«Блокадный дневник». Фильм о мёртвом Ленинграде и зомби-блокадниках
Ленинград, февраль 1942 года. Женщина по имени Ольга (Ольга Озоллапиня) лежит на кровати, закутавшись в несколько слоёв одежды, и отчаянно молится под звуки артиллерийской канонады. Взрывы прекращаются и Ольга встаёт с кровати, у неё сегодня много дел: нужно дотащить до морга тело мужа, скончавшегося пару недель назад, и дойти до отца, живущего на другом конце осаждённого города. Женщина не уверена, что ей хватит сил на такое путешествие, ведь от голода она едва переставляет ноги. Но жить Ольге особо не хочется, так что она отправляется в путь.
Фильм Андрея Зайцева «Блокадный дневник» вызвал негодование отдельной части зрителей ещё летом 2020 года, когда в интернете появился его трейлер, в котором похожие на зомби блокадники бездумно брели к рассыпавшимся по снегу буханка, нестройно блея «Хлеееб». Режиссёр специально предупреждает в начале картины, что «все ситуации и персонажи реальны, они имели место быть и не являются художественным вымыслом».
Этот фильм основан на дневниках Ольги Берггольц и воспоминаниях других блокадников, но даже если помнить это, некоторые сцены, открывающиеся взору бредущей через закованный в лёд женщины, кажутся злым гротеском. Так, люди из показанной в трейлере очереди за пайком продолжают стоять в этой самой очереди даже когда их район отвергается артобстрелу и, когда рядом с ними разрывается бомба, женщина, потерявшая от взрыва руку, плачет и причитает из-за того, что в этой руке у неё были талоны на хлеб.
Зайцев мельком показывает множество индивидуальных трагедий: вот одуревший от голода мужчина, бездумно жующий перчатку; а вот соседка, решившая не кормить грудную дочь, потому что троих детей она не вытянет. От обилия страданий на сантиметр плёнки фильма зритель начинает чувствовать себя как и сама героиня — словно обмотанным грязной ватой, притупляющей чувства. Дабы освежить восприятие, режиссёр периодически перебивает чёрно-белые ленинградские эпизоды цветными флэшбеками главной героини. Теряя сознание от голода или усталости, Ольга проваливается во времена, когда всё было хорошо и папа был рядом.
Павел Фартуков в фильме «Блокадный дневник»
Блокадный Ленинград в фильме Андрея Зайцева — это мёртвый город, населённый едва переставляющими ноги живыми мертвецами, почти потерявшими человеческий облик. В этом городе-призраке человек кажется не более чем элементом пейзажа: да, сейчас он бредёт, но через десять шагов силы оставят его, он упадёт и станет одним из многочисленных окоченевших тел, лежащих вдоль протоптанной в снеге тропинки. Становится решительно непонятно, зачем немцы продолжают обстреливать опустевший Ленинград — их действия больше похожи на глумление над трупом, а не на попытки сломить отчаянное, невозможное сопротивление города, который несмотря ни на что держался 872 дня.
Вместе с тем, хочется отметить, что автор вложил в свой фильм правильный посыл, озвучив его устами одного из самых симпатичных персонажей. Зайцев представляет Ленинград как своеобразное Чистилище, пройдя через купель которого мы должны стать новыми, лучшими людьми. Если же не сможем, если забудем про горький урок блокады — то вымрем как динозавры, и не жалко.
По итогам ММКФ «Блокадный дневник» получил главный приз фестиваля и приз зрительских симпатий.
0 комментариев