Петров и Сидоров играют в World of Tanks. Стоит ли смотреть "Т-34"?
Внимание, нижеследующий текст содержит СПОЙЛЕРЫ!
Поздняя осень 1941 года. В село Нефёдово, расположенное на Волоколамском рубеже, на «ЗиЛе», тянущем за собой полевую кухню, едет младший лейтенант Николай Ивушкин (Александр Петров). На пути Ивушкина встречается немецкий танк, но бравый офицер демонстрирует отличное знание матчасти и ловко уходит из-под обстрела. Зритель имеет шанс лицезреть, как снаряд в слоу-моушене пролетает перед самым носом Петрова-Ивушкина.
Прибыв в осаждённое немцами село, главный герой немедленно получает под командование танк Т-34 с интернациональным экипажем из украинца, белоруса (Виктор Добронравов) и русского, а также приказ: остановить танковую роту под командованием Клауса Ягера (Винценц Кифер). У Ивушкина нет никакого боевого опыта, но он с отличием закончил командирские курсы, поэтому враг оказывается разбит. Вот только сам Коля попадает в плен к немцам.
Такова завязка танкового боевика «Т-34», снятого режиссёром Алексеем Сидоровым, ранее подарившим нам «Бригаду» и «Бой с тенью». За первые десять минут зритель успевает проникнуться антипатией к герою Петрова, который, прибыв на фронт в чистеньком тулупе и едва ли не белоснежной ушанке, заставляет свой экипаж вытянуться по стойке смирно и начинает отчитывать чумазых танкистов, не спавших много часов и едва не околевших от холода, за подтекающее масло и недостаточно высокий капонир.
Дальше — больше. Время перематывается на три года вперёд, и мы видим, как измождённого Петрова привозят в концлагерь. Коменданту лагеря сообщают, что данный узник — русский танкист, который за проведённые в плену годы отказался не то что сотрудничать, но даже назвать своё имя и звание, зато семь раз пытался бежать из плена. Непонятно, почему немцы три долгих года возились со столь норовистым пленником вместо того, чтобы просто расстрелять его в назидание остальным — должно быть, пули просто отскакивали от мощной сюжетной брони Петрова-Ивушкина.
Тем временем вышеупомянутый Клаус Ягер занимается обучением нового поколения танковых асов и в качестве финального экзамена хочет заставить своих подопечных охотиться на настоящий русский танк. Для этого ему нужен экипаж, поэтому Клаус гастролирует по концлагерям. На его счастье, немцы — очень обстоятельный народ, так что на каждого узника концлагеря заведена карточка с фотографией. Конечно же, по мелкому чёрно-белому снимку Ягер узнаёт Ивушкина, которого видел один раз, три года назад, перемазанного в сажи и копоти.
Клаус приходит к Ивушкину и через переводчицу Аню, которую играет Ирина Старшенбаум, предлагает тому шанс помереть в бою, но гордый русский танкист посылает фашистскую гадину куда подальше. Тогда Ягер угрожает прямо тут, на месте, пристрелить переводчицу, которую Николай видит второй раз в жизни. По большому счёту, Ивушкину должно быть всё равно, но поскольку Аню играет Старшенбаум, с которой Петров встречается в реальной жизни, то гордый танкист моментально идёт на попятную. Таким ловким образом сценаристы включили в фильм любовную линию, которая, впрочем, не получит должного развития: впоследствии герои обменяются примерно двумя десятками реплик, после чего Старшенбаум отдастся Петрову и начнёт называть его любовью всей своей жизни (именно в таком порядке!).
Примерно на середине фильма зритель увидит сцену, из которой следует, что весь фильм по сути представляет собой дорогостоящую экранизацию популярной онлайн-игры World of Tanks. Главному герою нужно будет набрать экипаж для нового «Т-34», так что перед ним выставят в ряд всех имеющихся в концлагере танкистов. Ивушкин пройдёт перед строем, молча пырясь на узников в одинаковых полосатых робах.
Человек, которому доводилось играть в WoT, понимает, что в это время перед взором Петрова открываются карточки членов экипажа с информацией о специальности, звании и боевом опыте каждого кандидата, однако зрителю, не знакомому с механикой онлайн-игр, будет не совсем понятно, каким образом командир, не обмолвившись ни единым словом с бойцами, выберет трёх человек, от мастерства которых будет зависеть его жизнь. К счастью, Ивушкин сделает правильный выбор, в том числе включив в свой экипаж пережившего тот самый злосчастный бой за Нефёдово белоруса-мехвода, который за три года в плену не то что не утратил навык управления танком, но даже, кажется, стал водить ещё лучше.
Вторая половина картины, которую мы не будем пересказывать вам столь подробно, чтобы не портить вам удовольствие от просмотра данного шедевра, является вольным пересказом замечательного советского фильма «Жаворонок», вышедшего в 1964 году. Конечно, Сидоров выкинул из фабулы «Жаворонка» любые намёки на драматизм и проработку персонажей, ведь иначе в экранное время не влез бы весь экшен, на который планируется ловить зрителя.
Справедливости ради стоит заметить, что экшен в «Т-34» действительно зрелищный. При съёмках фильма миниатюрные современные камеры были размещены внутри настоящего танка, так что мы получили возможность наблюдать страдальческое выражение лица заряжающего, контуженного скользящим попаданием в башню. Более того, в некоторых сценах сидящий на месте механика-водителя Добронравов на самом деле сам управлял гусеничной машиной.
Благодаря мастерству оператора и режиссёра зритель забывает, что герои едут на танке, а не навороченном суперкаре: многотонная боевая машина порхает как бабочка и без промаха разит врагов, ведь Петров-Ивушкин способен на полном ходу попасть движущемуся танку в смотровую щель мехвода. При этом полёт почти что каждого снаряда нам предстоит отслеживать в слоу-моушене — вероятно, продюсеры, заплатившие за технологию немалые деньги, хотели по максимуму использовать этот эффект.
Рейтинг 12+ (из-за которого в фильме почти нет крови, а танкисты даже в стрессовой ситуации не позволяют себе крепкого словца) ненавязчиво намекает, что создатели «Т-34» надеются окупить свой проект за счёт школьников, которые повалят в кинотеатры в дни новогодних каникул. В самом деле, смотреть, как крутой и дерзкий (как и все герои Петрова) танкист Ивушкин валит фашистов направо и налево, будет интересно подросткам, которые не знают, какая судьба могла ждать вернувшихся из плена в годы войны, а потому способных поверить в насквозь фальшивый хэппи-энд. Только вот правильно ли показывать подрастающему поколению фильм, в котором война это не страшное и кровавое ремесло, а увлекательное зрелищное приключение? Увы, в реальной жизни врагов шапками не закидаешь, и пронзительный финал вышеупомянутого «Жаворонка» был в этом плане куда честнее по отношению к зрителю.
0 комментариев