"Лёд 2": Жёсткая социальная драма об угнетении мужчин в России
14 февраля, в день, который значительная часть населения считает праздником «всех влюблённых», на экраны российских кинотеатров выходит продолжение мелодрамы «Лёд». «Я люблю кино» расскажет, есть ли между первым и вторым хоть какая-то связь.
Шок-сиквел
Первый «Лёд» вышел ровно за два года до второго, 14 февраля 2018 года, и оказался большим кассовым успехом: сборы картины в России превысили бюджет ровно в десять раз, составив полтора миллиарда рублей. По правилам киноиндустрии это означает обязательное продолжение, вот только фильм режиссёра-дебютанта Олега Трофима казался настолько завершённым, что придумать вариант развития сюжета было не так-то просто. Напомним, что в финале картины герои Александра Петрова и Аглаи Тарасовой обрели долгожданное счастье друг с другом, пережив до этого все возможные взлёты и падения, так что для того, чтобы сохранить уровень драмы и при этом избежать самоповторов, нужно было изобрести что-то очень увесистое.
Аглая Тарасова и Александр Петров в фильме «Лёд 2»
Сразу скажем, что в этом создатели преуспели: зрителя, ожидающего позитива и любви (ведь День всех влюблённых на дворе, а на постере сердечко!), с самого начала окатывают ушатом холодной воды. Далее по тексту следуют СПОЙЛЕРЫ, так что тем, кто не хочет с ними знакомиться, рекомендуем пролистать до главы «Что это было?».
Из зачина своего фильма создатели и не делали секрета: уже из трейлеров становится понятно, что героиня Тарасовой умирает, оставляя своего мужа-Петрова наедине с их маленькой дочкой. Это само по себе смотрелось довольно необычно, но суровости добавляет и то, как именно умерла фигуристка Надя Лапшина: она предпочла не говорить супругу-хоккеисту Саше Горину про вероятность столь печального исхода, до конца уверяя его, что с ней всё замечательно, и в результате удар для него оказался максимально болезненным. Но и это было только начало.
Беда не приходит одна
После смерти героини Тарасовой никакой романтической любви вы в фильме не увидите в принципе, так что его выход 14 февраля может объясняться чем угодно (например, днём рождения режиссёра Жоры Крыжовникова), но не «святым Валентином». Вместо этого вас шокируют длительным зрелищем измывательств окружающих над персонажем Петрова и его дочерью.
Александр Петров в фильме «Лёд 2»
Героически собравшись и растя девочку в одиночестве, Саша Горин лишается работы, так как не смог сыграть в финале какого-то турнира, потому что ему не с кем было оставить младенца (его хоккейный клуб даже не сподобился нанять своему лучшему игроку няню). Из-за внезапной и трагической смерти жены герой излишне оберегает маленькую Надю, в результате чего сталкивается со зловещими «сотрудниками опеки». Уже в первый свой визит они зачем-то хотят забрать у него ребёнка, а когда дочка подрастает, всё-таки добиваются своего: героя Петрова в судебном порядке ограничивают в родительских правах после того, как он с девочкой попадает в аварию (такому вердикту способствует добренькая женщина-тренер из первого фильма в исполнении Марии Ароновой, прибирающая Надю себе). Мало того, ему почему-то запрещают видеться и хоть как-то общаться с дочерью. В результате мы наблюдаем, как оба страдают от невозможности написать друг другу хотя бы смску, а окружающие им «сочувствуют»: «Ну не положено, ну что делать, вот будет апелляция, надо подождать…».
Мария Аронова и виталия Корниенко в фильме «Лёд 2»
В итоге Горин «исправляется», снова начав играть в хоккей, однако во время сюрреалистичного апелляционного суда его окончательно лишают родительских прав, так что даже зловредная героиня Ароновой начинает причитать: «Вы чего, я же ничего такого не хотела, как же так-то, Сашенька». Но суд уже сделал своё дело и «удалился». Маленькая Надя, услышав, как папа в приступе рефлексии от неё «отрёкся», идёт топиться на Байкал, однако её удаётся спасти. Это уже финал картины — остаётся ещё маленькая сцена хэппи-энда, когда девочка катается на коньках, так что всё вроде бы заканчивается хорошо.
В итоге зритель смотрит фильм, главное содержание которого в том, что государство портит жизнь отдельно взятой семье и чуть не доводит ребёнка до суицида. Это дополняется трогательными моментами любви отца и дочери и явно вторичной линией об их занятиях спортом. Ну и, разумеется, герой Петрова всё-таки примиряется с тем, что девочке нравятся коньки и лёд, и через это находит успокоение после смерти жены.
Что это было?
Зритель, под воздействием маркетинговой кампании или первого «Льда» пришедший на что-то «романтическое», получит нечто совершенно другое. Если первая картина была красивой историей любви и одновременно мощной драмой о преодолении ударов судьбы и поиске себя, то в сиквеле остаётся только второй компонент — с заметно ослабленной спортивной составляющей, но зато с резко усиленной социальной.
При этом перед нами не только история вмешательства государства в личную жизнь, но и картина «войны полов»: кроме немного карикатурного «хоккейного тренера», Саша Горин — единственный значимый персонаж-мужчина в фильме, вокруг которого роятся тучи женщин, почему-то озабоченных не тем, как бы помочь отцу-одиночке в его нелёгком деле, а тем, как бы его «проучить», «перевоспитать», лишить ребёнка, ну или на худой конец женить на себе. Причём любой отец в России, который попадал в хоть немного схожую ситуацию, подтвердит, что так оно и происходит в действительности: во всём, что касается детей, здесь установлен жесточайший матриархат, считающий мужчин каким-то недоразумением, которое на пушечный выстрел нельзя подпускать к воспитанию и уходу за ребёнком.
Александр Петров в фильме «Лёд 2»
В целом «Лёд 2» безусловно слабее первой части. Это тоже мюзикл и здесь герои тоже исполняют узнаваемые народные хиты, но получается менее оригинально и проникновенно, чем в фильме Олега Трофима. Например, Саша Петров сказал, что к съёмкам сиквела он научился петь, но лучше бы он этого не делал: если в первой части его «безголосое» исполнение «Пачки сигарет» Цоя выглядело уникальной творческой находкой, то теперь он просто неплохо поёт. Да и сами песни стали предсказуемее: «Сансара» Басты в финале прямо-таки оглушает своей очевидностью (при том, что и её «засветили» в трейлере). Как это ни странно, но первый «Лёд» своим размахом и оригинальностью больше похож на фильм Жоры Крыжовникова, чем второй.
Аглая Тарасова и Александр Петров на постере фильма «Лёд 2»
При этом назвать картину неудачной тоже нельзя. Для режиссёра это переход от странных постмодернистских полотен к более классической и даже социальной драме, для Александра Петрова — возможность сыграть человека, попавшего в действительно сложную ситуацию, и продемонстрировать свой талант в глубоко психологичных монологах, а для общества — сигнал о реальной проблеме, в этом обществе существующей, но почему-то не слишком освещаемой на экранах. За одно это создателей, наверное, стоит поблагодарить. Вот только выпускать этот фильм в День святого Валентина всё равно очень странно.
0 комментариев