Приказано соблазнить. Правда и домыслы о советских актёрах, завербованных КГБ
С распадом Советского Союза многие секреты становятся известными широкой публике: вскрываются архивы, звучат громкие признания. В годы холодной войны спецслужбы контролировали все области жизни общества, в том числе и кино. Знаменитые актёры и актрисы, которых знала вся страна и которые имели огромный круг общения, а также возможность выезжать на гастроли, часто оказывались под наблюдением КГБ. Комитет всеми силами пытался завербовать любимых народом артистов в свои ряды.
«Я люблю кино» вспоминает советских деятелей кино, от которых КГБ требовало сотрудничества.
Михаил Козаков
Уже в последние годы жизни Народный артист РСФСР решил признаться в том, что сотрудничал со спецслужбами. Михаил Козаков подчеркивал, что в его обязанности не входили доносы, цели своей деятельности он описывал так: «Вроде как должен был поспособствовать борьбе против американской разведки. Да и то — по случаю. Но меня никогда, слава богу, не просили заниматься стукачеством». Завербовали известного актёра и режиссёра в 1957 году.
В различных интервью он также упоминал необычное первое задание, которое ему поручил КГБ. Оно заключалось в соблазнении американской журналистки. Однако красота «объекта» покорила Михаила Михайловича, и он влюбился в девушку по-настоящему, поэтому решил ей признаться во всём: «Открылся ей, кто я, что делаю в Сочи, и решил, что на этом всё, поскольку не выполнил то, чего от меня ждали».
На вопрос о том, были ли его коллеги-актёры связаны с КГБ, Козаков ответил: «Да, безусловно, но никогда не назову их фамилии». Он также добавил, что имеет в виду не только знаменитых актёров, но и других деятелей кино.
Донатас Банионис
Уже после смерти звезды фильмов «Солярис» (1972) и «Мёртвый сезон» (1968) появились сообщения о том, что он имел реальные связи с органами госбезопасности. Напомним, что на родине знаменитого артиста, в Литве, КГБ считают преступной организацией, поэтому, если обвинения подтвердятся, отношение к актёру и его наследию со стороны соотечественников может сильно измениться.
Центр исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы опубликовал документы, согласно которым Донатас Банионис в период 1970-1974 годов являлся агентом и ему был присвоен псевдоним «Бронюс». Также в рассекреченных файлах говорится о том, что ему поручали собирать информацию на литовцев, эмигрировавших в США, пока он находился в зарубежных поездках.
Информация вызвала широкий резонанс, и многие стали сомневаться в достоверности приведённых данных. В частности, сын Народного артиста СССР отмечает, что имя его отца написано в конце списка задним числом и иным почерком.
Андрей Миронов
На заметку КГБ Андрей Миронов попал вследствие одного на первый взгляд безобидного случая. Однажды он был на Арбате со своим другом, актёром Владимиром Долинским. Молодые люди познакомились с двумя иностранками и приняли их приглашение прогуляться по посольскому саду. Девушки оказались дочерьми американского посла. Были ли дамы на самом деле таковыми или их подослали с целью подсадить артистов на крючок, неизвестно.
На следующий день с Мироновым связался человек, назвавшийся офицером КГБ. В ходе последовавшей личной встречи он предъявил звезде советского экрана обвинение в нарушении государственной границы (территория посольства). В обмен на возможность сохранить карьеру и работу от артиста требовалось согласие на сотрудничество.
Возлюбленная Андрея Миронова Татьяна Егорова также вспоминала, что во время съёмок «Бриллиантовой руки» актёра преследовал КГБ, систематически названивая ему. По её словам, артист сильно менялся в лице после разговоров по телефону, а однажды он ей сказал: «Они обещают, если я не соглашусь, порушить мою карьеру».
Точных данных о том, дал Миронов согласие работать с КГБ или отказался, нет.
Людмила Гурченко
В 1956 году вышла прорывная работа актрисы – фильм Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Уже в следующем году интерес к Людмиле Гурченко проявили не только советские зрители, но и агенты КГБ.
За год до смерти она поведала журналистам о вербовке со стороны органа государственной безопасности: «Как ни странно звучит, я с детства мечтала умереть за Родину. С гордостью носила пионерский галстук. А когда в 1957 году меня вербовал КГБ для работы на Всемирном фестивале молодежи и студентов, я не могла в это поверить. Я отказалась, и это меня уничтожило на долгие годы».
Правда, в чём конкретно выразилось «уничтожение», не очень понятно, а сама актриса свои слова так и не пояснила. Если речь шла о карьере Людмилы Марковны в кино, то после 1957 года она продолжала регулярно появляться на экранах. Может быть, всё-таки не отказалась?
Лариса Кронберг
Пик актёрской популярности в карьере Ларисы Кронберг пришёлся на середину прошлого века. Главные роли в кино она сыграла в картинах «Большая семья» (1954), «Девушка с гитарой» (1958) и «Олеко Дундич» (1958). Параллельно её завербовали для того, чтобы Кронберг участвовала в спецоперации в качестве красивой «приманки» для Мориса Дежана - французского посла в СССР. Её задачей было соблазнить мужчину, чтобы спецслужбы смогли иметь на него компромат и под данным предлогом заставить сотрудничать.
Её роль в интригах разведчиков была вскрыта беглым сотрудником КГБ Юрием Коротковым, разоблачившим на Западе схемы, с которыми он работал лично. По мотивам «московской шпионской истории» (частью которой была Кронберг) он же написал пьесу, поставленную в Лондоне.
Геннадий Хазанов
Юмориста многие подозревали в подпольной работе на КГБ — во многом из-за его популярности, которую якобы не могли не заметить «наверху». Однако все подозрения артист разговорного жанра отрицает. При этом он подтверждает, что с ним много раз выходили на связь.
Геннадий Хазанов вспоминал: «С КГБ я имел несколько неприятных встреч. Ещё в 1967 году он снял меня с гастролей в Саратове за репертуар вредного идеологического содержания. В 1969 году меня хотели завербовать. А в 70-е годы моя фамилия была в списке тех, у кого прослушивались телефоны. Я бы обиделся, если бы меня в нём не оказалось». На вопрос о факте сотрудничества актёр и телеведущий ответил: «Под руку с властями никогда не ходил».
В 1983 году им снова заинтересовались, когда на «Голубом огоньке» он прочитал юмористическую интермедию о разведчике и его начальнике-генерале. Хазанова пригласили на Лубянку и провели беседу, в ходе которой прозвучала фраза: «Вы понимаете, что подняли руку на святое?».
0 комментариев