Родилась ли звезда? О том, как Брэдли Купер снял себя с Леди Гагой
С рок-концерта в гей-бар
Если попытаться охарактеризовать этот фильм одним словом, то на ум придёт именно «актёрский». Похоже, усевшись в кресло режиссёра, Брэдли Купер решил не пускаться в совсем уж далёкое плавание. Выдающийся артист, он построил действо на базе тех вещей, которые хорошо понимает и ощущает: крупных планов человеческих фигур и лиц, ярких типажей и эмоций.
То, что такой подход выбран не зря, становится понятно с самых первых кадров. Фильм стартует с ярчайшей сцены рок-концерта, где неистовые гитарные проигрыши, бликующий свет прожекторов и гудящая толпа зрителей закручиваются вокруг монументальной основы — главного героя в исполнении Купера.
Дальше действие несколько замедляется и перетекает в интерьер гей-травести-бара. Сначала это красочное место и его обитатели забавно контрастируют со случайно забредшим в поисках выпивки персонажем Брэдли — а потом, будто накопив критическую массу, обстановка взрывается громоподобным выступлением девушки Элли, персонажа Леди Гаги. Выступлением, которое наверняка влюбит в неё не только главного героя, но и миллионы кинозрителей.
Большим достижением режиссёра-дебютанта является то, что ему удалось не только взять высокую эмоционально-эстетическую планку, но и достойно держать её на протяжении двух с лишним часов. Фильм постоянно предлагает новые интересные диалоги, мизансцены, демонстрирует новые грани героев и их взаимоотношений.
Но при этом насыщенное повествование не превращается в изнурительный марафон. «Звезда родилась» — не только мощная, эмоциональная, но и по-актёрски обаятельная картина, которая очень хочет понравиться зрителю и призвать его прежде всего насладиться просмотром. Это хорошо заметно во время ещё одного эпизода в гей-баре, когда, по просьбе певца-трансвестита, персонаж Купера берёт гитару и исполняет песню в духе «Давайте оставим старое и двинемся вперёд, навстречу переменам». Сцена, которая вполне могла бы вызвать отторжение как явная агитка современных западных трендов, в атмосфере фильма смотрится красиво, романтично и проникновенно.
Тандем удался
Отдельно хочется отметить игру исполнителей главных ролей. Двойные обязанности нисколько не сказались на качестве актёрской работы Купера - он прекрасно воплощает на экране образ кантри-певца, всё больше и больше устающего от своей карьеры. При этом четырёхкратный номинант на премию «Оскар» самостоятельно исполняет вокальные партии и делает это очень достойно.
Игра Леди Гаги пусть и не идеальна, но, безусловно, производит очень яркое впечатление. Прежде всего, знаменитая певица хороша в многочисленных музыкальных эпизодах. И дело здесь не только в вокале — оказываясь в привычной стихии, Леди Гага демонстрирует недюжинные актёрские способности, отлично отыгрывает эмоции и передаёт необходимый посыл. Что касается моментов, где музыка не помогает девушке — тут уже на полную катушку вступает её опытный партнёр.
Взаимодействие главных звёзд фильма будто бы развивается в двух плоскостях. Мы наблюдаем насыщенную, страстную историю любви их персонажей и при этом чётко ощущаем, как Купер-режиссёр объединяется с Купером-актёром, чтобы очень внимательно и бережно помочь начинающей коллеге максимально раскрыть потенциал в кадре.
Родилась ли звезда?
Недостатки фильма тоже вполне можно связать со словом «актёрский». Кинокартина - произведение комплексное, где яркие, зрелищные, «актёрские» элементы должны базироваться на некоем фундаменте, соединяющим их в единую историю, придающим общую концепцию и формирующим определённое художественное высказывание. И вот именно этого фундамента ленте «Звезда родилась» не достаёт.
Во время сеанса очень сложно отделаться от вопроса - что же именно ты смотришь? Историю про самосовершенствование, преодоление трудностей и движение к мечте? Или просто историю про то, как два человека встречаются, влюбляются и попутно что-то поют? Проблематика даётся очень отрывочно, зачастую расплывчато — возникает впечатление, что создатели придумали острые сюжетные моменты лишь для формальности, не вкладывая в них большого желания что-то сказать и выразить.
Ярким примером здесь могут служить взаимоотношения главного героя с братом в исполнении Сэма Эллиотта. Проходят они порой весьма драматично и вроде бы содержат в себе интересный бэкграунд, но при более детальном рассмотрении смотрятся расплывчато и неубедительно. Похожее впечатление возникает и от взаимоотношений главной героини с отцом.
Леди Гага сказала, что её персонаж по-настоящему становится звездой только в самых последних кадрах фильма. Но, несмотря на красочную кульминацию, эти кадры оставляют вопрос: а в чём, собственно, заключался процесс становления? Навряд ли в росте мастерства героини — ведь потрясающее выступление в гей-баре в начале фильма, как минимум, не хуже тех, что были следом. В личностном росте? Но Элли изначально подаётся как очень интересный и глубокий человек. Да, на пути к финальным кадрам ей приходится сталкиваться с какими-то проблемами. Но проблемы переживают все люди.
В итоге «рождение звезды» подозрительно напоминает превращение в заурядную поп-певицу — уж точно более заурядную, чем сама Леди Гага. А возможность для более одухотворённой трактовки, оставленная авторами в финальных кадрах, не слишком убеждает.
Впрочем, возможно, все эти вопросы и сомнения — лишь ещё одна причина посмотреть фильм «Звезда родилась». Наслаждаясь высоким визуальным уровнем, большой эмоциональной и эстетической насыщенностью, каждый из нас сможет самостоятельно принять решение о происходящем на экране — и, даже не увидев рождение звезды, почти наверняка почувствовать рождение чего-то внутри себя.
0 комментариев