Секс, фашисты и Борат. Фильмы, запрещённые к показу в России
До сих пор широко обсуждается отзыв прокатного удостоверения у британской комедии «Смерть Сталина» (The Death of Stalin) режиссера Армандо Ианнуччи, которая должна была выйти на отечественные экраны 25 января. Однако это далеко не первый случай, когда российское государство недовольно содержимым иностранных (и отечественных) кинолент.
«Я люблю кино» вспомнил, какие фильмы за последние годы получили официальный запрет на российский прокат или просто столкнулись с серьёзными проблемами.
«Приказано забыть» (2014)
По сюжету фильма главные герои – юноша Дауд и девушка Седа – одни из немногих, кто сумел скрыться в горах во время насильственной депортации народов Северного Кавказа в 1944 году. Однако молодые люди недолго находились в укрытии, так как решили отыскать своих родных. По возвращении в деревню они становятся свидетелями ужасной трагедии: НКВД сжигает заживо отказавшихся покидать свои дома людей.
Министерство культуры не выдало прокатное удостоверение этому фильму 2014 года, мотивировав это тем, что его показ «будет способствовать разжиганию межнациональной розни».
«Любовь»/Love (2015)
Снятая франко-аргентинским режиссёром Гаспаром Ноэ «история любви в эротическом ракурсе» оказалась слишком откровенной для России. 17 сентября 2015 года Министерство культуры РФ отказало компании-прокатчику «Премиум фильм» в выдаче прокатного удостоверения из-за порнографических сцен. Ведомство не убедило даже намерение отредактировать картину, удалив из неё некоторые части.
«Интервью»/The Interview (2014)
Хулиганская политическая комедия Сета Рогена и Джеймса Франко про американских журналистов, которых вербуют, чтобы те убили Ким Чен Ына, наделала много шума. В первую очередь оскорблённой оказалась, конечно же, Северная Корея - хотя сам лидер КНДР признавался, что «всё равно посмотрит» фильм.
После ряда официальных заявлений-возмущений на Sony – компанию, ответственную за прокат в США – были совершены хакерские атаки. Взломщики требовали не выпускать картину в международный прокат, пригрозив совершить теракты в тех кинотеатрах, где она всё же будет показана. После долгих обсуждений «Интервью» всё-таки вышел в ограниченный прокат в Америке, а также на нескольких видео-платформах в интернете. Интерес к фильму рос на протяжении всего скандала, а за создателей заступался даже президент Обама.
У нас ленту не пустили в прокат в целях безопасности и для того, чтобы страна сохранила в этом вопросе нейтралитет. Официальная позиция выстраивалась на том, что Россия «с озабоченностью восприняла очередной виток эскалации напряженности в отношениях между США и КНДР». В общей сложности, фильм показали на большом экране лишь в 17 странах, включая США.
«Клип»/Klip (2012)
Сербский фильм о далеко не детском поведении девушки-подростка не устроил наше Министерство культуры всем, несмотря на признание критиков и даже победу на кинофестивале в Роттердаме. Официально отказ в выдаче прокатного удостоверения объяснялся «наличием в картине нецензурной брани, сцен, где употребляются наркотики и алкоголь, и материалов порнографического характера».
«Номер 44»/Child 44 (2015)
Как и «Смерть Сталина», «Номер 44» запретили к выходу в России за день до премьеры. Причина тоже была похожей: «искажение исторических фактов, событий и образов». Любопытно, что искажению в этом случае также подверглась сталинская эпоха.
Картина основана на одноименном романе Тома Роба Смита и рассказывает о том, как офицер советской госбезопасности в начале 1950-х годов ищет маньяка-убийцу. Несмотря на то, что в актёрском составе значатся Том Харди, Гари Олдман и Нуми Рапас, фильм провалился в международном прокате и получил довольно низкие оценки.
«Борат»/Borat: Cultural Learnings of America for Make Benefit Glorious Nation of Kazakhstan (2006)
Легкомысленная комедия с Сашей Бароном Коэном в роли казахского журналиста, приезжающего в США, не получила прокатное удостоверение в России, потому что «содержит материалы, которые некоторому количеству зрителей могут показаться унижающими в отношении некоторых национальностей или религий». Это был первый случай запрета непорнографического фильма в нашей стране.
Любопытно, что в самом Казахстане лента официально не была запрещена. Однако представитель МИД страны выразил надежду, «что компании-прокатчики проявят ответственность и не будут показывать этот фильм».
Другие фильмы, столкнувшиеся с проблемами:
«Безымянная — одна женщина в Берлине»/Anonyma - Eine Frau in Berlin (2008)
Очень спорная и неоднозначная драма о Великой Отечественной войне, в которой эксплуатируется тема массовых изнасилований немок советскими солдатами в 1945 году. Фильм основан на дневнике Марты Хиллерс, в котором она описывала преступления по отношению к себе и другим женщинам в этот период. Воспоминания были изданы в качестве книги, состоящей из эпизодов, описанных автором со слов других жертв, поэтому сомнения по поводу их достоверности сохраняются и по сей день.
Российские прокатчики решили даже не связываться с фильмом, полагая, что точно не получат разрешение на его демонстрацию. Картина вышла только небольшим количеством копий на видео.
«Война Чарли Уилсона»/Charlie Wilson's War (2007)
Главный герой фильма – скандальный конгрессмен штата Техас, который начинает финансировать повстанцев в Афганистане, что и приводит в итоге к их победе над советскими войсками.
В начале 2008 года компания Universal Pictures International Russia отказалась от проката этой биографической драмы с Томом Хэнксом в главной роли по причине «определённой направленности картины», в которой Советский Союз был выставлен далеко не в лучшем свете. Другими словами, была опасность того, что зрители родом из СССР будут по меньшей мере оскорблены увиденным.
Ещё одним аргументом в пользу такого шага стали сомнения компании относительно окупаемости фильма в России. Утверждалось, что к принятому решению власти отношения не имеют.
«Да и да» (2014)
Фильм российского режиссёра Валерии Гай Германики был показан на Московском кинофестивале в первоначально задуманном варианте. Однако прокатный период, следующий за премьерой, совпал с началом действия нового закона о запрете мата в кино в 2014 году.
Три дня до вступления этого ограничения в силу картину демонстрировали в ограниченном количестве копий. Далее ленту пришлось переозвучивать вопреки художественному замыслу автора, но с её согласия.
Новая версия получила разрешение на широкий прокат, однако не смогла окупить бюджет - совокупные кассовые сборы по итогам двух релизов составили 52 тысячи долларов при бюджете в 600 тысяч долларов.
«Россия 88» (2009)
Псевдодокументальный российский фильм рассказывает о банде скинхедов, которая снимает ролики о своих опасных убеждениях с целью заинтересовать и привлечь молодежь в движение. Основная драма в картине завязывается тогда, когда главарь преступной группы узнаёт, что его сестра встречается с кавказцем. Одна из особенностей фильма – использование в нём оригинальной нацистской музыки.
3 февраля 2016 года Нарьян-Марский суд признал фильм экстремистским. Однако уже через день данная мера по отношению к «России 88» была отменена из-за того, что радикальным посчитали лишь один фрагмент, вырезанный из картины. Тем не менее, эту киноленту никогда не показывали ни в кинотеатрах России, ни по телевидению.
«Жизнь Адель»/La vie d'Adèle (2013)
Поражающий своими откровенными лесбийскими сценами фильм французского режиссёра Абделатифа Кешиша стал обладателем «Золотой пальмовой ветви» 66-го Каннского фестиваля в 2013 году.
Эротическую мелодраму поначалу хотели запретить на территории России: Роскомнадзор заблокировал и медиаматериалы, и даже аннотацию к фильму как неприемлемые. Однако картина всё же получила разрешение на показ в России, хоть и в очень скромном количестве копий.
0 комментариев