Открытый космос нелетавшего «космонавта»
Советский и российский художник-фантаст (живопись, графика, космическое искусство) и архитектор Андрей Константинович Соколов родился 29 сентября 1931 года в Ленинграде. Он считается одним из основоположников жанра космической живописи (до него художники обычно выполняли лишь прикладные иллюстрации и обложки).
Во многом на выбор жизненного пути Андрея повлиял его отец – архитектор Константин Михайлович Соколов (1901-1984), который был одним из руководителей многих советских ударных строек, а после войны участвовал в возведении таких уникальных объектов, как телебашня в Останкино, автозавод ВАЗ в Тольятти, космодром Байконур.
В семье часто бывали коллеги отца – строители, и маленький Андрей слышал профессиональные разговоры, копался в огромной библиотеке отца, где было много книг по архитектуре.
Потом началась война, и семью Соколовых эвакуировали в Москву. Здесь Андрей закончил школу и поступил в Московский архитектурный институт/МАрхИ. После окончания которого, в 1955 году, работал по специальности, в том числе — в составе архитектурных групп по проектированию «закрытых» спецгородков.
Но на карьере архитектора Андрея поставил крест Генсек Н.С. Хрущёв – в 1954 году на II Всесоюзном совещании строителей Никита Сергеевич в пух и прах раскритиковал советских архитекторов, дав старт кампании по борьбе с «архитектурными излишествами». Строить нужно проще и больше, заявил Хрущёв. Архитектура – не художественная деятельность, а средство удовлетворения материальных потребностей советского народа. Поэтому, нет смысла тратить народные средства на никому не нужные красоты. Ещё через год вышло Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», и архитектура как искусство и род творчества, перестала быть таковой на долгие годы.
Заниматься проектированием безликой застройки из типовых панелей и блоков Соколову не захотелось, и он начал искать себя вне архитектуры.
Он устроился декоратором на к/с «Мосфильм». Помотался со съёмочными группами по Союзу, несколько раз побывал в киноэкспедициях в Средней Азии: Ашхабаде, Самарканде, Бухаре, Хиве. Работа была интересной, но чего-то всё же не хватало.
И Андрей нашёл для себя, как средство выражения, живопись.
С детства он любил фантастику – Жюля Верна, Александра Беляева (подробнее – здесь: Трагическая судьба «Русского Жюля Верна»), К.Э. Циолковского, Рэя Брэдбери (подробнее – здесь: Земные хроники Рэя Брэдбери), поэтому первые свои работы в жанре научно-фантастической живописи посвятил роману Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»/Fо451 (1953). Антиутопия американского фантаста вдохновила Соколова, но он нарисовать не именно иллюстрации, а скорее «продекорировал» книгу, создал живописный фон, на котором разворачивались события. Через годы художник даже подарит несколько этих рисунков писателю. И они ему, кстати, понравятся.
Иллюстрации Андрея Соколова к роману Р. Брэдбери "451 по Фаренгейту"
А после запуска в 1957 году первого искусственного спутника Земли (ИСЗ) всё творчество Андрея было посвящено теме освоения космоса. Это эпохальное событие так потрясло воображение начинающего художника, что он решил отныне рисовать космос и только его.
«— Андрей Константинович, по образованию вы – архитектор-строитель. После окончания института работали в оборонке, в самой засекреченной её области, связанной в урановым проекте. И вдруг – фанатическая преданность космической тематике. Откуда это? С чего всё началось?
— Пожалуй, с запуска в космос первого спутника Земли 4 октября 1957 года. Я испытал потрясение от этого известия. Свершилось то, о чём мечтали сотни поколений людей. Правда, для подавляющего большинства моих сверстников осознание уникальности происходящего штурма Вселенной пришло лишь после полёта Юрия Гагарина. Меня же звёздное небо «пленило» в октябре 1957 года. Именно к концу 1950-х гг. относятся первые мои серьёзные художественные работы и выставки картин на космическую тематику.
— Но как можно было создавать живописные полотна на тему, о которой вы тогда имели довольно смутное представление?
— Возникали проблемы. Ведь в те годы всё, что касалось исследования космоса, находилось под жуткой пеленой секретности. Это уже позже появились кино- и фотоматериалы по этой тематике, а тогда... Никто не знал ни Сергея Павловича Королева, ни его заместителей. На Байконур я впервые попал только в начале 1970-х гг. А до этого приходилось напрягать свою фантазию и домысливать, что из себя представляет космодром, ракета, орбитальная станция. Иногда доходило до курьёзов: я нарисовал ракету в полёте. И вдруг эту картину запрещают к публикации. Никто не объясняет причин запрета: нельзя и всё! И только через несколько лет мне стало известно, в чём дело: оказывается, я угадал очертания ракеты, в частности, стартовые двигатели – «боковушки». А они были засекречены» (из интервью А. Соколова Василию Лавренюку, журнал «Воин России», 2001).
Соколов стал первым в мире художником, который начал рисовать открытый космос, не выходя из своей мастерской. Собственно говоря, первые работы Соколова на космическую тему были чистыми фантазиями автора.
Но Космос стал его любовью и единственной музой. Недаром Соколова называли «патриархом космического реализма».
А начиная с 1965 года, соавтором Соколова стал художник, а по «совместительству» лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза (1965, 1975) Алексей Архипович Леонов (1934-2019, позывной «Алмаз-2»), с которым они встретились 1 апреля на телепередаче «Звёздная эстафета», посвященной успешному завершению полёта на орбиту космического корабля «Восход-2» и первому выходу человека в космическое пространство.
Телепередача «Звёздная эстафета»,1965 г.
Леонов передавал на полотна неземные виды и фантастическую палитру, которую он наблюдал собственными глазами из иллюминатора – атмосферы ж нет, рассеяние спектра минимальное. На борт станций ему удавалось проносить цветные карандаши, так что в основе многих его работ лежат этюды, сделанные с натуры. Соколов же наоборот, рисовал не выходя из мастерской.
Они делились друг с другом знаниями: космонавт — о космосе, художник — о живописи и композиции. У них много совместных работ, где Соколов выполнял работу в цвете по эскизу, сделанному Леоновым в карандаше. Или наоборот. Взаимная консультация и обсуждения, строгая справедливая критика всегда сопровождала их деятельность.
Их работы рассказывают о реальных событиях, увидеть которые не смог бы объектив фотоаппарата. Они созданы союзом фантазии художника и безупречного знания существа дела, в частности космической техники.
А. Леонов, А. Соколов - "Поехали!"
За годы творческого союза Леонов и Соколов выпустили 7 альбомов со своими картинами: «Ждите нас, звёзды!», «К звёздам!», «Звёздные пути», «Космические дали», «Жизнь среди звёзд», «Человек и вселенная-1,2». Картины художников становятся главными экспонатами международных выставок «Время Пространство Человек» журнала «Техника-молодёжи» (подробнее – здесь: Популярнейший советский журнал «Техника — молодёжи» ). Массовыми тиражами издаются наборы открыток с репродукциями полотен Соколова и Леонова (первый комплект почтовых открыток вышел под названием «Космическая фантазия» с предисловием А. и Б. Стругацких), а также почтовые марки с воспроизведением их «космической живописи».
Писатель А. Стругацкий и художник А. Соколов, 1960-е гг.
Дебют тандема в филателии состоялся в марте 1967 года, когда художниками была выполнена серия из 3 марок, посвящённая Дню космонавтики (ЦФА, АО «Марка»). В октябре того же года увидела свет серия из 5 марок «Космическая фантастика» (ЦФА, АО «Марка»), посвящённая освоению Вселенной.
Следующая серия из 6 марок с работами Леонова-Соколова вышла в сентябре 1972 года к 15-летию космической эры (ЦФА, АО «Марка»). В композиционном решении серия эта не была похожа ни на одну из предыдущих их работ. Художественное поле каждой марки было разбито на 2 части: на бОльшей из них изображены достижения советской космонавтики на тот момент, а на другой — будущее космической эры. Марки серии были признаны лучшими марками СССР 1972 года в разделе «Советская наука и техника».
Выходили марки с репродукциями картин художников и в других странах.
Но НФ-живопись давала Соколову возможность не только выразить реальность вымышленного, но и овеществить сами мысли. Это было крайне интересно и увлекательно – вообразить и попытаться передать красками непостижимые миры: ультрафиолетовый или инфракрасный спектр, сферу Шварцшильда вокруг «чёрной дыры», где остановилось время. Или показать надпространство, взрыв сверхновой, центр Галактики…
Увлеченный до фанатизма космосом, он неоднократно бывал в Центре управления полётами, в Звёздном городке, на Байконуре, и везде собирал материал и впечатления для работы.
Андрей приставал с расспросами к космонавтам: какие там краски, какие оттенки у нашей планеты? И большинство из них сходились во мнении, что ближе всего по цветовой гамме живопись русского художника и философа-мистика Николая Рериха, с его насыщенностью чистых и ярких красок. А на шутливые предложения самому слетать на орбиту, художник шутливо сетовал: «Габариты не позволяют. Куда мне в корабль с моим под 2 метра ростом!».
Г. И. Покровский, А. К. Соколов, А. А. Леонов
Поэтому Соколов придумал оригинальную методику: брал карту какого-либо района планеты и рисовал сетку координат с учётом округлости Земли, куда переносил предполагаемый вид этой местности из космоса. Делал несколько эскизов на капроне. А затем просил друзей-космонавтов взять их собой на орбиту и по возможности написать свои замечания. Отсюда и капрон – эскизы можно свернуть, сложить – места они занимали немного, да и не весили почти ничего.
Эскиз дельты Волги, проштемпелеванный на борту орбитального комплекса «Мир».
Потом эскизы возвращались на Землю с пометками космонавтов. Например, экипаж корабля «Союз-32» В.А.Ляхов и В.В.Рюмин (позывной «Протоны»), пролетавшие в 1979 году на станции «Салюте-6» 170 суток, на полях эскиза сделали такую запись: «Хорошо видна облачность, в которой разряды. Отдельные площади облаков – между ними есть просветы. В небольших по площади облаках наблюдаются разряды. В просветах между облачностью видны огни городов и посёлков и даже одиночные огоньки…»
«Протоны»
Таких, побывавших на орбите эскизов, скорректированных космонавтами, было около 70 штук. Потом на их основании уже писались картины.
«— Кому из космонавтов ты давал эскизы?
— Самые первые 2, ещё на «Салют», поднял интернациональный экипаж из СССР и ЧССР — Губарев и Ремек. Вернули эти эскизы тоже члены интернационального экипажа — Климук, Советский Союз, и Гермашевский, Польша. В дальнейшем их возили и Арцебарский, и Березовой, и многие другие. Больше всех сделал в этом плане Ляхов.
— У меня есть фотография, где ты рассматриваешь эскиз с Ляховым и что-то там корректируешь.
— Кстати, то были самые первые эскизы, и он от руки мне написал свои замечания. Потом мы от этой практики отказались: писать очень долго, а у них время летит, натура уходит мгновенно, скорость ведь 8 км/с! Поэтому проще было наговаривать на плёнку, а ещё проще — прямо общаться через ЦУП: мой собеседник в космосе начинает что-то говорить, а я задаю конкретные вопросы. Всё это дало мне возможность достаточно чётко представить, как выглядит наша Родина из космоса» (из интервью А. Соколова Александру Кулешову, журнал «ТМ», 2001).
Эскизы А. Соколова, побывавшие в космосе на станции «Мир»
Его рисунки темперой (водяная краска на основе порошков) на картоне, и полотна, написанные маслом на холсте, отличает подробная пропись деталей конструкции космических кораблей, космических пейзажей и явлений. Некоторые полотна художника представляют собой как бы сериалы: этапы строительства космической станции, высадки на Луне, Марсе, Венере, спутниках планет.
Соколов не ставил перед собой, как писатели-фантасты, задачу создавать картины-предсказания, изобразить то, что увидят космонавты в ближайшем или отдалённом будущем. Его задача была — создать свой мир, увидеть хотя бы в воображении многообразие Вселенной, расширить представление о ней и возбудить воображение, заставить человека задуматься, поразиться и представить себя в Мире, как его частицу.
Его картины вызывают самые разнообразные чувства и мысли: вот он какой, Космос — грозный, величественный, слепящий! Земные корабли висят над дикими, нечеловеческими пейзажами, механизмы оставляют следы в пыли непостижимых планет, а люди стоят на скалах и смотрят в разноцветное марево, таящее загадки, ждущие своих разгадок.
У художника было великолепно развито пространственное воображение. На его картинах – диковинные, фантастические конструкции – творения далёких потомков. Неизвестно, что это за сооружения, можно лишь догадываться, каким целям они служат, но в их странных поворотах и неожиданных формах чувствуется целесообразность, мощь и разумность их создателей. Цветовые контрасты, непривычные и кажущиеся неправдоподобными, подчеркивают странность пейзажей, и в их бросающейся в глаза чуждости чувствуется богатая фантазия.
Соколов широко пользовался цветом для создания у зрителя впечатления незнакомости материалов, из которых изготовлены изображённые на картинах естественные и искусственные объекты. Красноватый отблеск Марса на поверхности его древнего спутника, зелёный блеск Сатурна, озаряющий скафандры космонавтов, жуткие жёлто-багровые трещины в коре остывающей звезды, яркий фиолетовый рассвет над неведомой планетой с её кристаллической растительностью – всё это будоражит воображение и зовёт зрителя туда, «на место».
Фантазия художника открывала необычайные миры – яркие и грозные, страшные и радостные, недоступные, но уже покорённые человеческим воображением. Первые же его картины, опубликованные в различных журналах (бОльшей частью — в «ТМ»), обратили на себя внимание, как у нас, так и за рубежом.
Отличной рекламой Соколову послужила репродукция его картины «Красный вечер», помещённая на суперобложке 1-го и 2-го изданий монографии советского астрофизика Иосифа Шкловского «Вселенная, Жизнь, Разум» (М.: Издательство АН СССР, 1962, 1965), написанной и изданной к 5-летнему юбилею запуска первого ИСЗ. Картина была подарена художником академику, президенту АН СССР М.В. Келдышу — главному теоретику советской космонавтики и инициатору издания труда Шкловского.
За долгие годы Соколов стал своим в отряде космонавтов. По-мужски обаятельный, прекрасный рассказчик и собеседник, он имел там массу друзей и знакомых. Среди них — космонавты В.И. Севастьянов, П.И. Климук, В.А. Джанибеков, Г.Т. Береговой, основоположник советского ракетного двигателестроения инженер-конструктор В.П. Глушко.
«— Кстати, среди космонавтов есть ещё один прекрасный художник, с которым мы организовывали совместные выставки. Это Владимир Джанибеков (позывной «Памир-1»). Правда, если я сторонник космического реализма, то он явно тяготеет к космическому символизму. На одной из его картин запечатлён момент старта ракеты и мощные клубы огня и дыма завиваются в форме конских голов. Работа называется «Поединок». Дело в том, что мощность космического корабля «Восток», например, составляла 1 млн. 200 тыс. лошадиных сил. Вот эти «лошадиные силы» и ведут на картине Джанибекова отчаянный поединок с земным притяжением» (из интервью В. Лавренюку).
В 1990-х гг. Андрей участвует также в совместной работе с американским «космическим» художником Робертом Т. МакКоллом (1919-2010). В 1981 году в альбоме «Жизнь среди звёзд» появляется несколько их работ на тему американских исследований в космосе.
Творчество Соколова оказало влияние на работу и других деятелей науки и культуры. Именно под влиянием его картины «Лифт в космос» (как многие считают) знаменитый американский писатель-фантаст Артур Кларк (подробнее – здесь: Великий Мечтатель. К 101-й годовщине со дня рождения Артура Кларка) написал книгу «Фонтаны рая» (1979). А советский писатель Иван Ефремов (подробнее – здесь: Иван Ефремов) посвятил художнику рассказ «Пять картин» (1965). Даже астронавт «Аполлона»-11 Эдвин (Базз) Олдрин, посетивший в 1969 году Луну, мечтал посмотреть его картины, что называется, «вживую».
«– Что поразило меня больше всего – это буйство воображения! – воскликнула Та.– Ведь они ещё ничего не могли видеть в космосе, исключая свою собственную планету, конечно, да ещё Луну. Но смотрите, как многое здесь передано верно. Какое вдохновение мог получить этот землянин, который не был никогда на других планетах, и он мог написать на картине то, что реально люди увидели лишь сотни лет спустя!» (И.А. Ефремов «Пять картин»).
Его работы висели в кабинетах крупных советских учёных. Выставки произведений, первая из которых состоялась ещё в 1955 году в Москве и Ленинграде, пользовались большим успехом.
Летчик-космонавт П.И. Климук и А.К. Соколов. Конец 80-х гг.
Ст. сотрудник Московского планетария В.К. Луцкий -открытие выставки картин А. Леонова и А. Соколова в зале Союза Художников РСФСР 25 августа 1968 г.
Полотна художника выставлялись в музейном комплексе Смитсоновского института/Smithsonian Institution (Вашингтон, США), в Галерее старых мастеров (Дрезденская картинная галерея)/Gemäldegalerie Alte Meister (Дрезден, Германия), музеях Берлина, Токио, а также многих городов бывшего СССР и России.
Работал художник и в области общественно-политического плаката, известен, прежде всего, плакатами на тему, естественно, космоса: «Советский Союз прокладывает человечеству путь в космос!» (совместно с Народным художником Украины А.А. Горпенко, 1963). Тиражные плакаты Соколова находятся в Мемориальном музее космонавтики (ММК), частных коллекциях.
Музой, другом и соратником художника, как шутил он, «министром внутренних дел» семьи больше 40 лет являлась его жена – Нина Филипповна Лапунова, актриса, искусствовед, автор статей и монографий о художниках XIX века и современности. Не будь её рядом, возможно, он так и остался бы архитектором.
На снимке (слева направо) Нина Лапунова летчик-космонавт Владимир Ляхов, журналист из ГДР Питер Трог, художник Андрей Соколов и аспирантка Института этнографии АН СССР Татьяна Таболина. 1980 г.
Близ д. Сосенки, что на Вилейском водохранилище в Минской области Беларуси, где они с женой не один сезон отдыхали у друзей, Андрей построил себе дом, в котором можно было жить круглый год. Дела держали его в Москве, но как только выдавалось время – художник сразу направлялся туда, благо в доме была и мастерская, где можно было работать.
Дружил Андрей со многими белорусскими коллегами, которые неоднократно гостили у него в Сосенках, а он бывал в их творческих мастерских. Особая дружба связывала его с Народным художником Беларуси, «космическим скульптором» (среди его героев – почти весь Звёздный городок, а также представители разных стран, побывавшие на орбите по программе «Интеркосмос») Иваном Миско (род. 1932) и художником-графиком и живописцем, Академиком Национальной АН Беларуси и Академии художеств СССР, Народным художником Беларуси Георгием Поплавским (1931-2017).
Иван Миско за работой над скульптурным портретом Андрея Соколова
Кстати, и последняя прижизненная выставка А.К. Соколова прошла именно в Беларуси – в музее райцентра Вилейка.
А.К. Соколов с супругой на выставке в Вилейке. 2001 г.
А последнюю свою картину, посвященную советской орбитальной станции, нашедшей свою кончину в Тихом океане, художник написал в 2001 году.
«— Трагической ошибкой считаю решение затопить в океане орбитальную станцию «Мир». Россия не смогла найти 200 млн. долларов на её обслуживание и потеряла намного больше денег, учитывая дорогостоящее оборудование на станции, прибыль, которую она могла принести в будущем.
Недавно я закончил работу над картиной, которую назвал «Убийство». На ней отображён момент гибели в атмосфере Земли последней российской, точнее, советской орбитальной станции «Мир». Станции, на которой мы были единственными хозяевами, которая символизировала нашу мощь и достижения. С нами вынуждены были считаться во всём мире... Всё это, похоже, остаётся в прошлом…» (из интервью В. Лавренюку).
Советский космос стал Историей, и гибель «Мира» поставила в ней точку.
«— Ты назвал картину «Убийство», а, скажем, не «Затопление станции».
— Убийство и есть убийство. Когда человек умирает своей смертью, то значит, человек умер, а если его вынуждают это сделать, то значит, его убили. И станцию убили, а не умерла она.
— Убийство — потому что помогли умереть?
— Заставили!» (из интервью А. Кулешову).
А. Соколов "Убийство"
Был и ещё один момент, отражённый как в истории, так и в работе Соколова.
«— На одной из ваших картин изображён момент водружения в космосе над орбитальной станцией «Мир» Государственного флага Советского Союза. Это реальный факт или вы его придумали?
— Реальный. Помните, в марте 1991 года состоялся референдум о сохранении Советского Союза. Большинство населения страны сказали «да» Союзу. А в начале июня на орбитальную станцию отправлялись космонавты Арцибарский и Крикалёв. Они решили отметить знаменательное событие. Купили в магазине обычный советский флаг, который вывешивается по праздникам у входа в государственные учреждения, и взяли его с собой на борт космического корабля. В полёте во время одного из выходов в открытый космос они водрузили кумачовое полотнище, предварительно взятое в рамочку (в космосе ведь нет воздуха, и знамя не может развеваться), на самую макушку 14-метровой фермы.
Около года флаг несуществующей уже страны реял над орбитальной станцией. Со временем он стал разрушаться: сказывались резкие перепады температуры, радиация, космическая пыль... Я попросил очередной экипаж снять полотнище и доставить его на землю. Но просто так выйти в космос космонавт не может. Это сложнейшая операция. Наконец, за борт орбитальной станции вышел работать Толя Соловьёв. Я как раз тогда был в Центре управления полётом и спрашиваю: «Толя, как там флаг?» «Осталось 2 нитки», – последовал ответ. Флаг растворился в вечности. Вместе с великой страной, открывшей миру путь к звёздам.
А может быть, это к лучшему? Он не был, как в Кремле, спущен и навечно остался на орбите» (из интервью В. Лавренюку).
Последовавшая вскоре тяжёлая болезнь уложила художника в кровать, и 16 марта 2007 года Андрей Константинович Соколов скончался на 76-м году жизни.
Награды и премии А. Соколова:
1982 — Народный художник РСФСР – за особые заслуги в развитии живописи, графики, декоративно-прикладного искусства;
1979 — премия Ленинского комсомола — Учреждена Постановлением Бюро ЦК ВЛКСМ от 28.03.1966 г., присуждалась в 1966 -91 гг. молодым авторам, членам ВЛКСМ, за выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры, лицам, проявившим творческую инициативу — за книгу-альбом «Человек и Вселенная» (совместно с А. Леоновым, 1976);
Золотые медали: «Имени С.П. Королёва» — присуждается Российской АН (до 1991 г. — Академией наук СССР) с 1967 г. за выдающиеся работы в области ракетно-космической техники и «Имени Ю.А. Гагарина» — медаль Международной авиационной федерации (FAI), учреждена в 1968 г., вручается космонавтам и астронавтам за вклад в освоение космоса
Источники:
Вадим Лапунов «Андрей Соколов: у истоков космической живописи» («Культура», 04.12.2012);
https://www.postkomsg.com/culture/196798/;
https://fantlab.ru/art2122;
https://obiskusstve.com/2382670195326716848/shedevry-zhivopisi-kosmicheskaya-fantastika-sokolova-a-k/
https://bob-many.livejournal.com/417353.html;
https://youtu.be/4IPi54Ms1J4;
https://pikabu.ru/story/andrey_sokolov_i_aleksey_leonov__klassiki_fantasticheskoy_zhivopisi_3887686https://tramvaiiskusstv.ru/plakat/spisok-khudozhnikov/item/139-sokolov-andrej-konstantinovich-1931.html;
http://scifiart.narod.ru/;
https://epizodsspace.airbase.ru/bibl/tehnika_-_molodyoji/2001/2/00_6-8.html
https://pikabu.ru/story/edinstvennyiy_i_unikalnyiy_v_mire_soyuz_khudozhnika_i_kosmonavta_andrey_sokolov_i_aleksey_leonov_7649137;
http://www.fandom.ru/inter/lavrenyuk_1.htm .
https://fantlab.ru/art2122
6 комментариев
3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Потрясающие работы! если бы сейчас выпустили альбом с рисунками Соколова, то я бы купила, отцу подарила бы.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена