Как появилось традиционное воинское приветствие
В Англии первой половины 18-го века для офицеров было нормой целовать друг друга при встрече. Это называлось «французский салют». Потом от такого неоднозначного приветствия отказались и, постепенно, оно трансформировалось в привычное для всех прикладывание ладони к головному убору.
«Французский салют» вошёл в моду в 1740 году. Но быстро стал спорным - офицерам было как-то некомфортно целовать мужиков в щёчку и считать это приветствием. Вместо этого стали поговаривать о староанглийском приветствии - снятию шляпы. Неприязнь к французскому способу даже выразили в стихах:
«За ваш лобзающий салют, я от души благодарю. Но, будьте так добры, и впредь, не практиковать его на мне. Я величайшей милости прошу, чтоб ваши поцелуи, сэр, не запечатлелись бы на мне, нигде и никогда вообще».
Так и остановились на снятии головного убора. В целом, это было такое же приветствие, как и у солдат перед офицерами: рядовой снимал головной убор двумя руками и кланялся отведя глаза. Тут была другая загвоздка - от этого форма треуголки быстро терялась и пачкалась её белая тесьма. В конце Семилетней войны майор Далримпл из Королевского шотландского полка в 1762 году приказал:
«Поскольку ничто так не уродует шляпы и не пачкает тесьму, как снятие шляп, на будущее рядовые должны бодрым поднятием рук, только прикасаться к ним тыльной стороной ладоней, когда они проходят мимо офицера. Если же они имеют возможность снять шляпы полностью, это должно быть проделано с большой осторожностью!!!»
Это первое упоминание о приветствии ладонью тыльной стороне к себе. По поводу новшества тут же разгорелись жаркие споры: одни утверждали, что это правильно, другие настаивали на том, что нужно продолжать снимать головной убор.
Например, комендант лагеря Коксхит в 1778 году издал приказ: «Все солдаты в этом лагере, когда они проходят сами или мимо них проходит офицер, будут снимать перед ним свои шляпы в два энергичных движения».
А спустя три года командир 62 полка распорядился: «Каждому солдату поднимать правую руку ловко сбоку от шляпы». Это гарантировало, что воин не повредит кокарду на головном уборе.
Вместе с этим шли дебаты о солдатах, носящих гренадёрки и кожаные каски с налобником (гренадёры, лёгкая пехота и барабанщики). Тут сошлись на том, что солдат должен поднимать руку к головному убору при виде офицера и опускать её, когда тот проходил мимо. У гринадёров такое приветствие было и раньше, например, в наставлении от 1727 года сказано о церемониале метания гранаты:
«Очень хороший впечатление, как на зрителей, так и на исполнителей, подготавливая последних к выполнению упражнения с энергией, бодростью и точностью, в которых заключается главная красота упражнения. Движения следующие: Сначала гренадеры быстро поднимают правые руки к передней части головного убора, затем говорят 1,2 (пауза на счет два) и опускают их вниз со шлепком по подсумкам, со всей бодростью, какую только можно себе представить».
Со временем в британской армии сменили треуголки на двууголки, а затем и на кивера. Ко времени окончания Наполеоновских войн все солдаты и офицеры перешли на приветствие поднятием тыльной стороной правой ладони к головному убору. С 1814 года все в армии прикладывали ладонь горизонтально. Но в 1859 году офицеров обязали держать ладонь вертикально, а в 1870-м рядовые получили приказ держать ладонь «плашмя», тыльной стороной к себе. Так подчёркивалось различие между рядовыми и офицерским составом. Эта особенность продержалась сорок лет, а в 1899 году офицерам приказали козырять так же, как и рядовым.
Источник:
4 комментария
3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена