данилов и Барихновский спешно собрали гастрольный состав (Барихновский — бас, вокал, Данилов — гитара, немного вокал, Александр Иванов (ех-Летучий Голландец) — барабаны, Олег «Алик» Азаров (ех-«Россияне») — клавиши) и отправились в столицу Эстонии. Группа с успехом отыграла там на Днях молодёжной музыки, а местное телевидение сняло и записало песню Сергея «Медисон-стрит» для телепрограммы. В 1975 году это было настоящим прорывом — «подпольная» группа на ТВ!
Было решено продлить существование Мифов ещё на сезон, что и удалось сделать, правда, ценой очередного обновления состава: в группу пришли Михаил «Майкл» Кордюков (ех-Кочевники, БЖК) — барабаны, Левенштейн — саксофон и Юрий Степанов — рояль, вокал, уже игравшие вместе с ними в Людях Левенштейна.
Очередным же определяющим для жизни Данилова стал период с лета 1975 по лето 1976 гг. Группа тогда жила и работала под Приозерском, на турбазе «Яркое». Там он нашёл себе друзей и вплоть до самого конца регулярно ездил в Яркое... Там же написано много замечательных стихов и песен. Например, «Я счастлив тем, что есть на свете дом…» — это о Ярком.
В апреле 1976 года Мифы представили новую программу на I Всесоюзном Фестивале Самодеятельности Трудящихся «Весенний Ключ» в ДК им. Газа, но не снискали успеха, что стало для музыкантов неожиданностью и усилило трения. Последовавшие гастроли в Москве также нельзя было назвать удачными.
После этого Ильченко по приглашению Макара переходит в МВ, где играет то в Москве, то в Ленинграде следующие 6 с лихой месяцев, Майкл уходит в Аквариум, а Сева уезжает на ПМЖ в Лондон.
У Данилова же в 1977 году, как и у многих тогда «непрофессиональных» музыкантов возникают «неприятности с законом» – обвинение в хранении и употреблении наркотиков, в результате чего следующие 3 года он провёл вне музыки.
Возвращение Сергея в музыку началось с записи соло-альбома коллеги по Мифам Степанова (с Ольгой Першиной), которую в начале 1980 года осуществил начинающий тогда звукорежиссёр и продюсер Андрей Тропилло. Запись эта стала первой серьёзной студийной работой звукорежиссёра и получила название «Прощай, чёрная суббота». Затем, там же — на студии Тропилло, подключились к работе в очередной раз возрождённые в «золотом составе» (Данилов, Барихновский, Степанов) Мифы — над их первым за всё время существования студийным альбомом «Дорога домой» (он же стал и первой крупной работой легендарного затем рекорд-лэйбла «АнТроп»), из 10 песен которого 6 были полностью написаны Даниловым, а ещё 2 — на его стихи. И до сих пор этот альбом считается лучшей работой группы.
Затем, весной того же года, Данилов поиграл интеллектуальный панк с группой Павла Крусанова Хамелеончик ЗА, потом присоединился к группе Барокко, а в марте 1981 стал одним из тех, кто вместе с Мифами открывал Ленинградский Рок-клуб.
Но весной 1984 года группу настиг очередной кризис, была произведена очередная смена состава, но это им не помогло. К тому же, Барихновский стал исполнять песни Данилова, а не свои. Человек редко способен пропеть чужой текст, как свой собственный, с такой же непринуждённой интонацией. Этот, казалось бы, микроскопический нюанс повлиял на творческий путь Мифов, и в своей популярности они так и не смогли приблизиться к топу.
И к концу года из-за непреодолимых разногласий Данилов покинул группу. Но и позднее он продолжал сочетать работу в неоднократно менявшими свою форму и состав Мифами (но, по его собственным словам, никогда больше не чувствовал себя музыкантом этой группы) с любыми другими интересными ему занятиями.
Так, весной 1985 года на III Фестивале Рок-клуба (на I фестивале Мифы (без Данилова) поделили 2-е место с находившимся тогда на подъёме Аквариумом) Сергей сыграл с группой Патриархальная Выставка, на следующий год – отметился на 5-летии Клуба с блюз-бэндом Индиго.
Следующий всплеск активности Мифов произошёл в 1987 году – концерт во Дворце Молодёжи и запись на студии Алёши Вишни 2-го альбома – «Мифология». Но ВФГЗ «Мелодия» запись отвергла по техническим причинам, предложив взамен время в Капелле (студия звукозаписи в лютеранской церкви Св. Екатерины на Васильевском острове) для записи другого альбома с последующим выпуском его на LP. Мифы с Лёшей засели за запись. А хитрая «Мелодия» переписав себе «Мифологию», выпустила миньон из 3-х песен, обозвав его «Медисон-стрит».
Как автор Данилов никогда не прекращал своего сотрудничества с Мифами. Так, например, уже на LP «Мифология», всё же выпущенном «Мелодией» в полном объёме позднее, записаны 3 его новых песни и 1 песня на его стихи (и это не считая старых хитов).
Затем, в 1989 году при участии всё того же Вишни, закончили запись 3-го альбома — «Бей, колокол!», который стал первым полноценным LP вышедшим на «Мелодии», уже без всяких «отмазок».
В 1991 году на рекорд-студии группы Телевизор был записан и 4-й альбом – «Вниз головой», названный так в честь первой собственной песни, которую Барихновский написал ещё в далёком 1969 году. Песня, естественно вошла в альбом.
12 ноября 1992 года грандиозным концертом Мифы отметили свой четвертьвековой юбилей.
Группу поздравляли звёзды российского рока, а сам концерт снимал «5 канал» Петербургского ТВ.
Затем, в том же году, Барихновский уехал «покорять» Германию. А Данилов, вновь оставшись не у дел, сосредоточился на преподавательской деятельности.
Так, на базе подросткового клуба «Нева» на ул. Халтурина (ныне Миллионная), 15, он создал молодёжную рок-студию, и начал ежегодно набирать курс желающих освоить основы рок-н-ролльной культуры, в которой и проработал следующие почти 25 лет. Здесь в полной мере проявились его педагогический талант и бережное, почти родительское отношение к детям (так сложилось — своих у него не было).
« — Серёжа, а что ты сейчас делаешь?
— Я преподаю в Дзержинском Дворце пионеров. У меня обалденная рок-студия, я преподаю детям рок-музыку. У меня 6 групп, 2 их них хорошие.
— И в каком духе ты их воспитываешь? Можно ли вообще воспитать рок-музыканта? По-моему, ребёнка можно научить играть на гитаре, но понимание и чувство рока приходят позже, когда человек сталкивается впрямую с жизнью и это столкновение рождает у него творческую реакцию, которая не обязательно выражается в рок-музыке. Можно ли научить духу рок-музыки?
— Я их духу и учу. Они ко мне приходят совсем сырые. Я им сразу говорю, что Боб и Цой — это дерьмо, а Шевчук — это хорошо. Они мне верят, и я им верю. Я хочу подготовить их к моменту, когда в них родится рок, чтобы они уже умели хорошо играть» (из беседы с А. Житинским).
Через студию прошли сотни мальчишек, и каждого из них он учил любить музыку, отличать талант от пошлости, искренность от фальши. Ряд известных ныне питерских музыкантов являются его учениками, а музыкальное воспитание Сергея всегда было заметно без пояснений: он прививал хороший вкус и передавал свою характерную манеру исполнения, к тому же, нотную грамоту он знал отлично. Среди выпускников «рок-академии Данилова» – гитаристы Никита Козлов (Сегодня Ночью), Андрей Иванов (Живые, Элла, Zoo-Парк), Игорь Лунев (Бубенцы) и многие другие.
Нередко в процессе обучения даниловские студенты объединялись в группы: так на свет появились Сфинкс (откуда вышли затем гитарист Иван Барботин (Фауна, Форум) и бас-гитарист Борис Мажоров (Soft Emotions, Doo Bop Sound)), Dead Moroz и др.
Во 2-й половине 1980-х гг. самого Сергея можно было видеть на сцене разве что во время битловских праздников Коли Васина (подробнее – здесь: Коля Васин ушел к Джону Леннону и Джорджу Харрисону), где он выступал, как правило, в сопровождении своих учеников, исполняя классические рок-н-роллы Литтл Ричарда или Чака Берри.
Но за годы работы в студии Данилов предпринял и несколько попыток по созданию своей собственной группы. Это началось ещё в середине 1980-х гг. со Сфинксом. А в 1989 году, окончательно – как ему тогда самому казалось – расставшись с Мифами, он создал из своих учеников подростковую группу Континент.
К 1990 году в ней собрались его повзрослевшие ученики и довольно сильные уже молодые музыканты: Антон Капельницкий – гитара, Алексей Васильев – бас, Федор Денисенко (ех-Сфинкс) – клавишные, Игорь Кравченко – барабаны, и Данилов начал изредка выбираться вместе с ними на концерты.
Они играли в клубах «АнТроп», «Indie» и других, однако весной 1992 года, после выступления на эстрадном конкурсе «Шлягер-92» (где Данилов отказался выйти на сцену, аргументируя это неподходящей для него атмосферой), Континент развалился. Кравченко позднее играл с группами Manchester, Wine, Реггистан, Настя, Дай Пистолет! и десятком различных кавер-бэндов.
Данилов же, Капельницкий и Васильев всё лето 1992 года катались по лагерям отдыха Ленобласти как дискотека «Чёрный Кот», развлекая школьников записями «правильной» музыки, причём сам Сергей выступал в роли ди-джея, а его ученики обеспечивали звук и свет.
Следующим летом они повторили этот опыт, а по возвращении начали репетировать песни, которые сочинил за это время Данилов.
Некоторое время группа оставалась безымянной (весной 1994 года выступала в клубе «Засада» как Проект Сергея Данилова), но, в конце концов, ближе к осени решила взять на вооружение испытанное уже на практике название Чёрный Кот.
Её барабанщиком в то время был Алексей Патраков (ех-Версия N, Opertrack, Скорая Помощь). Когда через год он покинул группу, за барабаны был приглашён сильный музыкант Дмитpий «Пол» Полгуев – до этого игравший блюз-рок с Джакомо Феонаф, завсегдатай клуба «Перевал» и участник различных спонтанно возникавших на его сцене проектов.
Потом с ЧК расстался Денисенко, на место которого (теперь уже на клавиши) вернулся Патраков. И в начале июля 1997 года группа с успехом выступила на фестивале «Театра DDT» «Песни конца ХХ века» в ДС «Юбилейный», а потом вместе с DDT и на фестивале «Ночной вояж-97» в Выборге.
Но тем же летом Пол неожиданно укатил на заработки в Израиль (и за барабаны пришлось вернуться Патракову), а ЧК записал на студии «Mill House Records» свой дебютный альбом «Орден Чёрного Кота», в который вошла значительная часть их репертуара. Записью руководил директор студии Алексей Яковель (он же записал на альбоме большинство клавишных партий). А в марте 1998 года студия «DDT-Records» издала «Орден Чёрного Кота» на МК.
После того, как осенью 1997 года Капельницкий сменил ЧК на группу ПыЖы (которую, кстати, организовал младший брат Барихновского – Женя Петухов), новым гитаристом стал ещё один ученик Данилова – Евгений Павлов (ех-Отдел Кадров).
В декабре 1998 года они вместе с другими ветеранами питерского рока: Аргонавтами, Ладушками, Зеркалом, Пикником, Тамбурином, экс-пианистом Мифов Степановым и т.д., отметились на ретро-фестивале «Старый рок под Новый год» в ДК милиции.
В конце 1990-х гг. и в начале следующего десятилетия ЧК много выступал: в клубах «Перевал», «Манхэттен», «Африка», «Орландина», «Арктика». Затем, весь 2000 год группа работала на своей репетиционной площадке над материалом 2-го альбома «Камень в ботинке», и даже записала его демо-версию. На следующий год на новой студии Тропилло началась запись полноценной студийной версии. К сожалению, она так и осталась незавершенной (от неё сохранилось лишь 5 сведённых треков).
Помимо многочисленных песен Данилов все эти годы писал стихи (и надеялся увидеть их опубликованными), а также создал своего рода беллетризованный дневник, который охватывал период с конца 1950-х гг. до начала 1970-х гг. – до взлёта Мифов….
Несмотря на то, что на протяжении 1990-х гг. его ЧК активно и регулярно выступал и записал 2 альбома своего материала, Данилов время от времени воссоединялся и с Мифами: в дни августовского путча 1991 года – на фестивале «Рок против танков» на Дворцовой площади, в ноябре-декабре 2001 года – на Малой арене «Юбилейного», на 50-летии и собственном, и барабанщика Николая Корзинина (ех-Санкт-Петербург, БЖК), участие в котором приняли БГ, Макаревич, Юрий Шевчук, Мифы, Разные Люди, Опасные Соседи и, естественно, сами виновники торжества с ЧК. А «АнТроп» к дате выпустил дебютный альбом группы на CD.
Следующие 2 года ЧК продолжал играть концерты, однако все реже и реже: количество клубов не прибывало, а необходимость поддерживать своё существование заставляла музыкантов искать дополнительные заработки.
Так, Патраков работал на студии «М-Рекордз», записываясь с бывшими участниками Скорой Помощи, а потом стал барабанщиком Альфа-Стрекоз. Павлов с октября 2001 года параллельно играл рок-н-роллы и блюзы в Black Magic, а летом 2002 года, на очередном «Fender Blues Party» в клубе «Порт» заслуженно получил 1-е место и фирменную гитару из рук Александра Ляпина (Аквариум, Поп-Механика, Опыты Александра Ляпина).
А в июле 2002 года снова объединились Мифы, чтобы на этот раз отметить 50-летие вернувшегося на родину Барихновского концертом в клубе-ресторане «Da Vinci». Следующим летом группа в старо-новом составе дала в Питере ещё пару концертов. Между тем ЧК, который тоже принимал участие во всех этих праздниках, почти прекратил свою активность — последний концерт состоялся 25 июня 2004 года в клубе «Нева».
В декабре того же года школа-студия «Чёрный Кот» (как с некоторых пор начала называться музыкальная академия Данилова) отметила свое 20-летие. В честь этого события на сцене «Невы» прошёл концерт, участие в котором приняли многие из тех, кто в разные годы проходил в её стенах свой рок-н-ролльный ликбез под руководством Сергея.
Спустя 2 года Данилов вновь вернулся на сцену с Мифами ради нескольких ностальгических концертов.
Последние – как оказалось – его выступления в составе Мифов состоялись в апреле 2006 года – на 25-летии ЛРК, и в июне – на совместном концерте с Форвардом.
Казалось бы – всё вновь налаживается... Но Сергея подвело здоровье. К этому моменту он уже перенёс 2 инфаркта (во второй раз «скорая» увезла его прямо из студии, где он записывал очередную песню).
Потом была операция по шунтированию сердечного клапана, которую профинансировал Фонд Сергея Курёхина. А летом 2005 года у Данилова был обнаружен ещё и рак горла. Тогда же была проведена первая тяжелейшая операция – удаление гортани и потеря возможности говорить... Повторная операция была намечена на весну 2007 года.
Но 27 февраля 2007 года Сергей Данилов умер… 3 марта состоялось отпевание музыканта в часовне при Онкологической больнице на пр. Ветеранов,56 Санкт-Петербурга и прощание в Большом зале Крематория.
«Сегодняшний вечерний звонок Юры Ильченко с этой печальной вестью стал для меня полной неожиданностью – всегда хочется надеяться не лучшее. Хоть и не часто, но чудеса случаются – увы, для Серёжи Данилова оно не произошло. У нас остались его записи, но мы больше никогда не услышим живьём волшебную гитару и спетое его хрипловатым голосом…» (Андрей Бурлака, журналист).
В последние годы жизни Данилов заметно сдал, ощущая себя забытым и выпавшим из музыкального контекста – чему не в последнюю очередь способствовали его радикальные и бескомпромиссные взгляды на рок-н-ролл, шоу-бизнес, клубную культуру и пр.
« — Что это такое вообще — музыка? Как это определить? Вот панк-рок — это музыка?
— Я не знаю, но я считаю, что всё это — дерьмо. И Аквариум, Алиса, Телевизор, Кино — всё это дерьмо, и музыку делать сейчас никто не умеет.
— Серёжа, а на сцену не тянет?
— Мне и так хорошо. Я являюсь председателем комиссии Дзержинского райисполкома по делам эстрадной музыки. У меня есть медаль Всесоюзного фестиваля народного творчества — мои ребята там 2-е место заняли. У меня сборник нот выходит в Москве. Я председатель методобъединения. Мы прослушивали этот Бригадный Подряд, Клуб НЧ/ВЧ. Это такое дерьмо, что я бы весь этот клуб срыл бульдозером и этим же бульдозером их задавил» (из беседы с А. Житинским).
Нельзя сказать, что его забыли: с Сергеем встречались и бывшие коллеги по группе, и некоторые старые знакомые, созванивались, обменивались новостями. Обращался к нему, чтобы восстановить для истории какие-то забытые страницы прошлого и журналист Бурлака, автор «Энциклопедии питерской рок-музыки» (2007). Как он заметил, вышедшая книга была инспирирована ещё в начале 1980-х гг. именно «его долгими разговорами с Сергеем и Геной».
Как бы то ни было, все, кто продолжал общаться с Даниловым в последние годы, сходились на том, что в душе музыканта за это время произошёл какой-то надлом, даже и не связанный с ухудшением здоровья – он как-то сразу постарел, потерял интерес к жизни и не строил планов на будущее… Много пил (хотя, мало он тоже никогда и не пил). Потеряв возможность говорить, он лишился и возможности работать.
«Последний раз я встретил Данилова летом 2006, ему потребовалась техническая помощь. Тогда Сергей поделился, что у него рак в заключительной стадии, и он скоро ляжет в больницу на операцию. Я предложил ему оставить хоть немного своих воспоминаний, ведь ему было, о чём рассказать. Стал собирать деньги в сети Интернет на новый компьютер. Но Сергея уже ничего не радовало в том состоянии, в котором его выписали из больницы. Разговаривать он не мог, письмо от руки было ему неподвластно — от алкогольного делирия он трясся буквально весь. Курить через трубку на шее было крайне противно и безрезультатно. В конце концов, Сергей принял нелёгкое решение и прекратил свою жизнь. Собранную сумму я передал Жене Петухову на похоронах» (А. Вишня, «Сказание о группе Мифы», 2009).
Но смерть Сергея сплотила музыкантов и вместо того, чтобы прекратить своё существование ЧК начал репетировать с удвоенной энергией. Концерты стали более регулярными. Возобновились и гастрольные поездки.
Многие кавалеры «Ордена Чёрного Кота» также остались в музыке: Капельницкий и Динисенко в 2010 встретились в кавер-бэнде Воттактаки. Позже Антон играл в Ля-Минор, Патраков в Bolo-Band, а Павлов в Black Magic и Splash Point. А вот оператор группы Андрей Тимофеев трагически погиб 21 февраля 2012 года.
Ежегодно в Доме молодёжи «Форпост» проходят концерты, посвящённые Дню Рождения Сергея Данилова, на которых выступают ЧК, Мифы в очередном своём составе, другие питерские и не только группы.
А осенью 2010 года после долгого перерыва вышел CD Мифов «Что будет потом», в который вошли лучшие песни группы за всю историю.
Чуть раньше, осенью 2008 года, вышла книга стихов Данилова и текстов песен Мифов, названная по его главному хиту – «Земляничные поляны» (авторское издание, 2007). Ожидают своего издания мемуары, начатые (но не законченные) Сергеем в 1980-х гг. Не собраны ещё и разрозненные записи музыканта с его учениками и различными сайд-проектами. Но пока в рок-н-ролле остаются его ученики, не всё потеряно.
Ученики остались. И остались песни, вошедшие в «золотой фонд» отечественного рока.
Дискография С. Данилова:
Мифы:
Магнитоальбомы: «Прощай, чёрная суббота» (сольник Ю. Степанова с участием группы Мифы, 1980), «Дорога домой» (1981-82), «Мифология» (1986-87), «Бей, колокол!» (1989).
Пластинки: «Мэдисон-стрит» (миньон, ВФГЗ «Мелодия», 1988),– «Бей, колокол!» («Мелодия», 1989), «Вниз головой» (Cobweb Records, 1992), «Что будет потом...» (Bomba-Piter inc., 2014).
CD: «Мифология» (NP-Records, 1994), «Бей, колокол!» (NP-Records, 1994), «Вниз головой» (NP-Records, 1994),– «Чёрная суббота» («Русская музыка», J.S.P., 1994),– «Что будет потом...» (Bomba-Piter inc., 2010), «Дорога домой + Концерт на открытии ЛРК 07.03.81» (Авторское издание, 2014).
Чёрный Кот:
«Орден Черного Кота» (1997), «Камень в ботинке» (2000).
Источники:
А.Н. Житинский «Путешествие рок-дилетанта» (СПб: «Амфора», 2007);
https://tvcenter.ru/news-tv/Gitarist-Mifov-polnostju-lishilsja-rechi-i-nuzhdaetsja-v-sereznom-lechenii/;
https://www.km.ru/music/f8b9f9d7c934456fa67ae8a9673d90e7;
https://specialradio.ru/art/id392/;
https://www.chitalnya.ru/work/1910196/;
https://web.archive.org/web/20180702022358/http://danilovsergey.ru/history;
https://info.wikireading.ru/221091;
http://rock-n-roll.ru/show.php?file=encyclopedia/%D0%A7/%D0%A7%D0%81%D0%A0%D0%9D%D0%AB%D0%99%20%D0%9A%D0%9E%D0%A2;
https://litlife.club/books/259464/read?page=158;
http://www.rock-n-roll.ru/details.php?mode=show&id=1968;
https://www.4italka.ru/dokumentalnaya_literatura_main/biografii_i_memuaryi/101542/str69.htm#book
4 комментария
3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена