От сумы, тюрьмы и дурдома. Звёзды кино, которые лежали в психбольнице
Психика актёров — дело тонкое, ведь им постоянно приходится жить не своей жизнью, изображая тех, кем они не являются, и пытаясь вникнуть в образ мыслей другого человека. Неудивительно, что иногда представителям этой профессии нужна помощь с восстановлением душевного равновесия.
“Я люблю кино” вспомнил самые известные случаи лечения отечественных кинозвёзд в специализированных учреждениях, иногда оканчивавшиеся для них летальным исходом.
Виктор Цой
Виктор Цой, который не только был рок-кумиром своего времени, но и сыграл главную роль в культовом перестроечном фильме «Игла», в 1983 году несколько месяцев провёл в питерской психиатрической больнице на реке Пряжка. Там знаменитый музыкант написал песню «Транквилизатор». Цой не нуждался во врачебной помощи - психбольница была для него способом «откосить» от службы в армии.
«Там нужно было под МДП закосить, маниакально-депрессивный психоз. Порезать вены и так далее. С этим брали», — рассказывал об этом эпизоде из жизни артиста Юрий Каспарян, в прошлом — гитарист группы «Кино». Но для Цоя, который не переносил вида крови, даже небольшой надрез на вене уже был суровым испытанием. По словам Каспаряна, он едва поцарапал себе руки, однако для госпитализации этого хватило.
Виктор Сухоруков
Съемки в картине «Про уродов и людей» были весьма выматывающими в эмоциональном плане для Виктора Сухорукова. Актёр снимал стресс при помощи алкоголя: сначала только дома, а позднее — и на съемочной площадке, наливая водку в пакет из-под кефира. Виктор Иванович продержался на алкогольном «допинге» год, прежде чем был госпитализирован с диагнозом «металкогольный психоз». Проще говоря, допился до белой горячки.
Специалисты психбольницы имени Бехтерева помогли Сухорукову вернуться в строй, и с тех пор актёр больше не прикасается к алкоголю.
Андрей Краско
Андрей Краско лежал в психиатрической больнице ещё во время студенческой молодости. Актёр тяжело переживал разрыв со своей первой женой, Натальей Акимовой, и сам себя накрутил до такой степени, что врачи поставили ему диагноз «маниакальный психоз».
Андрей Иванович позднее рассказывал, что ему попался замечательный лечащий врач, который не только вправил начинающему актёру мозги, но и помог избавиться от комплексов и по-новому взглянуть на жизнь. Кроме того, добрый доктор выписал студенту Краско освобождение от предметов, которые тот не горел желанием посещать, таких как политэкономия и история партии.
Как и Виктор Сухоруков, Андрей Краско имел проблемы с алкоголем, но считал, что врачи не смогут ему с этим помочь. Зелёный змий стал причиной смерти актёра.
Сергей Жигунов
Депрессию в нашей стране считают уделом выпендривающихся старшеклассниц и не воспринимают как серьёзную проблему, но вместе с тем именно она послужила поводом для обращения Сергея Жигунова за врачебной помощью.
Актёр, исполнявший в то время роль бизнесмена Максима Шаталина в гремевшем на всю страну ситкоме «Моя прекрасная няня», попал под очарование своей партнёрши по сериалу Анастасии Заворотнюк и всерьёз вознамерился оставить семью ради романа с ней. Очевидно, это решение далось ему нелегко, и Жигунов лег в госпиталь имени Вишневского, где ему вернули бодрое расположение духа при помощи сеансов массажа и курсов поддерживающей терапии.
Любопытно, что разрыв с Заворотнюк и возвращение в семейное лоно к Вере Новиковой прошёл для Жигунова значительно проще. По крайней мере, помощь мозгоправов ему не потребовалась.
Николай Гриценко
Николай Гриценко сильно пил, и по этой причине на закате жизни страдал от целого букета расстройств, главными из которых были рассеянный склероз и дислексия. Кроме того, Николай Олимпиевич постоянно жил в страхе, что его попытаются обокрасть. Народного артиста СССР сдала в психиатрическую лечебницу его вторая жена, Ирина Малиновская.
Пребывание Гриценко в психбольнице было недолгим и закончилось трагически: он украл из холодильника чужую еду, и за это его избили до смерти другие пациенты.
Татьяна Пельтцер
Пережить побои от душевнобольных пришлось и «главной бабушке» советского кинематографа, Татьяне Пельтцер.
Татьяна Ивановна вызвала «Скорую», жалуясь на сильную головную боль. Оказалось, что у актрисы стремительно прогрессирующая болезнь Альцгеймера, и, хотя оснований для госпитализации не было, Пельтцер положили в психбольницу. Там пациенты избили Татьяну Ивановну, которая вздумала выделяться. Когда коллеги актрисы по театру «Ленком» спохватились и поспешили вызволить Пельтцер из дурдома, её психика уже была непоправимо повреждена пережитым стрессом.
Татьяна Ивановна ещё некоторое время продолжала играть в спектакле «Поминальная молитва», где у неё была пара реплик (да и те ей подсказывал Александр Абдулов), но её состояние продолжало ухудшаться. Пельтцер закончила свои дни в элитной психиатрической лечебнице.
Константин Григорьев
Никита Михалков называл Константина Григорьева «актёром, о котором всегда мечтают режиссёры». В начале 80-х годов прошлого века Григорьев был настоящей звездой кино и играл главные роли во МХАТовскимх спетаклях.
17 февраля 1984 года актёр повздорил с компанией неизвестных в ресторане, где отмечал свой день рождения. Один из этих неизвестных позднее подстерёг Константина на лестнице, ударил его по голове тяжёлым металлическим предметом и спустил с лестницы.
После рокового удара Григорьев провёл в коме две недели и ещё полтора года пролежал в больнице. Из его мозга был откачан литр жидкости. У него были замечены повреждения левого полушария мозга, которые привели к частичной потере памяти и афазии.
Тем не менее, актёр не думал сдаваться: он узнавал людей, по-прежнему хорошо играл на гитаре и начал заниматься с логопедом, чтобы восстановить речь. Григорьев даже играл дворника Герасима в спектакле «Муму», ведь для этой роли его недуг не был помехой.
Елена, третья жена Константина, имела нездоровое пристрастие к алкоголю и, устав от мужа, который пытался пресекать её запои, с помощью отца отправила Григорьева в психбольницу.
Актёр смог выйти из дурдома и даже сыграл одну последнюю роль, шизофреника в фильме «По Таганке ходят танки», вышедшем на экраны в 1991 году. Умер он в 2007 году, нищим и невостребованным.
Наталья Назарова
Ещё одной звездой, чья жизнь пошла под откос из-за удара по голове, стала актриса Наталья Назарова, которую наши читатели могут помнить по роли в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова». В 1989 году возле дома Наталью попытался ограбить неизвестный. Актриса получила сильный удар по голове и почти год пролежала в больнице. Черепно-мозговая травма спровоцировала у Натальи Ивановны развитие шизофрении.
Из-за болезни актриса была уволена из МХАТа, и сейчас она доживает свои дни в «хрущовке» на окраине Москвы. Соседка Назаровой рассказывала, что порой для неё приходится вызывать психиатрическую «Скорую». Сама Наталья Ивановна жалуется, что после смерти матери ей приходится выживать на пенсию, которая вместе с пособием по инвалидности составляет 14 тыс. рублей, а бывшие коллеги из МХТ им. Чехова на вопросы о ней отвечают «вроде она давно умерла».
Александра Завьялова
Красотой Александры Завьяловой восхищались не только в Советском Союзе: в 1961 году фотография актрисы украсила обложку журнала «Life». Настоящая слава пришла к ней спустя десять лет, благодаря роли Серафимы-Пистимеи в сериале «Тени исчезают в полдень». Однако после этого Александру Ивановну перестали приглашать на главные роли, а соглашаться на что-то меньшее ей не позволяла гордость. Ходили слухи, что Александра стала персоной нон-грата из-за романа с гражданином США, но документальных подтверждений тому не имеется.
В дальнейшей судьбе актрисы много неясного. Известно, что она жила затворницей, сильно увлеклась религией. Дважды Александру Завьялову помещали в психиатрическую больницу, по некоторым сведениям — против её воли.
По воспоминаниям соседей, Александра Ивановна в старости была не вполне адекватна: разговаривала с радиоприёмником, пыталась позвонить по домофону в Америку.
3 февраля 2016 года Александру Завьялову зарезал её родной сын.
0 комментариев