Топим «Ветер»: зачем американцы уничтожили десятки воздушных машин из-за одной семьи?
Шёл 1975 год. Война во Вьетнаме близилась к завершению, и американцам нужно было заняться эвакуацией своих граждан – преимущественно дипломатов.
К слову, операция с громким названием «Порывистый ветер» считается чуть ли не эталонной. Но где та тонкая грань между быть и казаться, если для спасения одной единственной семьи военные ничтоже сумняшеся потопили десятки крылатых машин, каждая из которых тянет на немалую сумму?
Изначально было разработано несколько вариантов вывоза граждан: обычные коммерческие рейсы, военные самолёты, корабли и, как запасной, вертолёты. Но почему именно к этому варианту в итоге обратились при самой малой вместительности по сравнению с остальными?
По утверждению очевидцев, виноват был один единственный человек – посол в Южном Вьетнаме Грэм Андерсон Мартин. Он очень боялся паники среди населения и был твёрдо уверен, что враг не пройдёт, ибо американская армия несокрушима. Тянул с эвакуацией.
Святая вера сохранялась у посла и после того, как 28 апреля вьетнамцы разбомбили авиабазу Таншоннят вместе со всей располагавшейся на ней техникой.
Видимо, посол не поверил в донесение, поскольку сам отправился лично убедиться в этом. И только поняв, что эвакуация на самолётах теперь невозможна, согласился на план с вертолётами.
Но то ли господин Мартин суеверным был, то ли просто отличался от природы ослиным упрямством. Но когда военные попросили спилить дерево, росшее во дворе посольства и мешавшее посадке крылатой машины, то он упёрся рогом и категорически отказался, видя в деревце сакральный символ непобедимости американской армии.
Он ещё и довёл до белого каления пилота, прибывшего посла вывозить, отказываясь покинуть резиденцию. Дескать, иду на дно вместе с кораблём, как настоящий капитан. Но вместо себя Мартин отправлял беженцев, понимая, что как бы ни психовал пилот, за послом – важной шишкой он будет возвращаться раз за разом.
Вертолёты набивались людьми так плотно, что напоминали банки со шпротами. И с трудом поднимались над землёй, больше ползя, нежели летя в воздухе.
В итоге пилота накрыло. Но его можно понять, ведь песня «начинай сначала» с отказом посла погрузиться на борт исполнились 14(!) раз. И он сослался на несуществующий приказ президента не улетать без посла. Мартин повёлся и сел в воздушную машину.
В результате организованная эвакуация обернулась волной паники. Народ бежал, используя все возможные транспортные средства, начиная с машин и заканчивая вертолётами и самолётами, которые страстно желавшие жить попросту угоняли. И что в итоге? Из-за упрямства посла эта техника приземлялась ровно на те же авианосцы, куда прилетали и военные. И операция «Порывистый ветер» завершилась тем, что полезные дорогостоящие летательные аппараты, угнанные для спасения, приходилось банально топить. Поскольку места для посадки новых просто не оставалось. А некоторые топили вертолёты прямо на подлёте и смиренно ждали спасения.
Но особенно поразительной в этой истории стала подыстория майора Ли Бынга. Военный раздобыл малюсенький самолётик Cessna O-1, погрузил своё немаленькое семейство – супругу и 5 детей и рванул навстречу свободе.
Удача улыбнулась вояке, ведь через полтора часа он обнаружил в море американский авианосец «Мидуэй». Из-за отсутствия альтернативы (а топлива оставалось буквально на час) нужно было садиться. Но поймать нужную радиочастоту и предупредить об этом майор не смог. И попытался сбросить записку. Первые две упорхнули в море, и только третья, предусмотрительно закреплённая на пистолет, достигла цели. В ней было написано следующее:
Можете ли вы передвинуть вертолёты на другой борт? Я могу приземлиться на полосу, могу лететь ещё 1 час, времени на перемещение достаточно. Пожалуйста, спасите меня. – Майор Ли Бынг, жена и 5 детей.
Лоуренсу Чамберсу – капитану авианосца пришлось принять невероятно тяжёлое решение. И он выбрал людей, отлично осознавая тот факт, что если самолёт сядет на воду, то эвакуировать всех людей просто физически не успеют.
Он отдал приказ сдвинуть столько машин, сколько возможно. А с остальных выгрузить всё ценное и сбросить их за борт. По возвращении Чамберс ожидаемо готовился к трибуналу. Ведь ради спасения людей в море отправилось 65 млн долларов современными деньгами.
Но это ещё не все проблемы. Дело в том, что даже крохотной «Цессне» требовалось порядка двух сотен метров для приземления и остановки. А корабль был сам длиной около 300 метров. Поэтому малейшая ошибка в расчёте могла стать фатальной.
Для компенсации нехватки длины судну нужно было идти с предельной скоростью. Тогда относительная скорость самолёта была бы ниже, и он получил бы запас для приземления и торможения. Но плюс ко всему капитан незадолго до этого дал приказ частично отключить двигатели. Пришлось подключить дизельные моторы, предусмотренные для форс-мажорных ситуаций. Природа смилостивилась хотя бы в том, что ветер был встречным и немного затормозил самолёт.
Ли Бынг остался жить в США навсегда, а его самолёт поместили в музей
Чемберса под трибунал не отдали. Он продолжил карьеру, в которой добился серьёзных успехов. Впоследствии капитан вспоминал об инциденте со словами:
Когда у мужчины хватает смелости посадить всю семью в самолёт и так отважно сбежать, вы обязаны пойти им навстречу и позволить им приземлиться.
А как бы вы поступили, окажись на месте капитана в подобной ситуации?
Источник:
17 комментариев
3 года назад
Один народ! Но оин реальные герои, а другие трусы. Имея авиацию, технику, оружие. образцы и подобие, драпали без оглядки! Легендарные кадры где улицы Сайгона завалены военной формой южан. Брошенная техника. Сочинили какую то сказку.... Американцы забрали своих и
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
как то звучит ....
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Даже уже не вспоминают, как они эпичненько из Афгана съё*бывали, отстреливая вместо тепловых ловушек тушки местных жополизов.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена