Новый Данила Багров против олигархов. Чем хорош “Завод” Юрия Быкова
7 февраля на экраны российских кинотеатров выходит «Завод» — четвёртый полнометражный фильм Юрия Быкова, которого всё больше людей начинают называть лучшим отечественным режиссёром на сегодняшний день.
«Я люблю кино» посмотрел новое произведение талантливого автора и готов рассказать, почему на него нужно сходить каждому.
«Эй, веселей, рабочий класс»
Если темой двух последних фильмов Быкова, «Майора» и «Дурака», было плачевное положение дел в российских органах власти, то в «Заводе» автор решил сконцентрироваться на социальной несправедливости и классовых противоречиях. В открывающей сцене мы видим начало рабочего дня на провинциальном заводе, где местные работяги за копеечку клепают какие-то металлические изделия, параллельно обсуждая свою нелёгкую долю и сдабривая беседу похабными репликами. Тут-то и является на завод его хозяин, олигарх Калугин (Андрей Смоляков), чтобы в лучших отечественных традициях объявить пролетариату, что денег нет и вообще он всё закрывает.
Не очень поняв такой расклад, рабочие уединяются в раздевалке, где матёрый одноглазый тип Седой (Денис Шведов) предлагает попутавшего берега бизнесмена похитить, чтобы затем получить за него выкуп. Сначала остальные тушуются, но пораскинув мозгами в своих убогих квартирах с голодными детьми, больными матерями и ушедшими к соседу жёнами, соглашаются. Сказано — сделано: вооружившись старенькими стволами, нацепив балаклавы и погрузившись в КАМАЗы, лихая компания едет «на дело».
Надо сказать, что начало фильма может показаться немного натянутым: ненависть, с которой рабочие смотрят на посетившего их олигарха, выглядит несколько преувеличенной, а согласие участвовать в опасном деле, данное всеми пятью мужиками — не совсем реалистичным. Однако это всё ерунда: затравка про олигарха и завод служит лишь поводом для столкновения сильных и интересных характеров, что Быков любит и умеет делать лучше всех. В этом смысле тематические нюансы не имеют особого значения: будь перед нами менты, фсбшники, простолюдины или олигархи, зрелище они устроят что надо.
Не женское дело
Фильмы Быкова всегда были очень мужскими: женские персонажи в них заведомо второстепенны и показаны либо «слабым полом», ищущим защиты, либо нехорошими стервами. Единственное исключение скорее подтверждает правило: Наталья Суркова, блестяще сыгравшая женщину-мэра в «Дураке», полна железной маскулинности и выглядит круче своих подчинённых-мужиков.
В «Заводе», однако, Быков переплюнул сам себя: ему удалось создать аж 13 (!) ярких и разнообразных мужских персонажей, сходящихся в суровом противостоянии. Это шесть похитителей, олигарх, пятеро охранников олигарха и один офицер СОБРа, появляющийся в кадре не так часто, но всё равно запоминающийся. То же можно сказать про каждого второстепенного героя: благодаря отменной работе режиссёра и крайне удачному кастингу все они обладают яркой индивидуальностью и вызывают живую симпатию (или антипатию). А найденный автором на роль предводителя калугинских опричников Владислав Абашин и вовсе завораживает своей харизмой и вполне может стать новой брутальной звездой нашего кино.
В общем, если Быков специально хотел переплюнуть по количеству персонажей «12» Никиты Михалкова, ему это удалось без потери в качестве. Правда, в отличие от ремейка «12 разгневанных мужчин», здесь собравшиеся занимаются не только разговорами. По количеству экшена «Завод» явно превосходит все предыдущие киноработы автора, в которых и раньше хватало агрессии и насилия. В картине есть продолжительная сцена перестрелки, снятая по-голливудски убедительно, и роскошное рукопашное месилово злых СОБРовцев с их частными коллегами по ремеслу — тоже своего рода социальный конфликт. Поддаёт жару и стремительный саундтрек, наполненный индустриальными мотивами, звонкий и будоражащий (для этого фильма, как и для предыдущих, Быков сам написал музыку — на этот раз в соавторстве с электронщиком Иваном Исьяновым).
На пресс-конференции после фильма режиссёр признавался в любви к своему канадскому коллеге Дени Вильнёву. Пожалуй, по совокупности брутального экшена и социально-политического посыла «Завод» чем-то напоминает «Убийцу» (Sicario) последнего. Любопытно, что даже один из главных музыкальных ходов Быков-Исьянов словно позаимствовали из саундтрека покойного Йохана Йоханссона. Посмотрите фильм и сравните сами:
В чём сила, брат?
Автора «Завода» можно сравнивать с кем угодно из зарубежных коллег (скорее уж его творчество походит на то, что делает сценарист «Убийцы», а теперь и самостоятельный режиссёр Тейлор Шеридан), но он настолько очевидно принадлежит к русской культуре с её правдоискательством и властью литературного слова, что рассматривать его творчество в отрыве от России неправильно. Безусловно, многие вещи, о которых говорит Быков, универсальны, и свидетельством тому служит тёплая встреча его картин на международных фестивалях (пока, как правило, не самых престижных). Но чтобы понять, о чём он говорит и откуда берутся его герои, необходимо понимать национальный контекст.
В этом смысле «Завод» отличается от предыдущих картин автора. Если в «Жить», «Майоре» и «Дураке» мы видели трагические истории одиночек, заранее обречённых на поражение в схватке с жизненными обстоятельствами, то главный герой «Завода», Седой, сам выбирает, за что и с кем ему драться. Персонаж, прекрасно сыгранный Денисом Шведовым — с помощью отменного грима, добавившего ему жуткий шрам на месте глаза — является классическим народным мстителем, пришедшим по душу тех, кто народу не даёт жить (а, разумеется, менты, чиновники и олигархи из трёх последних фильмов Быкова суть одно).
В сравнении с блаженным «дураком» из предыдущей картины, Седой готов отвечать на несправедливость насилием и мастерски это делает. Сравнения с главным народным героем русского кино, Данилой Багровым, напрашиваются сами собой: оба персонажа вернулись из горячих точек, оба оказались никому не нужны и оба столкнулись с неправдой. Правда, если народный мститель Алексея Балабанова был совершенно аполитичен и наказывал просто «плохих ребят» с улицы, то герой Шведова намерен бить туда, где видит сердцевину зла. Это человек, который явно нашёл ответы на два главных русских вопроса.
Причина перемен в творчестве Быкова, видимо, кроется в переменах внутри страны, о которой он снимает. Когда персонаж Сергея Бодрова-младшего бродил по улицам мрачного Питера и не менее мрачного Чикаго, политическое недовольство в России выражалось в виде пассивного бегства от реальности. В год выхода «Брата 2» это хорошо сформулировал недавно умерший Децл сотоварищи, выкрикнув с экранов: «Россия вне политики». Сейчас, спустя почти 20 лет, Россия в политику вернулась: молодёжь уже не помнит Децла — зато прекрасно знает, кто такой Навальный. И если голосовать многим людям по-прежнему не за кого, неудивительно, что они начинают романтически мечтать об автоматах.
На пресс-конференции Быков заявил, что фильм не призывает ни к какому насилию, а, напротив, показывает, что любые крайности губительны. Действительно, персонаж Шведова показан человеком не самым добрым и вызовет симпатию далеко не у всех. Но он явно вызовет симпатию у тех, кто, как и он, устал от «скотской» жизни и жаждет перемен любой ценой.
«Завод» не является призывом к революции, а служит скорее намёком на неё — пока ещё иносказательным, но уже очень убедительным и по-художественному беспощадным.
0 комментариев