Пищаль "Инрог"
в собрании Петербургского музея артиллерии есть пищаль "Инрог",
Если "Троил" - самая именитая пушка в собрании Московского кремля, то на звание такой же в собрании Петербургского музея артиллерии претендует пищаль "Инрог", судьба которой сложилась гораздо драматичнее.
Появление орудия связано опять с подготовкой большой похода. В 1577 году царь Иван Васильевич попытался переломить ход Ливонской войны в пользу России, заняв всю спорную территорию Ливонии и продиктовав своим противникам (Речи Посполитой и Швеции) выгодные условия мира.
Для похода в полную силу заработал московский Пушечный двор, главным мастером которого был ещё молодой Андрей Чохов. В начале 1577 года гигантская проломная пищаль была готова. Пищаль весит 450 пудов (7436 кг), ствол в длину достигает 7 аршин и 4 вершка (516 см.). Железные ядра весили 68 фунтов или гривенок (примерно 27 кг). Ширина ствола составляла 8,5 дюймов (216 мм)
На пищали размещалось изображение единорога и надпись: "Божией милостью, повелением государя царя, великого князя Ивана Васильевича всея Русии, зделана сия пищаль Инрог в лето 7085, делал Ондрей Чохов".
В 1577 году пищаль применялась в Ливонском походе, принимая участие в обстреле стен ряда орденских замков. Она была не самым крупным артиллерийским орудием даже среди проломных пищалей на колесном ходу, больше её была пищаль "Орёл" с ядрами по 100 фунтов. Кроме того в осадном парке по прежнему использовались гигантские бомбарды, стрелявшие каменными ядрами.
Поход прошёл успешно, но вот ожидаемый перелом в войне не состоялся. Напротив, со следующего года началось постепенное контрнаступление противник Русского государства. К этому времени основная часть осадного парка был из Ливонии вывезена через Псков в Москву.
Находясь в Москве на Пушечном дворе "Инрог" пережил Смутное время. Источники не упоминают случаев использование артиллерии в боях. Единственным возможным примером применения "по назначению" мог быть обстрел Кремля и Китай-города во время осады Москвы войсками Второго ополчения.
После Смутного времени, учитывая вывод из осадного парка бомбард, "Инрог" стал самым большим орудием готовым к применению. Неудивительно, что он "возглавил" русскую артиллерию, направленную под Смоленск в 1633 году. Тяжелые проломные пищали были отправлены из Москвы только в январе "по зимнему пути" и 4 марта прибыли к стенам осаждённой крепости.
Для перевозки пищали "Инрог", вес которой со станком составлял 860 пудов (почти 14 тонн) предназначалось 74 подводы: "«Пищаль Инрог, ядро пуд 30 гривенок, на волоку, весу в теле 450 пуд, в волоку весу 210 пуд. Под нею 64 подводы. Да к той же пищали Инрогу стан с колесы, в нем весу 200 пуд, под ним 10 подвод»".
Три самые крупные пушки были установлены на батарее против Антипинской башни. Огонь их с расстояния в 300 метров стены и башни долго выдержать не могли. Частично положение осаждённых облегчалось нехваткой боеприпасов, из-за чего огонь осадной артиллерии был не столь активен.
Тем не менее, огнём с батареи и подкопами были разрушены две башни (Антипинская и соседняя Грановита) и значительная часть стены между ними. Правда проведённые штурмы 26 мая и 10 июня завершились неудачей.
После подхода королевской армии на выручку, уже русские войска оказались в осаде. Орудия переключились на обстрелы расположений вражеской армии. Выделить здесь роль именно "Инрога" трудно, но польские источники отмечают русскую 8-орудийную батарею, где располагались пушки калибром до 60 фунтов. Возможно среди них был и "Инрог". Ядра этой батарея доставали до главного лагеря и одно даже поразило королевскую палатку, разбив камин.
Положение русских войск ухудшалось. 20 сентября вся артиллерия была сконцентрирована в главном лагере, продолжая изредка вести огонь. Но в итоге 24 февраля русская армия капитулировала и все орудия достались полякам в качестве трофеев. В 1649 году упоминалось как трофейная пушка "Jednoroziec" в варшавском арсенале.
В 1703 году Эльбинг был захвачен войсками Карла XII и пищаль была перевезена в Швецию, где уже находилось немало русских крупных орудий, в том числе авторства Чохова. На стволе появилась новая надпись на шведском языке: "с Божие помощью королем Карлом XII взята в городе Эльбинге 3 декабря 1703 года"
К счастью его миновала судьба большинства русских трофеев и в 1723 году она была привезена в России шведским купцом Иоганном Примом. Пушку при этом пришлось распилить на три части. За это купец получил от Петра I оплату в размере 7 рублей за пуд. В России она была спаяна в единое целое пушечным мастером Семеном Леонтьевым
В XIX столетии орудие на специально изготовленном декоративном лафете располагалось перед входом в здание Главного артиллерийского управления на Литейном проспекте. Сейчас пищаль занимает место в постоянной экспозиции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.
Источник:
1 комментарий
2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена