Пропустил — зря прожил год! Лучшие фильмы 2018-го
15 место: «Великий уравнитель 2» / The Equalizer 2 (2018)
Великий актёр Дензел Вашингтон, как известно, очень любит сниматься в боевиках (что наверняка стоило ему нескольких номинаций на «Оскар» за несыгранные им «серьёзные» роли). Но, в отличие от того же Аль Пачино, чья страсть к полицейским фильмам довела его до пугающих низин искусства, Дензел, как правило, выбирает проекты что надо. Одним из таких солидных боевиков стал «Великий уравнитель», снятый в 2014 году ещё одним любителем взрывов и стрелялок Антуаном Фукуа. Этот фильм рассказывал о скромном сверхчеловеке, живущем среди нас и решившем однажды вступиться за простых людей, обиженных русской мафией, используя свои навыки убивать чем угодно и как угодно, не прерывая при этом завтрак.
Сиквел также был снят Фукуа, и логично было предположить, что режиссёр воспользуется рецептом успеха первой части. Однако вместо крепкого, но несколько прямолинейного шествия по трупам врагов нам показали что-то более сложное и необычное. «Великий уравнитель 2» глубже погружается в историю главного героя и представляет собой любопытный жанровый микс с элементами шпионского триллера, детектива и семейной драмы, а кульминационная экшен-сцена и вовсе по атмосфере напоминает хорошую компьютерную игру. Ну и, разумеется, на таком творческом раздолье Дензел показывает зрителям, почему он великий актёр, даже когда снимается в «несерьёзном» кино.
14 место: «Немой» / Mute (2018)
Сын Дэвида Боуи, талантливый молодой режиссёр Дункан Джонс, предпочитает работать в жанре фантастики, причём очень разнообразной: он уже подарил нам «Луну», «Исходный код» и «Варкрафт», а вот теперь порадовал чем-то вроде киберпанка, придумав с листа целый новый мир со странными, нешаблонными и западающими в память персонажами.
В «Немом» гигантский бармен, лишённый дара речи (Александр Скарсгард), разыскивает свою любовь в футуристическом Берлине 2035 года, сталкиваясь с местной мафией и двумя отмороженными американцами, занятыми в сфере подпольной хирургии. Эта история смотрится настолько причудливо и настолько не вписывается в общепринятые повествовательные каноны, что ни критики, ни зрители в массе своей её не оценили. Но для тех, кто любит пооригинальнее, «Немой» может стать глотком свежего воздуха. Кроме того, это шанс увидеть, как лучшую роль в своей карьере играет Пол Радд.
Если же вы любите этот жанр, но предпочитаете более классические сюжеты, посмотрите «Апгрейд» / Upgrade. Наша редакция долго не могла определиться, какой из двух фильмов включить в рейтинг, и в итоге решила упомянуть оба. История о том, как вживлённый в мозг чип в недалёком будущем сможет решить все ваши проблемы, отличается монолитностью и отменным мрачным посылом, пролетая для зрителей на одном дыхании и надолго врезаясь в память.
13 место: «Лето» (2018)
Особенно приятно, что в список самых лучших фильмов в этом году можно без зазрения совести включить российскую картину. Музыкальная условно-биографическая мелодрама «Лето» привлекла к себе немало внимания как иностранных критиков, так и отечественных зрителей — во многом из-за шумихи, связанной с арестом её режиссёра. Однако это тот случай, когда стоит попытаться абстрагироваться от всего, кроме того, что происходит на экране, ведь тогда вы сможете насладиться тёплой и лиричной картиной о тех временах, когда ПТУшник мог стать рок-звездой, а в тесных квартирах с отклеивающимися обоями жило настоящее вдохновение.
Кирилл Серебренников снял лучший фильм в своей карьере, рассказал о начале восьмидесятых языком современного «пост-пост» и «мета-мета» кинематографа и при этом создал картину, которая на эмоциональном уровне затрагивает, пожалуй, каждого, кто хоть раз слышал песни Виктора Цоя. Наш обозреватель после этого фильма взглянул на Ирину Старшенбаумдругими глазами.
12 место: «Человек, который убил Дон Кихота» / The Man Who Killed Don Quixote (2018)
Великий Терри Гиллиам пытался экранизировать историю благородного идальго Дон Кихота Ламанчского почти 30 лет, и тот факт, что ему это наконец удалось, сам по себе заслуживает попадания в любые рейтинги. А удалось ему это на том уровне, который и делает его одним из самых самобытных режиссёров в истории — с неповторимым сочетанием романтики, фантазии и сарказма, погружающим зрителя в поистине волшебный мир.
Совершенно ясно, что Гиллиам и есть этот самый Дон Кихот: неисправимый идеалист, который 30 лет гнался за мечтой снять фильм, никому, кроме него, в общем-то не нужный. Никакого фурора эта картина не произвела, и с рациональной точки зрения не стоила и тысячной доли усилий, потраченных на её производство. Однако искусство живёт по своим законам, и вечная история, перенесённая на экран влюблённым в неё преданным рыцарем, пожалуй, переживёт сотню актуальных оскароносных драм или мегаприбыльных блокбастеров, громыхающих сегодня.
11 место: «Первому игроку приготовиться» / Ready Player One (2018)
Если у вас есть время только на один фильм из этого списка, посмотрите «Первому игроку приготовиться», ведь в нём Стивен Спилберг ухитрился показать зрителю кусочки десятков (если не сотен) кинокартин и видеоигр. Подобная насыщенность отсылками к массовой культуре и малозаметными «пасхальными яйцами» становится главным достоинством ленты, но вместе с тем оказывается её самым большим недостатком, ведь степень удовольствия, которое вы получите от творения Спилберга, напрямую зависит от количества фильмов, просмотренных вами ранее. Если ваше сердце не начинает биться чаще при виде очертаний «ДеЛореана», если вы не плакали при над «Стальным гигантом» (The Iron Giant) и не вздрагивали от ужаса при просмотре «Сияния» (The Shining), значительная часть обаяния этой картины останется вами незамеченной, ведь Спилберг говорит о вещах, которые любит всем сердцем, с теми, кто также к ним неравнодушен.
Уберите из картины «Первому игроку приготовиться» весь культурный багаж — и вы получите простенькую, хотя и мастерски рассказанную историю о юноше, именующем себя Парцифаль, который, подобно рыцарю из легенды о короле Артуре, отправился на поиски сокровища, однако в итоге обрёл нечто гораздо более ценное. Наш обозреватель готов пересматривать этот фильм снова и снова.
10 место: «Паранормальное» / The Endless (2018)
Единственный фильм в этом списке, который принадлежит не к дорогому элитному кино, а к самому что ни на есть «независимому» — то есть снятому за копейки и столько же собравшему (официальная сумма сборов — 313 тысяч долларов). Разумеется, нет в этой ленте и каких-либо «звёзд», а двух главных героев играют сами режиссёры, Джастин Бенсон и Аарон Мурхед (имена которых вряд ли о чём-либо говорят большинству людей, считающих себя киноманами). Так вот, отсутствие всех тех вещей, которыми принято зазывать народ в кинотеатры, никак не мешает «Паранормальному» встать в один ряд с лучшими фильмами года, ещё раз доказав, что в искусстве не нужно ничего, кроме таланта.
Бенсон и Мурхед снимают на весьма своеобразном стыке фантастики, фэнтези и хоррора, и в третьей своей полнометражной работе достигли новых высот в совмещении оригинальности сюжета с динамикой и доступностью массового кино. История двух братьев, возвращающихся в уединённую коммуну религиозных фанатиков, где они выросли, с целью разгадать тайны своего прошлого, с самого начала погружает в атмосферу тревожного ожидания и безуспешных попыток зрителя объяснить происходящее: «паранормальное», заявленное в названии, окажется штукой покруче домашнего полтергейста, снятого на камеру ночного видения и растиражированного в кинотеатрах.
Стоит также отметить изящный ход, которым дуэт режиссёров объединил происходящее в этом фильме с сюжетом своей первой картины «Ломка» / Resolution (2012). Если хотите оценить творческую мощь создателей в полной мере, можете посмотреть обе ленты в хронологическом порядке. Впрочем, по отдельности они тоже хороши.
9 место: «Братья Систерс» / The Sisters Brothers (2018)
Режиссёр Жак Одиар сумел снять по-настоящему новаторский вестерн в 2018 году, что уже является большим достижением. Одиар напомнил зрителям, что мир когда-то был большим, что путешествие было событием, а ночёвка на природе — рискованным мероприятием, ведь в рот мог заползти паук, а на лагерь — напасть медведь. Но главное достоинство фильма в том, что он подарил нам один из лучших бромансов за всю историю вестерна — при просмотре складывается впечатление, что Хоакин Феникс и Джон Си Райли всю жизнь шли к тому, чтобы сыграть пару бедовых братьев.
В «Братьях Систерс» диалоги интереснее перестрелок, а красноречивое молчание и угрюмый взгляд исподлобья могут сказать о персонаже больше, чем пространное описание его биографии. На нашего обозревателя этот фильм произвёл сильное впечатление.
8 место: «Ночные игры» / Game Night (2018)
Фильм «Ночные игры» представляет собой удачное смешение нескольких жанров: из комедии он переходит в триллер, из детектива — в мелодраму. Сюжет картины строится вокруг Макса и Энни (Джейсон Бейтман и Рэйчел МакАдамс), которые любят друг друга и почти так же сильно любят настольные игры. Однажды в их жизни появляется брат Макса Брукс (Кайл Чендлер), который предлагает им принять участие в квесте с живыми актёрами, предусматривающем похищение человека и последующие поиски.
Картина «Ночные игры» не только радует крайне крепким актёрским составом и отличным юмором, но и содержит оммажи и отсылки (самая очевидная из которых — к «Игре» (The Game) Дэвида Финчера), способные вызвать широкую улыбку на лице киномана. По меркам современного кино этот фильм кажется удивительно цельным и разносторонним одновременно и, что немаловажно, подойдёт практически любому зрителю. Отдельного упоминания заслуживает гипнотический саундтрек, нагнетающий таинственно-притягательную атмосферу настоящего приключения.
7 место: «Богемская рапсодия» / Bohemian Rhapsody (2018)
«Богемская рапсодия» представляет собой тот случай, когда картина хороша не благодаря работе её создателей, а едва ли не вопреки. Музыкальный байопик пережил несколько перекроек сценария, смену режиссёра и переписывание реальной истории в угоду драматической составляющей, но вышел из производственного ада потрёпанным, но не сломленным.
Биографическая драма «Богемская рапсодия» своей структурой похожа на песню, именем которой названа. Вступление заставляет нас задуматься, что же перед нами: жизнь Фредди Меркьюри или фантазия режиссёра, выросшая из легенды о кумире. За балладой о зарождении великой группы следует музыкальный проигрыш, который резко сменяется почти что оперным многоголосьем, подводящим повествование к грандиозной кульминации: концерту Live AID.
Если вы любите музыку Queen, то закроете глаза на мелкие недостатки фильма вроде слишком прямолинейного повествования и отсутствия у исполнителя главной роли, Рами Малека, портретного сходства с Фредди. Наш обозреватель, будучи большим поклонником творчества Меркьюри, поворчал о том, что можно было бы снять и получше, но в целом остался доволен увиденным (и услышанным).
6 место: «Мстители: Война бесконечности» / Avengers: Infinity War (2018)
Есть какое-то странное удовольствие в том, чтобы смотреть, как человек долго выстраивает сложную фигуру из костяшек домино, а затем толкает одну из них и заставляет творение рук своих с грохотом обрушиться. Похожие чувства испытывает любитель супергеройских фильмов при просмотре «Войны бесконечности».
Студия Marvel десять лет выстраивала свою киновселенную, постепенно вводя новых персонажей и заставляя нас проникнуться симпатией к заносчивому умнику Тони Старку (Роберт Дауни-младший) и правильному до тошноты Стиву Роджерсу (Крис Эванс) — а затем пришёл Танос (Джош Бролин), который одной левой уложил Халка (Марк Руффало), за первые пять минут фильма убил всеобщего любимца Локи (Том Хиддлстон), а в финале и вовсе одним щелчком пальцев развоплотил половину всех живых существ во Вселенной. Это будет покруче смерти Супермена (Генри Кавилл), да просит нас Зак Снайдер за подобные слова.
Наш обозреватель особенно хвалил сценаристов триквела за то, что они наконец-то смогли противопоставить Мстителям интересного антагониста с не самой банальной мотивацией.
5 место: «Тебя никогда здесь не было» / You Were Never Really Here (2018)
При желании из вышедших в 2018 году фильмов с Хоакином Фениксом можно было бы составить отдельный топ — он умеет выбирать по-настоящему интересные роли и мастерски владеет искусством перевоплощения. В триллере «Тебя никогда здесь не было» актёр играет наёмника по имени Джо — бывшего спецназовца, страдающего от посттравматического расстройства и испытывающего проблемы с общением. Джо говорит мало, и когда он говорит, мы по лицу и по выражению глаз видим, как очередная реплика рождается в нём и нехотя выходит наружу.
Впрочем, главным достоинством фильма является не актёрская игра Феникса, а особая атмосфера — тяжёлая, плотная, пропитанная кровью и иными телесными жидкостями. Режиссёр Линн Рэмси собирала эту атмосферу из отдельных операторских находок и берущих за живое сцен, из гипнотического саундтрека и пауз в разговорах. Получилось зрелищно, жутко и при этом почти трогательно — вам понравится.
4 место: «Призрачная нить» / Phantom Thread (2018)
Два современных классика — американский режиссёр Пол Томас Андерсон и британский актёр Дэниэл Дэй-Льюис, выигравший больше «Оскаров» за главные роли, чем кто-либо ещё — объединили усилия и создали декадентский шедевр, который у одних вызовет тошноту, а других приведёт в полный восторг. Неудивительно, что сами создатели картины «Призрачная нить» заявили после съёмок, что погрузились в неиллюзорную депрессию, а Дэй-Льюис на этом фоне решил и вовсе завершить карьеру.
История элитного лондонского кутюрье и его отношений с женщиной, которая стала для него музой, исследует опасную тему токсичной любви, превращающей жизнь обоих партнёров в сладостно-невыносимый райский ад. Этот фильм явно предназначен не для ханжей и благочестивых обывателей, которые скажут, что в нём показаны «какие-то извращенцы» — не осознавая при этом, что их собственная семейная жизнь во многом протекает по тем же законам. А те, кто состоял в похожих отношениях осознанно, наверняка посмеются над точностью, с которой передаётся их парадоксальная суть.
В общем, «фильм рекомендован для студентов и преподавателей психологических факультетов и всех тех, кто увлекается психологией половых отношений».
3 место: «Остров собак» / Isle of Dogs (2018)
Помните это ощущение в детстве, когда прибегаешь к телевизору смотреть мультфильм, а он кукольный? Нечто похожее испытал наш обозреватель, когда добрался до нового творения режиссёра Уэса Андерсона, снявшего «Отель “Гранд Будапешт”» (The Grand Budapest Hotel) и «Королевство полной луны» (Moonrise Kingdom), и понял, что будет смотреть мульфильм, причём кукольный. Впрочем, недоумение быстро сменилось радостным восторгом: Уэс остался верен себе и снял весёлую и добрую, но вместе с тем очень мудрую историю, в которой мысли о вечном смешались с разговором об актуальных проблемах. Кроме того, режиссёр снова пригласил нас в увлекательнейшее путешествие в мир иной культуры: если в предыдущей своей картине он исследовал погибшую сто лет назад Австро-Венгрию, то теперь обратился к по-прежнему загадочной для белого человека Японии.
Настоятельно рекомендуем смотреть этот мультфильм с субтитрами: Уэс Андерсон смог привлечь к работе над своим творением звёзд первой величины и мировых знаменитостей, от Брайана Крэнстона и Скарлетт Йоханссон до Йоко Оно.
2 место: «Миссия невыполнима: Последствия» / Mission: Impossible - Fallout (2018)
Рецепт идеального шпионского боевика прост: две части экшена на одну часть интриг, добавить эффектных локаций, пару красоток, смешать, но не взбалтывать. Только вот даже зная ингредиенты, снять фильм, который способен два с половиной часа держать зрителя в напряжении, но не утомлять его, способен не каждый режиссёр.
Главное достоинство шестой «Миссии невыполнимой» в том, что она идеально выдерживает баланс: в одной сцене Том Круз втирается в доверие к торговцам оружием, а в следующей уже бодро улепётывает от полиции на мотоцикле, который предательски долго не хотел заводиться. Задушевный разговор сменяет перестрелка, а соревнование в хитрости перетекает в погоню, во время которой актёр, сам выполняющий большую часть трюков, по-настоящему сломал ногу.
Наш обозреватель считает фильм «Миссия невыполнима: Последствия» эталонным образцом жанра и полагает, что Кэри Фукунаге следует ориентироваться на эту ленту при работе над новой частью «бондианы».
1 место: «Аквамен» / Aquaman (2018)
Режиссёр Джеймс Ван совершил настоящее рождественское чудо: он выпустил фильм по комиксам DC, который не провалился в прокате, а смог завоевать симпатии как критиков, так и обычных зрителей. В «Аквамене» нет библейских отсылок Снайдера, нет нолановских претензий на реализм или множественных сюжетных линий, как в последних «Мстителях» — он идеален именно своей простотой. Ван даёт вам крутого героя (Джейсон Момоа), который умеет и подраться, и пошутить, и красотку охмурить, а затем бросает этого мачо в водоворот испытаний и предлагает угощаться попкорном, наблюдая, как тот барахтается.
«Аквамен» потрясающе красив. Пожалуй, последний раз столь завораживающе чуждый и при этом услаждающий взор мир мы видели в «Аватаре» (Avatar) Джеймса Кэмерона. Кроме того, «Аквамен» на удивление разнообразен: в нём нашлось место и поискам сокровищ, и зрелищным дуэлям, и масштабным сражениям армий, и даже эпизоду, пронизанному практически лавкрафтианским духом. Джеймс Ван снял визуальный аттракцион, в котором каждый эпизод заставляет зрителя сидеть с открытым от восторга ртом, заливаться хохотом или ёрзать на кресле, приговаривая: «Да, вот так! Врежь ему!».
Наш обозреватель не ждал от «Аквамена» ничего особенного, но был крайне впечатлён фильмом.
0 комментариев