«Вежливые люди» в Косово. Пропаганда и жесть фильма «Балканский рубеж»
1995 год. Босния и Герцеговина. Элитный российский спецотряд, состоящий из снайпера-узбечки Веры (Равшана Куркова), стареющего подрывника-белоруса (Кирилл Полухин) и трёх бойцов без чётко выраженной специализации под командованием простого русского парня Андрея Шаталова (Антон Пампушный), участвует в операции по захвату опасного военного преступника. Вскоре выясняется, что командование операцией непонятно когда принял на себя представитель НАТО, с которым Шаталов немедленно вступает в конфликт. В итоге вся команда с треском вылетает из рядов вооружённых сил Российской Федерации. Путь на родину ребятам отныне закрыт, так что они оседают на Балканах.
Антон Пампушный в фильме «Балканский рубеж». Кадр из фильма
1999 год. Майор Юнус-Бек Евкуров (реальный человек, в настоящее время занимающий пост главы Ингушетии) получает секретное задание: занять и удержать единственный крупный аэропорт в Косово до того, как в нём высадятся наши заклятые союзники по миротворческой операции. Бек, которого играет Гоша Куценко, собирает для выполнения этой задачи своего рода «Отряд самоубийц» из бывших членов команды Шаталова. Выкинутые «на мороз» военные идеально подходят для этой миссии, ведь если что-то пойдёт не так, всегда можно будет заявить, что «их там нет».
Герой России Юнус-Бек Евкуров. Фото: Википедия
Десять лет назад Евкуров давал интервью, в котором раскрыл некоторые подробности операции по захвату аэропорта Слатина. Создатели «Балканского рубежа», вероятно, сочли реальную историю недостаточно героичной, а потому сделали аэропорт ещё и базой местного полевого командира по имени Смук (Александар Сречкович), возомнившего себя новым Че Геварой. В распоряжении Смука более сотни головорезов, у Бека есть только отряд Шаталова и прибившиеся к нему серб (Милош Бикович) и албанец (Александар Радойичич), призванные дополнить собой интернациональную бригаду.
Гоша Куценко в фильме «Балканский рубеж». Кадр из фильма
С первых же сцен «Балканского рубежа» становится понятно, что перед нами откровенная агитка. Создатели боевика не устают напоминать, что НАТОвцы — плохие парни, так что зрителям придётся выдержать сцену бомбардировки роддома, от которой может поплохеть даже тем, кто с аппетитом трескает попкорн на самых «мясных» хоррорах.
Режиссёр Андрей Волгин вообще не стесняется показывать жесть. Зверства косоваров он иллюстрирует, снимая крупных планом мёртвых детей, а главный злодей у него ничтоже сумнящеся пускает пулю в лоб православному священнику. Чтобы ни у кого не осталось сомнений в том, что главным героям противостоят настоящие исчадия ада, борцов за независимость Косово сделали ещё и наркоторговцами.
На фоне инфернальных бородачей с руками по локоть в крови российские миротворцы, совершающие марш-бросок под завывания Цоя о том, что «дальше действовать будем мы», выглядят эдакими рыцарями, сменившими сияющие доспехи на более практичный камуфляж. Одна из финальных сцен, в которой русский офицер сажает на плечо маленькую сербскую девочку, наполнена таким количеством дешёвого пафоса, что ей можно пытать либералов и русофобов.
Если же вы относитесь к той категории людей, способной переваривать заказной патриотизм и не морщиться при виде натуралистичной расчленёнки, то, возможно, вы даже сможете получить от «Балканского рубежа» удовольствие. Это хорошо снятый, зрелищный, злой боевик, создатели которого явно не экономили на спецэффектах — горит и взрывается всё не хуже, чем у Майкла Бэя.
Кадр из фильма «Балканский рубеж»
В отличие от танкового экшена «Т-34», который тоже был агиткой, но предельно плюшевой, с бескровными сражениями и бессмертными героями, «Балканский рубеж» показывает честное рубилово, в котором хорошие ребята также могут погибнуть глупой смертью. Какой-то сверхъестественной крутостью обладает только герой Пампушного — в некоторых сценах кажется, что он вот-вот возьмёт и превратится в человекомедведя, которого этот актёр играл в «Защитниках» Сарика Андреасяна.
У Волгина получается заставить зрителя сопереживать членам команды Шаталова. Режиссёр крупными мазками обрисовал биографию каждого персонажа, дав понять, что перед нами не одинаковые болванчики, а живые люди, уставшие от этой самой войны: татарин Гирей (Нодари Джанелидзе) любит петь, а его боевой товарищ Слащев (Сергей Марин) страдает без сигаретки. Особенно ярким получился персонаж Милоша Биковича: актёр, которого мы привыкли видеть пригламуренным красавцем, играет одержимого жаждой мести сербского мента с шрамом на физиономии.
Равшана Куркова в фильме «Балканский рубеж». Кадр из фильма
Отдельно стоит отметить два весьма приятных камео. Знакомый каждому советскому мальчишке Гойко Митич играет начальника полиции, который, по словам его подчинённых, «скачет как Чингачгук», несмотря на солидный возраст, а культовый режиссёр Эмир Кустурица появляется в самом конце в небольшой роли таксиста. По словам Гоши Куценко, Кустурица и сам планировал снять фильм о балканских событиях, но, ознакомившись со сценарием «Балканского рубежа», решил сосредоточиться на других проектах.
Эмир Кустурица на съёмках фильма «Балканский рубеж». Фото: PR-агентство Sarafan
«Балканский рубеж» похож на бутылку водки с обмотанной вокруг горлышка георгиевской ленточкой — вряд ли кто-то будет пить её, чтобы насладиться вкусом, но по мозгам она может дать неслабо.
0 комментариев