Пошёл по стопам отца. Как живёт единокровный брат Николая Караченцова
Младший единокровный брат Николая Караченцова, Пётр Петрович Караченцов, выбрал для себя стезю художника. Как сложилась его жизнь?
Судьба определена
Пётр Петрович родился 7 апреля 1956 года в семье художника Петра Яковлевича Караченцова и журналистки Веры Алексеевны Караченцовой. По его словам, рисовать и разговаривать он начал одновременно. С самого детства Петя знал, что свяжет жизнь с искусством. Он учился в Краснопресненской художественной школе, затем поступил на художественно-графический факультет Московского педагогического института, который окончил в 1978 году. Работал иллюстратором в журнале «Юность», творил по заказу Московского музея современного искусства. В настоящее время его работы хранятся как в частных коллекциях по всему миру, так и в Государственной Третьяковской галерее.
Картина Петра Караченцова «Вспышка (4)» из цикла работ «Сеанс»
Сын своего отца
В то время как Николай Караченцов был воспитан своей матерью, балетмейстером Яниной Брунак, его младший брат рос в одной квартире с их общим отцом. Именно на плечи Петра Петровича легла обязанность заботиться о пожилом родителе.
— Сначала я долгое время делал всё для того, чтобы ухаживать за ним самостоятельно. Но я не мог одновременно ухаживать за ним и зарабатывать деньги. Мы экономили настолько, что порой приходилось выбирать, что купить: еду, чтобы положить в тарелку, или моющее средство, чтобы эту тарелку потом вымыть, — вспоминает об этом периоде своей жизни Пётр Петрович. — Так что настал момент, когда я понял, что единственный выход — это сдать квартиру, на вырученные деньги снять другую рядом с метро Хорошёвская и обеспечить отцу уход. Я старался следить, чтобы всё делали правильно, лебезил перед теми, кто ухаживал за отцом — чтобы не только деньгами обеспечить их хорошее отношение.
Не актёр
Пётр Яковлевич Караченцов, будучи человеком многих талантов, проявлял интерес и к актёрской профессии — неудивительно, что один из его сыновей прославился благодаря голубому экрану, а другой стал востребованным художником. Впрочем, судьба младшего Караченцова могла сложиться иначе: в семидесятые годы ему предложили роль в повествующем о детдомовцах фильме «Мальчики», но Пётр всячески старался от неё отказаться.
— Я говорил, что перехожу в другую школу, что у меня времени нет. Но тем самым я возбудил жуткое желание со мной работать, ведь если кто-то убегает, его преследуют. Взрослые люди меня уговаривали, а я же уже в этом возрасте был очень вежливым, — делится воспоминаниями Пётр Петрович. — Отказать режиссёру напрямую мне было неудобно, и я разбил себе нос. Вернее мне помогли, конечно. Прямо в переносице разбили, и так два раза, а съёмки ведь процесс стремительный, некогда ждать, когда у меня там всё заживёт. Пробовали, конечно, исправить с помощью грима, но лицо подростка — это всё же не лицо взрослого человека, грим не помог.
Человек искусства
В настоящее время Пётр Караченцов, которому этой весной исполнилось 63 года, живёт и работает в небольшой, но уютной квартире под крышей дома на Фрунзенской набережной. В этом доме спонтанно образовалась своего рода коммуна представителей творческих профессий: по соседству с Петром Петровичем живут художник Игорь Четвертков с супругой Еленой, художник и режиссёр фильма «Смерть Таирова» Борис Бланк. На обшитых лакированным деревом стенах квартиры-мастерской нет ни картин, ни фотографий — они мешают сосредоточиться. Музыку Караченцов-младший тоже не включает.
Пётр Петрович Караченцов. Фото: Леонид Кискаркин
О деньгах художник говорит с большой неохотой, но всё же отмечает, что свои работы продаёт нечасто, поскольку за них предлагают не те суммы, на которые он готов согласиться. Впрочем, финансовый вопрос в этом деле играет не решающую роль.
— Одно дело, когда художник продаёт работы. Другое — когда устраивает перформансы, проводит акции. У меня, наверное, самый сложный вариант: я устраиваю акции, а потом отображаю их посредством живописи. То есть думать о продаже в этом случае нет смысла, — с горящими глазами объясняет Пётр Петрович. — В моём понимании мои работы не могут висеть в интерьере жилого дома. В галерее, на выставке — могут, но не в интерьере жилья. Некоторые из них просто по размеру не подходят: в московской квартире не найдёшь 3 метра свободной стены. Я верю, что настоящая, подлинная работа возникает, когда замысел падает с неба и сразу воспринимается как приказ, не подлежащий обсуждению. Работы, которые возникли иначе, я либо не сделал, либо сделал и выбросил (но таких было немного).
Картина Петра Караченцова «Коктебель» из цикла работ «Сеанс»
По сей день Пётр Петрович остаётся востребованным художником — с ноткой сожаления он признаётся, что в последнее время дал согласие на участие в таком количестве выставок, что вынужден трудиться не покладая рук, чтобы никого не подвести.
0 комментариев