Забытый русский гений, у которого учились создатели «Звёздных войн»
Павел Владимирович Клушанцев мог бы стать коллегой Сергея Павловича Королёва, но судьба распорядилась иначе. Из-за матери, которая была пострадавшей при советской власти дворянкой, Павла признали неблагонадёжным и не приняли в Технологический институт. Клушанцев поступил в Ленинградский фотокинотехникум, но не оставил тягу к изобретательству: благодаря ему на студии «Лентехфильм» появился «трюковый кабинет», в котором творились подлинные чудеса, удивлявшие даже голливудских кудесников.
Никола Тесла советского кино
— Я вечно был Робинзоном Крузо, который высекает камнями огонь, — писал Павел Владимирович в своей автобиографии много лет спустя.
— В кино он был своего рода как Никола Тесла в электротехнике, потому что для выполнения сложнейших технических задач находил всегда неожиданные и не требующие больших затрат уникальные решения, — вспоминал о Клушанцеве бывший главный редактор «Лентехфильма» Валерий Суслов.
Павел Клушанцев подарил советскому кинематографу порядка трёхсот оригинальных идей, среди которых были как любопытные трюки и уникальные методики съёмок, так и не имеющие аналогов механизмы, приспособления и аппараты, включая стабилизатор камеры для съёмок с воздуха, аппарат для съёмок под водой и систему автофокуса. Многие свои изобретения Павел Владимирович не смог даже запатентовать, поскольку узколобые чиновники не понимали их значимости.
Советский Кубрик
Клушанцев снимал научно-популярные фильмы об устройстве Вселенной и редких природных явлениях, а с началом «космической гонки» переключился на картины об освоении космоса. Позднее его коллеги шутили, намекая на популярный миф о снятой Стэнли Кубриком высадке американцев на Луну, что если бы Клушанцеву дали больше денег, советские космонавты первыми достигли бы спутника Земли.
Прежде чем приступить к съёмкам, Павел Владимирович досконально изучал техническую сторону вопроса, консультировался с учёными. Вероятно, поэтому собственноручно созданный им для фильма «Дорога к звёздам» макет космической ракеты был практически зеркальным отражением засекреченных в то время разработок Королёва.
Крёстный отец «Звёздных войн»
Биограф Павла Владимировича Евгений Харитонов рассказывает, что, приехав в Советский Союз, Джордж Лукас просил организовать ему встречу с «товарищем Клушанцевым», которого он величал «крёстным отцом "Звёздных войн"». Вышеупомянутый Кубрик, согласно заверениям Харитонова, также признавался, что без Клушанцева не было бы «Космической одиссеи» (2001: A Space Odyssey). В это легко поверить, ведь именно у Клушанцева мы впервые видим космическую станцию тороидальной формы, а также имитацию невесомости.
Единственная научно-фантастическая картина Павла Клушанцева, вышедшая в 1962 году «Планета бурь», намного опередила своё время и предвосхитила многие шедевры мирового кинематографа.
В фильме, повествующем о советской экспедиции на Венеру, можно увидеть шагающих по инопланетным ландшафтам динозавров и парящего в небе птеродактиля,
космонавтов в скафандрах, которые вполне уместно смотрелись бы в «Прометее» (Prometheus) Ридли Скотта,
и летающий автомобиль, до боли напоминающий спидер Люка Скайуокера.
— В технически богатой Америке очень не хватает «выдумщиков», — писал в своей автобиографии Клушанцев. — Мы же, технически нищие, работали по принципу «голь на выдумки хитра» и «на щепочках и верёвочках» решали технические проблемы, для них не разрешимые.
Поражал воображение и придуманный Павлом Владимировичем робот «Железный Джон». Робота воплотил на экране мастер спорта по вольной борьбе Борис Прудковский, поскольку только подготовленному спортсмену оказалось по силам перемещаться в кадре в тяжёлом костюме — а ведь в одной из ключевых сцен фильма металлический здоровяк должен был нести на плечах двух человек!
Кстати, по сюжету картины этот стальной гигант погибал в лаве, пожертвовав собой ради спасения коллег по экспедиции. Пользуясь случаем, хотелось бы передать привет Джеймсу Кэмерону и фильму «Терминатор 2: Судный день» (Terminator 2: Judgment Day).
Кстати, оскароносный американский специалист по спецэффектам Роберт Скотак, работавший в том числе и над вторым «Терминатором», в середине девяностых приезжал в Россию, чтобы найти Павла Владимировича и расспросить его о технических тонкостях. Оказывается, за 40 лет западные киноделы так и не смогли разгадать некоторые тайны Клушанцева. Советский мастер просто отдал заокеанскому коллеге свой архив с фотографиями, чертежами и подробными описаниями ноу-хау.
— Я чувствовал себя так, словно мне подарили клад стоимостью в миллионы долларов, — сказал Скотак в одном из своих интервью. — Я показывал эти фотографии коллегам, и они не верили, что подобное могли сделать в Советском Союзе.
Картина «Планета бурь» была прохладно принята отечественными критиками, но имела успех за рубежом. Советскую научную фантастику закупили для проката 28 стран мира, но в США фильм Клушанцева перемонтировали, использовав фрагменты из него для создания двух новых картин: «Путешествие на доисторическую планету» (Voyage to the Prehistoric Planet) и «Путешествие на планету доисторических женщин» (Voyage to the Planet of Prehistoric Women). В последней версии, увидевший свет в 1968 году, оригинальные эпизоды были разбавлены доснятыми сценами с участием полуголых космических амазонок.
Павел Владимирович Клушанцев ушёл из жизни 27 апреля 1999 года в возрасте 89 лет. Он оставил после себя сына и дочь и стал героем трёх документальных картин, посвящённых его жизни и изобретениям.
0 комментариев