Станция “Мир” - гордость нашей космонавтики или тяжкий груз, от которого нужно было избавиться?
Двадцать четыре года назад завершилась совместная программа России и США «Мир» - «Шаттл», в рамках которой российские космонавты доставлялись на “Мир” шаттлами, а астронавтам предоставлялось право работать на станции и проводить научные эксперименты.
Спустя три года, в 2001 году, в ночь на 23 марта, орбитальную станцию свели с орбиты и затопили в водах Тихого океана. С тех пор прошел 21 год, но и сегодня не угасают споры о том, было ли решение прекратить обслуживание “гордости отечественной космонавтики” правильным. Предлагаем вспомнить, что это была за станция, и попытаемся разобраться, почему ее решили затопить.
Разработка станции
Разработка станции “Мир” началась в 1976 году в конструкторском бюро ОКБ-1 (сегодня РКК «Энергия»), и по замыслу проект должны были закончить через три года. Однако в силу технических, финансовых и политических причин строительство орбитального дома растянулось на 10 лет. В итоге станцию собрали тогда, когда расчетный срок ее эксплуатации был уже значительно превышен.
По своему внешнему облику и габаритам новый комплекс напоминал своих предшественников - «Салюты», однако кое-какие отличия все же были.
Во-первых, “Мир” оснастили совершенно революционной для того времени стыковочной системой с шестью узлами - вместо привычной системы "Игла", долгое время (и зачастую неудачно) обеспечивающей стыковку «Союзов» с «Салютами», установили систему "Курс". Новая технология на протяжении 15-ти лет помогала всем экспедициям без каких-либо проблем добираться до конечного пункта.
Во-вторых, основной элемент комплекса - базовый блок - был разработан таким образом, что станция в составе даже одного только этого элемента могла выполнять все необходимые функции и обеспечивать длительное пребывание экипажа на борту. Внутри блока были размещены каюты для космонавтов, отсек, где экипаж мог соблюдать личную гигиену, велотренажеры, инструменты для измерения массы тела, люки для перехода в другой модуль, шлюзовая камера для сброса мусора, ну и, конечно, центральный пост управления.
В 1986 году на орбиту был выведен базовый блок, а в течение следующих десяти лет к нему присоединили 5 модулей: “Квант” (1987 г.), “Квант-2” (1989 г.), “Кристалл” (1990 г.), “Спектр” (1995 г.), “Природа” (1996 г.) с приборами для наблюдения за атмосферой и земной поверхностью.
Надо сказать, комплекс получился габаритным: его вес со всеми модулями составил 140 тонн, это сделало “Мир” крупнейшим космическим объектом. Орбитальный дом, построенный еще в СССР, стал первой в мире космической станцией модульного типа, а также единственной в мире воздушной лабораторией, внутри которой можно было проводить наблюдения и эксперименты, необходимые для разгадок тайн Вселенной.
За пятнадцатилетнюю историю на “Мире” побывало около ста космонавтов из двенадцати стран мира, было проведено более 20 000 опытов, выполнено около 80 выходов в открытый космос, произведена стыковка порядка 100 космических кораблей типа “Прогресс” и “Союз”. Но также за это время на станции были зафиксированы тысячи неполадок и неисправностей.
Закончил орбитальный комплекс свой путь в начале XXI века, проработав в три раза больше установленного срока.
Зачем затопили станцию “Мир”
23 марта 2001 года “Мир” свели с орбиты. Большая часть комплекса сгорела при входе в атмосферу, до земли смогли долететь чуть более 1000 фрагментов некоторых модулей: обломки с легковой автомобиль упали в южной части Тихого океана, в районе закрытом для судоходства (это место известно как “кладбище космических кораблей”).
Общественный опрос показал, что большая часть россиян выступала против затопления космического комплекса (40% - против, 27% - за, затруднились ответить - 33%), однако каких-то специальных голосований по поводу будущего станции “Мир” власть не проводила и к мнению людей не прислушалась.
Согласно официальному заявлению представителей Росавиакосмоса, главной причиной затопления станции стал “процесс разрушения космического комплекса в результате серии поломок”.
“Не было никакого основания продолжать эксплуатацию "Мира" из-за катастрофического состояния станции: там отказывала радиосвязь, отказывали гиродины, периодически отказывали теплоносители. Были даже такие критические моменты, когда мы просто теряли контроль над станцией во время проведения коррекции орбиты ее полета", - рассказывал в одном из своих интервью Юрий Коптев, экс-директор Росавиакосмоса.
Одни из самых серьезных проблем с комплексом возникли в 1997 году. Сперва на станции случился пожар, который силами космонавтов был потушен, затем во время ручной стыковки произошло столкновение грузового транспортного корабля “Прогресс М-34” с модулем “Спектр”, в результате повредились солнечные батареи, нарушились ориентация и энергоснабжение станции, и модуль пришлось “отрезать” от других отсеков. Тем не менее, стараниями нескольких экипажей, станцию удалось спасти, и она продолжила работать.
Однако есть и те специалисты, мнение которых по поводу принятого решения отличается от официальных заявлений.
Например, академик Александр Железняков в своей книге “Тайны ракетных катастроф” говорит, что уничтожение “Мира” было не просто ошибкой, а самым настоящим преступлением, за которое "когда-нибудь кто-нибудь да ответит".
“Да, комплекс был стар и физически, и морально. Но он был единственным нашим плацдармом в космосе, куда мы могли летать без оглядки на «заокеанского дядю». Совершающая ныне полет МКС, какой бы совершенной она ни была, не может заменить «Мир». Затопление комплекса далеко отбросило нашу космонавтику, лишив ее возможности движения вперед”
Есть и скрытая причина. Правда, о ней мало говорят в СМИ, но все же иногда она мелькает на виртуальных страницах интернет-изданий. Это финансовая проблема.
Параллельно с разработкой первой станции модульного типа “Мир” планировалась разработка и другой станции, “Мир-2”, которая в 1995 году должна была бы сменить своего предшественника. Однако проект станции четвертого поколения реализован не был из-за финансовых трудностей. Российские специалисты успели построить для нового комплекса только базовый блок “Звезда”. Вместо создания “Мир-2” Россия переключила внимание на будущую МКС, превратив базовый блок “Звезда” в служебный модуль своего сегмента, это было дешевле, чем создавать целую новую станцию.
Уничтожение “Мира”, срок эксплуатации которого вышел к 1995 году, власти решили отложить до тех пор, пока финансированием станции занималось США. Между РФ и Америкой была договоренность: в обмен на финансовую поддержку американским астронавтам предоставлялся доступ на космическую станцию, где они могли получить огромный опыт пребывания в космосе, а также отработать некоторые технологии для будущей МКС.
В 1998 году США перестали оказывать помощь в поддержке комплекса из-за политических разногласий с нашим государством, и Россия просто не смогла потянуть “Мир” (орбитальный комплекс обходился правительству в $ 200 млн в год). В середине 1999 года руководство российской космической отрасли приняло решение перевести станцию в автономный режим, законсервировать ее и через два года затопить в Тихом океане.
Можно ли было спасти орбитальный комплекс?
“Орбитальный комплекс “Мир” задумывался как новая ступень в освоении космоса. Как постоянно наращиваемый модулями город”, - в одном из своих интервью рассказывал Олег Бакланов, экс-министр ракетно-космической отрасли СССР, «отец» нашей космической станции.
По мнению некоторых ученых, станцию “Мир” можно было спасти. Ведь на ней изначально была предусмотрена возможность замены модулей. Необходимо было построить новые модули с современным оборудованием и заменить на них старые. Да и в конце 90-х группой российских конструкторов была предложена уникальная технология - электромагнитные двигатели, которые смогли бы за счет постоянного взаимодействия с магнитным полем Земли удерживать станцию на орбите длительный срок.
Также была возможность продать станцию Ирану, но правительство России от этой идеи отказалось, так как посчитало, что Иран будет использовать комплекс в военных целях. В 2000 году Росавиакосмос заключил соглашение с частной компанией MirCorp, по которому “Мир” мог использоваться в коммерческих целях. На обслуживание станции корпорация потратила чуть более $40 млн. На эти средства к комплексу смогли слетать корабль “Союз ТМ-30” с экспедицией и два грузовых корабля для проведения научных исследований. Сотрудничество государства и частной фирмы могло продолжаться и дальше, ведь планировалась даже отправка туристов на “Мир”, но власти усомнились в способности MirCorp продолжать финансировать проект, и переговоры свернули.
Космонавт Георгий Гречко однажды признался, что станцию “Мир” нельзя было списывать со счетов. Комплекс постоянно обновляли, чинили и приводили в порядок. По мнению космонавта, станция могла нормально работать еще, как минимум, три года, хотя члены экипажей все чаще занимались на борту станции не научными исследованиями, а ремонтными работами. Георгий Гречко в интервью “Собеседнику” сравнивал “Мир” с обычным автомобилем, на который дается гарантия на два года - “а после хорошего ремонта машина будет на ходу гораздо дольше, чем два года”.
Post Scriptum
Что бы было с нашей космонавтикой, если бы не ликвидация советского, а затем российского модульного комплекса? Возможно, мы довели бы его до совершенства и ставили на его борту такие научные эксперименты, которые далеко бы продвинули нас в понимании Вселенной.
Можно ли сказать, что затопление в Тихом океане станции “Мир” - это технический откат назад? С уничтожением орбитального комплекса Россия оставила свои лидирующие позиции в космонавтике и отдала их на откуп другим странам, которые медленно, но верно реализуют свои космические программы, ставят амбициозные цели и постепенно достигают их. Из некогда могущественной космической державы наша страна превратилась в некого “извозчика”, предоставляющего услуги по доставке в космос. Куда приведет нас такой путь?
Определенно, станцию “Мир” нужно считать национальной гордостью, которую мы потеряли.
Источник:
8 комментариев
3 года назад
1. Мы уговариваем себя, что есть ещё надежда.
2. Мы бьём дохлую лошадь сильнее.
3. Мы говорим: «мы всегда так скакали».
4. Мы организовываем мероприятие по оживлению дохлых лошадей.
5. Мы объясняем себе, что наша дохлая лошадь гораздо лучше, быстрее и дешевле.
6. Мы сидим возле лошади и уговариваем её не быть дохлой.
7. Мы покупаем средства, которые помогают быстрее скакать на дохлых лошадях.
8. Мы
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Нувориши страну только растаскивали.
Да почитай к каждой семье голод был ближе чем она))
Даже не подмигивал из ночного неба, как та станция, а прямо загораживая свет смотрел в окно, и в двери царапался..
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена