Расчленёнка для самых маленьких. Чем хорош фильм «Алита: Боевой ангел»
Внимание! Нижеследующий текст может содержать спойлеры!
Режиссёр Джеймс Кэмерон, который войдёт в историю как создатель картины о роботе-убийце из далёкого будущего, с девяностых годов мечтал снять экранизацию манги Gunnm, рассказывающей о приключениях кибердевочки-убийцы из далёкого будущего. Вероятно, осознав, что со всеми этими «Аватарами» (Avatar) он ещё не скоро получит возможность приступить к реализации мечты, Кэмерон поручил создание фильма «Алита: Боевой ангел» (Alita: Battle Angel) Роберту Родригесу, а сам лишь в общих чертах курировал проект с позиции продюсера.
«Алита: Боевой ангел» — это боевик о трёхсотлетнем киборге с Марса, который выглядит и ведёт себя как девочка-тинейджер. Если, прочитав предыдущее предложение, вы подумали «Господи, ну и бред», то вы не так далеки от истины. Сценарий «Алиты», к которому также приложил руку Кэмерон, очевидно, рассчитан на подростковую аудиторию и потому не предполагает какой-либо нагрузки на мозг. Главная героиня, как и многие из нас в переходном возрасте, бунтует против приёмного отца, влюбляется в плохого мальчика со смазливой мордашкой, хамит взрослым дядям и тётям и наивно верит, что может пробить лбом стену и изменить мир при помощи пафосных речей и старого доброго ультранасилия.
Диалоги в этом фильме на 90% состоят из штампованных фраз, словно надёрганных из книжек для young adults — право слово, даже у Мачете из одноимённого фильма Родригеса были более оригинальные реплики, чем у Алиты. Едва ли не единственным светлым пятном стал доктор Дайсон Идо, приёмный отец главной героини. Кристоф Вальц, как и в «Джанго освобождённом» (Django Unchained), играет персонажа, совмещающего профессии доктора и охотника за головами, и в каждой сцене с его участием видно, как актёр из кожи вон лезет, чтобы заставить зрителя проникнуться симпатией к шаблонному персонажу — не зря же у него на полочке два «Оскара» стоят.
А вот другой оскароносный актёр, Махершала Али, кажется, весь фильм играет «на автопилоте», из-за чего злодей Вектор в его исполнении выглядит не «хозяином жизни», а обычным барыгой на стероидах.
Но давайте будем откровенны: вы идёте на фильм с бюджетом 200 миллионов долларов не ради проникновенных бесед, да и любовная линия вам, скорее всего, малоинтересна. Если вы пришли смотреть «Алиту», вас привлекло продемонстрированное в трейлере визуальное пиршество и вы жаждете крышесносных драк и поражающей воображение компьютерной графики. В этом плане Родригес и Кэмерон оправдывают ожидания на 146%.
Если бы создатель «Района №9» (District 9) и «Элизиума» (Elysium) Нил Бломкамп взялся снимать «Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell), у него с большой долей вероятности получилось бы что-то вроде «Алиты». Над пыльными трущобами, в которых обитают колоритные фрики, парит в небесах райский город, а общедоступные высокие технологии только подчёркивают разрыв между бедными и богатыми. Впрочем, сценаристы несколько сгладили социальное неравенство — если в оригинале обитатели городского дна жареных крыс без соли доедали, то в экранизации они могут позволить себе лакомиться апельсинами и шоколадом.
Благодаря такому решению опустошённая великой войной Земля будущего вызывает не ужас и отвращение, а интерес — вряд ли вы захотите жить в таком мире, но желание поставить фильм на паузу и внимательно рассмотреть причудливые транспортные средства, живописные руины и обвешанных гаджетами людей будет посещать вас постоянно. В отличие от вышеупомянутого «Призрака в доспехах», где киборгов изображали актёры с парой приклеенных к лицу железок, в «Алите» киборг — это лязгающая и клацающая гора хромированного металла, в которой зачастую лишь в общих чертах угадываются контуры человеческого тела.
И эти совершенные машины для убийства на протяжении всего фильма так и норовят разобрать друг друга на запчасти — как на специально отведённой для этого арене, так и в тёмных переулках. «Алита: Боевой ангел» выходит в прокат с «детским» рейтингом PG-13 (в России — 16+), так что на экране не должно быть крови и откровенного насилия, но хитрый Роберт Родригес придумал, как обмануть систему, ведь если киборги наматывают на крючья не кишки, а похожие на них трубки, по которым струится синенький кровезаменитель, это ничего не нарушает. Благодаря такой уловке мы можем любоваться тем, как главная героиня буквально расчленяет своих врагов, отрывая им механические конечности.
Родригес, некогда подаривший нам «Город грехов» (Sin City), умеет снимать схватки так, что зритель сидит с открытым ртом, позабыв про попкорн, и в этом фильме он превзошёл сам себя. Алита (Роза Салазар) скачет кузнечиком, вертится юлой, пинает, рубит, лупит и не останавливается ни на секунду, превращая даже потасовку в баре в настоящий карнавал насилия. Помните сцену из третьего эпизода «Звёздных войн» (Star Wars: Episode III - Revenge of the Sith), в которой Энакин Скайуокер (Хайден Кристенсен), лишившись обеих ног и руки, может только ползти и скрежетать зубами? Алита, оказавшись в такой же ситуации, продолжает бой и забивает единственную оставшуюся конечность по локоть в череп врага.
Пожалуй, фильму Родригеса можно было бы простить невнятный сюжет, если бы не крайне слабый финал, в котором режиссёр обрубает повествование, когда главной героине осталось полшага до финального босса. Понятно, что таким образом нам намекают на сиквел, ведь сюжет оригинальной манги занимает два с лишним десятка томов и в один фильм никак не поместится. Но отсутствие завершения, как замах без удара, значительно портит общее впечатление от картины.
0 комментариев